Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Как узнать кто участвует в аукционе. Сбербанк АСТ – электронная торговая площадка по банкротству

Анонимность участников электронных аукционов - мнимая, существует технологическая возможность раскрыть автора заявки, утверждают отраслевые эксперты и подтверждают операторы электронных торгов. Анонимность торгов была одной из ключевых причин начала эксперимента по переводу государственного заказа в новый формат. В течение трех месяцев отобраным для федерального заказа площадкам придется устранить «дыры».

Открытые электронные аукционы на участие в госзаказе допускают технические возможности для манипулирования торгами, утверждают отраслевые эксперты и сами представители электронных торговых площадок. В течение трех месяцев Минэкономразвития намерено убрать пробелы в техническом сопровождении электронных аукционов.

Операторы электронных торгов утверждают: «взломать» анонимность участников можно, просто посмотрев в свойства поданных документов в первых частях заявок. «Формально организатор торгов не имеет возможности узнать, кто принимает участие в электронном аукционе до момента вскрытия вторых частей заявок. Однако сведения об участниках, подавших первые части заявок, могут стать доступными для организатора торгов, например, из просмотра свойств документов, представленных в составе первых частей заявок, в которых зачастую указываются сведения об организации -- владельце программного продукта, с помощью которого создан документ», -- говорится в справке, предоставленной межотраслевой торговой системой «Фабрикант.ру».

«На разных стадиях прохождения заявок у организаторов торгов есть возможность через документацию о продукте узнать информацию об участниках», -- уверен генеральный директор «Фабриканта.ру» Дмитрий Мишутин.

"Заказчик в любом случае не может получить доступ к информации об участнике, направившем заявку, если эту информацию не раскрыл сам участник в тексте. Оператор в настоящий момент находится в рамках закона и регламентов работы и жестко контролируется ФАС в плане соблюдения конфиденциальности таких сведений. К моменту прохождения технологического аудита конфиденциальность будет обеспечиваться на аппаратном уровне благодаря технологии шифрования всех поступающих на площадку сведений", спорит заместитель генерального директора Единой электронной торговой площадки Москвы (ЕЭТП) Андрей Черногоров.

При желании участники и организаторы торгов могут узнать других участников торгов, замечает специалист консалтинговой группы «Ценный совет» Павел Сафронов. «Если площадка раскрывает анонимность участников, законом предусмотрен штраф в районе нескольких тысяч рублей», -- говорит Павел Сафронов.

Анонимность электронных торгов была одним из ключевых преимуществ перехода аукционов по госзаказу в интернет. Предполагалось, что она обеспечит равные условия для всех участников и исключит возможность недобросовестной конкуренции через сговор.

Новый техрегламент

25 января правительство выбрало пять электронных площадок для проведения торгов на федеральные нужды. Из 18 претендентов в список вошли ранее работающие в режиме эксперимента ЕЭТП, площадка Сбербанка и Татарстана, и две новые -- площадки РТС и ММВБ. Позднее в список также войдет площадка Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи для госзакупок нефтепродуктов.

Отобранным торговым платформам в течение трех месяцев придется устранить техническую возможность узнать информацию, раскрывающую анонимность участников. «Министерство экономического развития и Федеральная антимонопольная службы разработали регламент и технические требования к национальным операторам. Там есть целый раздел «Информационная безопасность». В нем указывается, что вся информация, попадающая на площадку, шифруется на аппаратном уровне. Сервер с информацией пломбируется представителями контролирующих органов, площадка может им оперировать, но внутрь посмотреть не может», -- сообщил сайт Андрей Черногоров.

Площадкам будет необходимо проходить обязательный технологический аудит, который будет проводиться подрядчиком, выбранным на конкурсной основе ФАС и Минэкономразвития. «Скорее всего, это будет один из крупных российских либо западных аудиторов. Может быть, это будет ФСБ», -- прогнозирует Андрей Черногоров.

Отраслевые эксперты опасаются: в связи с тем, что переход на электронные торги до недавнего времени проходил в форме эксперимента, у операторов может просто не хватить мощности серверов, чтобы обеспечить необходимый объем торгов.

По условиям ФАС и Минэкономразвития, оператор электронных торгов по госзакупкам должен быть в состоянии обеспечить техническую возможность для проведения тысячи торгов одновременно, рассказал Андрей Черногоров. «Запас прочности заложен в разы больший, чем это сейчас необходимо. Каждый оператор в отдельности может переварить 100% государственного заказа», -- говорит Андрей Черногоров.

Другая проблема заключается в том, что участвовать в электронных торгах можно, только используя интернет-браузер Internet Explorer. «На других браузерах результаты торгов отображаются криво. Под Internet Explorer написано больше всего вирусов, его легче обойти хакерам», -- говорит Павел Сафронов.

Другие браузеры невозможно использовать при электронных торгах из-за того, они не могут совмещаться с сертифицированными в России алгоритмами работы с электронной цифровой подписью (ЭЦП), пояснил Андрей Черногоров. «По статистике Internet Explorer используют более 60% пользователей интернета. Поскольку он является наиболее распространенным, то логично, что взят именно он, поскольку основная цель -- доступность госзаказа», -- комментирует Андрей Черногоров.

В использовании ЭЦП, необходимой для участия торгов, есть тоже свои трудности. «Сейчас не предусмотрено судебной практики при использовании ЭЦП. Участник может отказаться ставить на документах свою подпись при наличии ЭЦП. Судебной практики, в случае если при этом произойдут какие-то нарушения, нет», -- констатирует Павел Сафронов.

Анонимности не будет

Отраслевые эксперты остаются скептичными в отношении сохранения анонимности на электронных торгах. «Несмотря на название, решения по заключению контрактов на электронных торгах принимают не вычислительные системы, а люди. И пока это так, нельзя исключать фактор личной заинтересованности. А возможностей немало: техническая защита может быть сломана, данные об участниках, несмотря на установленный запрет, переданы заказчику, заказ может быть размещен «задним числом», нежелательных участников можно заблокировать в процессе аукциона», -- убежден руководитель правового департамента компании «Налоговик» Алексей Львов.

Наличие технических проблем и непроработанности -- следствие поспешности решения перевести государственный заказ в формат электронных аукционов, считает специалист Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шестоперов. «Понятно, что у чиновника при отсутствии какого-то независимого контроля всегда будет возможность как-то наладить систему, чтобы заранее узнавать условия конкурсов или названия компаний, которые будут участвовать. В электронных технологиях довольно сложно все контролировать, в любом случае пространство для действий по усмотрению чиновника будет оставаться», -- уверен Алексей Шестоперов.

Под сроком электронного аукциона по 44-ФЗ подразумевают период времени, отведенный на каждый этап закупки. Рассмотрим подробнее, сколько всего этапов существует и в какие сроки согласно закону они должны проходить.

Сроки проведения аукциона по 44 фз в таблице

Если НМЦК менее и равна 300 млн руб (а в случае с работами по строительству, реконструкции, кап. ремонту объектов капитального строительства менее или равна 2 млрд рублей), то минимальное время проведения закупки и заключения контракта 19 дней.

Если НМЦК более 300 млн руб (а в случае с работами по строительству, реконструкции, кап. ремонту объектов капитального строительства более 2 млрд рублей), то минимальное время проведения закупки и заключения контракта 26 дней.

Сроки подачи заявок на электронный аукцион по 44-ФЗ

1. Самый первый шаг в организации электронного аукциона — это размещение извещения о его проведении и тендерной документации. Срок подачи заявок на электронный аукцион варьируются в зависимости от суммы НМЦК: если она превышает 300 млн. руб. (а в случае с работами по строительству, реконструкции, кап. ремонту объектов капитального строительства превышает 2 млрд рублей), то извещение должно быть размещено за 15 дней (или более) до дня окончания приема заявок. Если сумма начальной цены 300 млн. руб. и меньше (или менее 2 млрд руб в случае с работами по строительству) — то за 7 дней (или более).

2. Бывают случаи, когда необходимо внести изменения в само извещение или документацию. Для этого в электронных аукционах по 44-ФЗ предусмотрены следующие сроки проведения: не позже, чем за 2 дня до окончания приема заявок.

А если будут внесены изменения, то время на подачу должно быть увеличено соответственно пункту 1 нашей статьи, т.е. до 15 дней и до 7 дней соответственно.

3. Если заказчик решил отказаться от проведения аукциона, то он может это сделать не позже 5 дней до окончания приема заявок.

4. Участник может отправить запрос на разъяснение аукционной документации, но не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок. Ответ заказчик обязан опубликовать в течение 2-х дней с момента поступления этого запроса.

5. Изменить или отозвать свою заявку участник электронного аукциона может в любой момент до окончания срока приема. Если он не успеет этого сделать в установленный период, его первая часть заявки будет рассмотрена и, в случае ее соответствия, участник будет допущен до аукциона, однако он вправе не подавать ценовых предложений.

6. Следующим этапом является рассмотрение первых частей заявок, поданных участниками. Он составляет 1 рабочий день после окончания срока подачи, если цена контракта меньше или равна 300 000 000 руб. (в случае с работами по строительству 2 млрд рублей и меньше).

Во всех остальных случаях срок рассмотрения первых частей заявок - 3 рабочих дня . В этот период отсеиваются заявки, которые не подходят под требования к составу первой части заявки, указанные в документации.

В это же время отправляется протокол рассмотрения первых частей заявки оператору ЭТП, на которой проходят закупки, и размещаются данные в ЕИС.

Однако, если в составе документации имеется проектная документация, то срок окончания подачи заявок является и сроком рассмотрения первых частей заявок. Иными словами, если участник подал заявку на участие в таком аукционе, она автоматически считается принятой.

7. Затем наступает срок проведения аукциона по 44-ФЗ, это рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей.

Например, если рассмотрели заявки в пятницу, то электронный аукцион будет в понедельник, т.к. после пятницы следующий рабочий день - понедельник.

Если в составе документации приложена проектная документация, то аукцион проходит через 4 часа после окончания подачи заявок.

8. После этого необходимо огласить протокол проведения аукциона. На электронной площадке закупки эта информация размещается в течение 30 минут после завершения последней фазы торгов, а заказчику протокол направляется в течение 1 часа, вместе со вторыми частями заявок, после публикации на ЭТП.

9. Рассмотрение 2-х частей заявки должно проходить в срок не более 3-х рабочих дней , с момента размещения протокола о проведении электронного аукциона на площадке. Итоговый протокол, оформляемый после рассмотрения вторых частей заявок, будет определять победителя закупки.

10. В течение 5 календарных дней , с даты размещения итогового протокола, в котором определяется победитель, заказчик в личном кабинете победителя направляет ему проект контракта.

Сроки подписания контракта по 44-ФЗ в электронном аукционе

11. В течение 5 календарных дней после получения проекта контракта от заказчика, победитель должен подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта, либо направить заказчику протокол разногласий.

12. Если был направлен протокол разногласий, то заказчику дается 3 дня на его изучение и публикацию измененной версии контракта. Если договор будет размещаться без изменений, то заказчику необходимо обосновать отказ от предложенных изменений участника.

13. В течение следующих 3-х рабочих дней, после публикации доработанной (или той же) версии контракта, победитель обязан подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта.

14. Заказчик же должен подписать контракт в течение 3-х рабочих дней после того, как это сделает победитель. С этого момента контракт считается заключенным.

Обращаем внимание, что контракт не может быть заключен ранее 10 дней с даты определения победителя, т.е. размещения итогового протокола.

15. В случае, если заявку участника отклонили по первой / второй части или в процессе аукциона были выявлены нарушения со стороны заказчика или оператора электронной площадки, у участника есть 5 дней с даты итогового протокола (т.е. с момента определения победителя), чтобы направить жалобу в ФАС.

Обо всех сроках проведения электронного аукциона и его особенностях Вы можете узнать в нашем обучающем курсе "Госзаказ ". Сотрудники РусТендер специально собрали всю необходимую информацию, подкрепленную собственным опытом участия, благодаря которой Вы сможете успешно участвовать в госзакупках и получать контракты.

Это основные этапы и сроки аукциона по 44-ФЗ, проходящего в электронной форме на ЭТП федеральных операторов. Все временные характеристики, приведенные в тексте, актуальны на момент написания статьи. Чтобы всегда быть в курсе последних изменений следите за нормами законодательства РФ.

Это основные этапы и сроки электронного аукциона по 44-ФЗ, отраженные в табличном схематичном виде. Все временные характеристики, приведенные в тексте, актуальны на момент написания статьи. Чтобы всегда быть в курсе последних изменений следите за статьями на нашем сайте и подписывайтесь на наши новости!

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Меня часто спрашивают о том, можно ли узнать информацию об участниках электронного аукциона до проведения торгов. Этими же вопросами пестрят и “ветки” большинства форумов по госзакупкам. Вопрос действительно интересный и актуальный. Но могу сразу же вас огорчить. Узнать “в лоб” такую информацию законным способом нельзя. Однако все же есть несколько способов, с помощью которых можно вполне законно определить потенциальных участников аукциона, но об этом мы поговорим немного позже. Сама идея проведения электронных аукционов как раз и состоит в том, чтобы сделать эту процедуру максимально прозрачной и не коррумпированной. Однако это только в теории, на практике же ситуация обстоит иначе. Предлагаю вам уделить несколько минут свободного времени и подробно во всем разобраться… (Примечание: настоящая статья актуализирована 21.02.2019 г.).

1. Заявка на участие в электронном аукционе

Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2-х частей. Первая часть заявки не должна содержать абсолютно никакой информации об участнике, то есть Заказчик не должен знать от кого поступила та или иная заявка. У каждой заявки есть лишь номер, присвоенный оператором электронной площадки. Заказчик получает сведения об участниках аукциона, только лишь в момент получения вторых частей заявок от оператора.

Согласно требованиям ч. 15 ст. 66 44-ФЗ оператор электронной площадки ОБЯЗАН обеспечить конфиденциальность информации об участниках электронного аукциона, подавших заявки на участие в таком аукционе, и информации, содержащейся в первой и второй частях данной заявки до размещения на электронной площадке протокола проведения такого аукциона. За нарушение указанного требования оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

2. Как действуют участники, незаконно получившие информацию о своих потенциальных конкурентах?

Схема действий таких участников достаточно проста. Имея на руках список всех участников аукциона, наш участник, владеющий информацией, назовем его Мистер “Х” начинает по очереди обзванивать всех участников. В разговоре Мистер “Х” предлагает каждому участнику “помолчать” на аукционе, то есть не подавать ценовых предложений в обмен на вознаграждение. Размер такого вознаграждения, как правило, колеблется в пределах от 0,5% до 1% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). При небольшом количестве участников такая схема имеет право на жизнь, однако ждать 100% гарантии от неё не стоит. Кто-то из участников может отказаться от данного незаконного предложения, а кто-то, получив вознаграждение, все равно будет принимать участие в аукционе.

В моей практике было несколько подобных случаев. Буквально в течение 30-60 минут после подачи заявки на электронный аукцион, мне звонил человек, который сообщал о том, что мы с ним участвуем в одном аукционе и предлагал вознаграждение за то, чтобы я не подавал ценовых предложений. За мое “молчание” он предлагал перевести на указанный мной счет 1% от НМЦК. Я в таких случаях всегда отвечал категорическим отказом, что и вам рекомендую делать, т.к. участие в таких действиях является преступлением.

3. Какие законные способы определения потенциальных участников аукциона существуют?

С незаконным способом получения информации об участниках аукциона (подкупом оператора электронной площадки) мы разобрались. Теперь давайте поговорим о доступных законных способах, которые позволят вам спрогнозировать потенциальных участников того или иного аукциона.

Первый способ. Узнать количество потенциальных участников аукциона


До 1 июля 2018 года при подаче заявки на аукцион, ей присваивался порядковый номер. Если заявке участника присваивался, например, 4 номер, то он понимал, что помимо него есть еще 3-и потенциальных претендента на этот контракт. Поэтому многие участники старались подать свою заявку за несколько часов до окончания срока подачи заявок, чтобы приблизительно определить количество потенциальных участников.

Что давала участнику такая информация? По сути лишь одно, если участников много, то наверняка на самих торгах будет идти ожесточенная борьба за контракт и, как правило, НМЦК будет сильно снижена. Поэтому в большинстве случаев участие в таком аукционе не целесообразно. Но есть одно НО, которое всегда нужно учитывать — в любом правиле есть исключения. Не факт, что все участники, подавшие заявки, будут допущены до самой процедуры участия в аукционе. Не факт, что все участники будут демпинговать. И, наконец, всегда есть вероятность, что некоторые участники могут быть отклонены Заказчиком по итогам рассмотрения вторых частей заявок.

Однако с 1 июля 2018 года ситуация коренным образом изменилась. Теперь заявкам участников присваивают не порядковые номера, а идентификационные (ч. 9 ст. 66 44-ФЗ). Например, вы подали заявку и ей присвоили номер 5367, второй заявке присвоили номер 15, а третьей — 647. Таким образом, определить сколько всего было подано заявок на аукцион не предоставляется возможным. Поэтому в настоящее время данный способ утратил свою актуальность. Однако есть способы гораздо эффективнее, и о них мы поговорим ниже.

Второй способ. Ручной анализ аналогичных закупок Заказчика за определенный период

Этот способ позволяет с определенной долей вероятности спрогнозировать, какие поставщики будут принимать участие в том или ином аукционе. Для этого вам необходимо зайти на сайт — www.zakupki.gov.ru . И выполнить анализ завершенных аукционов, воспользовавшись инструментом расширенного поиска.

В открывшейся форме необходимо заполнить поля в соответствии с критериями поиска. Как правило, это:

  • номер ФЗ — 44-ФЗ;
  • способ определения поставщика — электронный аукцион;
  • Дата размещения информации — указывается нужный временной интервал;
  • Федеральный округ Заказчика — указывается нужный;
  • Субъект РФ Заказчика — указывается нужный;
  • Этап закупки — процедура завершена;
  • Район/город — указывается при необходимости;
  • Адрес электронной площадки — указывается при необходимости;
  • Коды ОКПД2 — указываются нужные.

После этого производится анализ завершенных электронных аукционов, в частности протоколов подведения итогов.

Помимо этого также необходимо выполнить анализ заключенных контрактов по отдельно взятому Заказчику. Зная наименование Заказчика и его ИНН можно найти информацию о заключенных им контрактах с победителями прошлых закупок, аналогичных той, в которой вы планируете принять участие. Эта информация находится на сайте www.zakupki.gov.ru в разделе «Реестр контрактов 44-ФЗ». Этот раздел находится на главной странице сайта во вкладке «Контракты и договоры».

Этот способ достаточно долгий и трудоемкий, однако при отсутствии в арсенале участника платных аналитических инструментов он является единственно возможным.

Третий способ. Программный анализ аналогичных закупок Заказчика за определенный период

Описанный выше способ выявления потенциальных участников аукциона можно значительно ускорить и упростить, если использовать в работе аналитические инструменты, которые в настоящее время имеются в большинстве платных программ по поиску тендеров. Например, таких как тендерплан , ist-budget, bicotender, seldon. Помимо этого, некоторые агрегаторы в сфере госзаказа предоставят вам возможность самостоятельного анализа возможных участников. Такой сервис очень удобен и крайне функционален, а, самое главное, существенно ниже по стоимости многих поисковых программ. Подход такой — вам предоставят доступ к самой полной базе участников государственных торгов с историей 8 лет, в которой вы с помощью настроек зададите интересующие критерии поиска по сфере деятельности, региону и стоимости контрактов — далее встроенная crm-система сделает всё за вас. Вы получаете результат без значительных вложений и ресурсов. На сегодняшний день, пожалуй, лучшим таким сервисом-агрегатором являетcя CRMBG.SU .


Госзаказ считается не менее эффективной мерой по поддержанию бизнеса, чем субсидии или льготы. Кроме того, государственные и муниципальные заказчики по закону обязаны от 10 до 20% годового объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг размещать у субъектов малого предпринимательства. Расчет здесь простой: малые и средние предприятия часто специализируются на узкой линейке товаров и потенциально могут предлагать интересную продукцию высокого качества. Но обычно только большие предприятия могут позволить себе содержать специальный отдел для отслеживания интересных конкурсов и оформления заявок на участие в них.

Мало кто знает, что в Москве предприниматели имеют возможность пройти бесплатное обучение методологии подбора тендеров и процедуре участия в торгах.

Государственное бюджетное учреждение «Малый бизнес Москвы» в январе 2013 открыло Единый Центр Госзаказа , который проводит такие курсы.

Размещение госзаказа может осуществляться несколькими способами: либо путем проведения торгов (конкурсов или электронных аукционов), либо это может быть запрос котировок, а также закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Запрос котировок производится лишь для лотов стоимостью не дороже 500 тыс. руб., а конкурсы проводятся в случае со «сложными» закупками, которые требуют оценки не только по цене, но и по множеству других критериев. Обычно конкурсы проводятся на закупки в сфере оборонной промышленности, высоких технологий, науки.

Сегодня основным способом размещения государственного заказа являются электронные аукционы, их доля составляет порядка 59% от общей массы торгов. Электронные аукционы считаются эффективным инструментом по борьбе с коррупцией. Смысл системы заключается в анонимности участников, прозрачности информации и высокой конкуренции. Проведение торгов на электронных площадках позволяет устранить взятки на этапе размещения и проведения торгов.

Рассмотрим этапы участия в открытом онлайн-аукционе.

1. Поиск подходящего аукциона

Извещение о проведении любого аукциона публикуется на Официальном Общероссийском сайте и размещается на официальном сайте не меньше чем за 7 или 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие, в зависимости от начальной максимальной цены. Всего существуют пять федеральных электронных торговых площадок:

  • ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»

На каждой площадке есть реестр аукционов и форма поиска. Кроме того, сводный список всех аукционов можно найти на официальном информационном сайте РФ о размещении заказов . Поиск осуществляется по нескольким критериям, что облегчают процедуру.

Нормативно-правовым регулированием государственного заказа занимается Минэкономразвития, контроль за размещением заказов осуществляет Федеральная антимонопольная служба, а в отдельных случаях — Федеральная служба по оборонному заказу.

2. Получение электронной цифровой подписи (ЭЦП)

Купить ЭЦП можно в любом удостоверяющем центре , получившем аккредитацию на той электронной площадке, где вы собираетесь вести торги. Адреса сайтов авторизованных удостоверяющих центров можно узнать на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в разделе «Информация для заказчиков и поставщиков».

Процедура получения ЭЦП занимает 2-3 рабочих дня. Подпись позволяет присвоить электронному документу юридический статус и таким образом подтверждает материальную ответственность участников за принимаемые ими в процессе торгов решения.

3. Аккредитация на торговой площадке

Ни одна компания не имеет права участвовать в электронном аукционе без аккредитации на торговой площадке. Для каждой из пяти площадок аккредитацию необходимо получать отдельно.

Сама процедура проходит следующим образом. Нужно зайти на сайт площадки, заполнить аккредитационную форму и заявление на открытие счета, приложить ряд документов (выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП для ИП), учредительный документ, доверенность на право участия в торгах, протокол или решение о назначении руководителя, заверенный печатью организации, скан карточки реквизитов компании).
Необходимо разобраться со всеми требованиями, предъявляемыми площадкой. В частности, для участия в торгах надо настроить браузер правильным образом.

Оператор площадки в пятидневный срок рассматривает заявку и подтверждает возможность доступа к участию либо отказывает в аккредитации. Отказ должен сопровождаться комментариями с указанием допущенных ошибок. Площадки не устанавливают ограничения по количеству попыток прохождения аккредитации. Но каждая поданная заявка будет рассматриваться в течение пяти рабочих дней.

Для участия в торгах для каждого аккредитованного поставщика в рамках площадки создается личный кабинет. Функционал личного кабинета позволяет подавать заявки на участие в аукционах, непосредственно участвовать в них, подавать запросы на разъяснение аукционной документации и многое другое.

4. Перевод денег на счет

Следующий обязательный шаг — это перевод денег на свой счет на торговой площадке для того, чтобы обеспечить свое участие в электронных торгах. Как правило, если торги проводятся среди субъектов малого предпринимательства, этот платеж составляет 2% от максимальной начальной стоимости заказа, во всех остальных случаях — 5% от максимальной начальной стоимости заказа. После окончания аукциона эта сумма разблокируется и ее можно снять со счета.

Как только деньги поступают на счет электронной торговой площадки, у поставщика появляется возможность отправить свою заявку на участие в аукционе.

5. Составление заявки

Составление заявки на участие в аукционе — это самый ответственный этап. Чтобы правильно составить этот документ, нужно очень внимательно читать аукционную документацию. Заявка состоит из двух частей. Первая часть должна быть анонимной, она содержит согласие участника на поставку нужного товара (работ, услуг) и описание их характеристик. Вторая часть содержит сведения об участнике, документы, подтверждающие соответствие участника установленным в аукционной документации требованиям (различные лицензии и сертификаты).

После истечения срока подачи заявок заказчик формирует протокол рассмотрения первых частей заявок, а оператор площадки обязан в установленные сроки сообщить поставщику, допущен ли тот до торгов.

Процесс аукциона

При участии в электронном аукционе обращайте внимание на следующие основные моменты: время, оставшееся до окончания аукциона, и шаг аукциона. Шаг аукциона строго определен законодательством — полпроцента от начальной максимальной стоимости заказа. Каждый раз участнику дается 10 минут на размышление, выступать ли с предложением о понижении цены.

Участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта, равное или большее чем предложения, поданные участниками аукциона ранее, а также предложение о цене контракта, равное нулю. Участник также не может подавать предложение о цене контракта ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженного на шаг аукциона.

Торги считаются завершенными, если через 10 минут после предъявления самой низкой ставки никто не внес более выгодного предложения.

Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов, где указаны лучшие ставки. Все участники скрыты под номерами.

Только после проведения аукциона к заказчикам перейдут вторые части заявок, из которых они узнают, какие компании под какими номерами скрыты. По результатам рассмотрения вторых частей заявок выявляется победитель, которому и высылают государственный контракт. Его надо подписать в электронной форме в установленные сроки.

Также необходимо предоставить обеспечение контракта. Его размер определен 94-ФЗ и составляет до 30% от начальной максимальной цены контракта. Эта сумма может быть переведена на временный счет заказчика или представлена в виде банковской гарантии.

1. В электронном аукционе могут участвовать только зарегистрированные в единой информационной системе, аккредитованные на электронной площадке и допущенные к участию в таком аукционе его участники.

2. Электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.

3. Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

5. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, электронный аукцион проводится путем снижения начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги в порядке, установленном настоящей статьей.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".

8. При проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.

9. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта с учетом следующих требований:

1) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю;

2) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах "шага аукциона";

3) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.

10. От начала проведения электронного аукциона на электронной площадке до истечения срока подачи предложений о цене контракта должны быть указаны в обязательном порядке все предложения о цене контракта и время их поступления, а также время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта в соответствии с частью 11 настоящей статьи.

11. При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение такого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.

12. В течение десяти минут с момента завершения в соответствии с частью 11 настоящей статьи электронного аукциона любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от "шага аукциона", с учетом требований, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 9 настоящей статьи.

13. Оператор электронной площадки обязан обеспечивать при проведении электронного аукциона конфиденциальность информации о его участниках.

14. Во время проведения электронного аукциона оператор электронной площадки обязан отклонить предложения о цене контракта, не соответствующие требованиям, предусмотренным настоящей статьей.

15. Отклонение оператором электронной площадки предложений о цене контракта по основаниям, не предусмотренным частью 14 настоящей статьи, не допускается.

16. В случае, если участником электронного аукциона предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.

17. В случае проведения в соответствии с частью 5 настоящей статьи электронного аукциона его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, признается лицо, предложившее наиболее низкую сумму цен единиц товара, работы, услуги.

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона. В этом протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием идентификационных номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.

(см. текст в предыдущей редакции)

19. В течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также информацию и электронные документы этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона. При этом при проведении электронного аукциона в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации оператор электронной площадки также направляет заказчику предусмотренные частью 3.1 статьи 66 настоящего Федерального закона первые части заявок таких участников. В течение указанного срока оператор электронной площадки обязан направить участникам соответствующие уведомления.

(см. текст в предыдущей редакции)