Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Кто отвечает за организацию. Кто отвечает за делопроизводство в подразделении и организации в целом? Судебная практика по взысканию долгов с учредителя ООО

П оводом для статьи стали два вопроса читателей о назначении ответственных за делопроизводство. Но они оказались сложнее, чем кажутся на первый взгляд, в т.ч. из-за недостаточной регламентации законодательством.

Свернуть Показать

Куда: delo@сайт
Тема:

Подскажите, пожалуйста, в одной организации может быть два ответственных за делопроизводство? Если да, то надо выпустить приказ об разделении их обязанностей?

Свернуть Показать

Куда: delo@сайт
Тема: Бесплатные консультации для подписчиков

Планируем приказом по организации назначить ответственных за делопроизводство в подразделениях и закрепить за ними определенные обязанности. Просим осветить этот вопрос более подробно, а именно: что должно входить в обязанности ответственных за делопроизводство в подразделениях и как это закрепить документально?

Руководитель за все в ответе!

Ответственность за документальный фонд организации , а значит, и за систему делопроизводства и ее построение, несет руководитель (т.е. единоличный исполнительный орган). За документы корпоративного управления и соответствующее делопроизводство такую же ответственность несут совет директоров / его председатель и корпоративный секретарь . Это - ответственность перед учредителями / собственниками за организацию деятельности и ответственность в соответствии с действующим законодательством, в том числе и перед государственными контролирующими органами.

Но ни в одном действующем нормативном правовом акте ответственность руководителя за весь документальный фонд организации, к сожалению, не зафиксирована в прямой форме, в виде конкретной формулировки. Она выражается опосредованно , как правило, в форме полномочий органов управления по утверждению документов, изданию приказов, назначению ответственных / делегированию полномочий опять-таки на основании приказов.

Свернуть Показать

Роман Авалян , главный редактор журнала «Юридический справочник руководителя»

С апреля 2016 года скорректирована статья 15.11 КоАП РФ: теперь за отсутствие в течение установленных сроков хранения бухгалтерских документов (первичных учетных, регистров, отчетности, аудиторского заключения) «должностные лица» могут быть оштрафованы, а при повторном нарушении - и дисквалифицированы. Но кого понимать под должностными лицами, в этой статье не прописано.

Поэтому обратимся к части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Там сказано, что на руководителя возлагается обязанность организовать ведение бухучета и хранение соответствующих документов. Следовательно, если руководитель возложил обязанность по ведению учета и хранению документов, скажем, на главного бухгалтера, то именно ему придется понести наказание. Если же такая обязанность не возложена ни на одного работника, то штраф придется платить самому руководителю.

Правильность такого подхода подтвердил Пленум Верховного Суда РФ в п. 24 постановления от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Там сказано, что, решая вопрос о привлечении должностного лица к административной ответственности, необходимо обращаться к законодательству о бухгалтерском учете, в соответствии с которым руководитель несет ответственность за организацию учета , а главный бухгалтер - за ведение учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Суды тоже считают такой подход правомерным (см., например, постановления Московского городского суда от 06.05.2015 № 4а-0628/15 и от 29.04.2014 № 4а-748/2014). Они часто отменяют решения нижестоящих судов, которые привлекают к ответственности руководителя при наличии в штате главного бухгалтера.

А еще есть замечательный пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который прямо позволяет переложить выплату долгов на руководителей обанкротившегося юрлица в т.ч. в случае отсутствия документов «бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством» или если информация в них была искажена.

Нарушения в ведении кадрового делопроизводства подпадают под часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ, которая опять же позволяет штрафовать не только юрлицо, но и должностное лицо работодателя (кто это: руководитель или непосредственный исполнитель?). Если например, руководитель Иван Иванович надлежащим образом делегировал (документально оформил) обязанность по ведению трудовых книжек Марье Ивановне, а та потеряла трудовую книжку работника, то к ответственности будет привлечена именно она (абз. 2 п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках»).

Конечно, Иван Иванович может подвергнуть Марью Ивановну дисциплинарному взысканию, уменьшить премию и т.п., но в суде или чиновниками трудовой инспекции наказано может быть как ответственное лицо - непосредственный исполнитель (см., например, решение Московского городского суда от 10.07.2012 по делу № 7-1306/2012), так и генеральный директор (см., например, решение Московского городского суда от 08.07.2015 по делу № 7-6031/2015).

Есть и другие участки работы, регламентируемые отдельным законодательством (например, работа с обращениями граждан ). Здесь все упирается в то, кого можно считать должностным лицом. Четкий ответ есть только в пункте 5 статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 № ­59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон об обращениях граждан):
«должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции...».

Кого накажет суд за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан по ст. 5.59 КоАП РФ: руководителя (организующего работу и подписывающего ответы) или должным образом уполномоченного рядового исполнителя (который ведет всю работу и готовит документ на подпись)? Оказывается, первого из них! Подтверждением служит, например, позиция Верховного Суда РФ (постановление № 11-АД12-11), который в ноябре 2012 года отменил решения нижестоящих судов, сняв ответственность с исполнителя и переложив ее на руководителя (в силу ст. 4 и 10 Закона об обращениях граждан).

Итак, отдельные участки работы могут регулироваться специальным законодательством, и тогда нужно внимательно разбираться, что там написано. Во всех остальных случаях (специально не регулируемых), «все пути ведут» к руководителю.

В уставе почти каждой организации устанавливается ответственность исполнительных органов (коллегиального - правление или единоличного - председатель правления, генеральный директор) за организацию системы управления, а система управления документами (делопроизводство) в настоящее время рассматривается как одна из важнейших инфраструктурных составных частей, наряду с системами управления персоналом, бухгалтерского и налогового учета, управления проектами, информационной безопасности, управления качеством, финансирования и бюджетирования и т.п. Кроме того, устав каждой организации и типовые уставы, которые разрабатываются для предприятий среднего и малого бизнеса, предусматривают ответственность за передачу документов организаций в случае ликвидации в соответствующее архивное учреждение / архив. Ликвидационная комиссия / конкурсный управляющий принимают документы по акту от первого руководителя организации.

Обзоры арбитражной практики и практики судов общей юрисдикции , которые публикуются на страницах нашего журнала, также показывают, что материальную и административную ответственность за документальный и архивный фонды несут прежде всего руководители организаций.

См. новость «Субсидиарная ответственность бывшего руководителя обанкротившейся организации перешагнула миллиардный рубеж »
См. новость «За сохранность научно-технической документации (в отличие от финансово-хозяйственной) директор ответственности не несет! »

От руководителя организации, который утверждает организационную структуру, штатное расписание, положения о подразделениях и должностные инструкции, зависит в конечном счете создание, подчиненность и название службы делопроизводства, ее численный состав и квалификационные требования к сотрудникам. Запомним также, что номенклатуру дел организации, с помощью которой систематизируется документальный фонд, описи дел и акты о выделении документов к уничтожению утверждает руководитель организации. Приказом об утверждении номенклатуры дел / своей подписью в грифах утверждения он оформляет и подтверждает свою ответственность за документальный фонд, его состояние и движение. Инструкция по делопроизводству, бланки и типовые унифицированные формы документов организации также утверждаются приказами руководителя. А если он предоставляет право издавать подобные приказы одному из своих заместителей и возлагает контроль за их соблюдением на него или даже на руководителя службы делопроизводства , то в соответствии с законодательством, уставом организации и принципами делегирования полномочий он все равно несет ответственность за реализацию переданных полномочий всеми уполномоченными им лицами .

К сожалению, не всегда и не все руководители понимают, что информация и документы являются собственностью и активом организации. А документальный фонд и система делопроизводства формируются и развиваются. Не случайно действующие стандарты по управлению документами, отражающие опыт мировых «лучших практик», закрепляют эту концепцию по отношению к документам и предназначены прежде всего для руководства / топ-менеджмента организаций:

  • ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования» и
  • ГОСТ Р ИСО 30300-2015 «Система стандартов по информации, библио­течному и издательскому делу. Информация и документация. Системы управления документами. Основные положения и словарь».
См. статью «Новый ГОСТ Р ИСО 30300-2015 » о стандарте, вступившем в силу 1 июля 2016 г. Обратите внимание на «революцию» в понимании термина «система управления документами» (СУД), а также на терминологические «шероховатости» нового ГОСТа

Кадровым службам организаций рекомендуем внести в положение о должности председателя правления / генерального директора (и соответственно руководителей структурных подразделений) организации необходимые формулировки об ответственности (причем лучше в раздел 1 «Общие положения»), образец см. в Примере 1.

Подобная регламентация в положениях о должностях руководителей организации и в должностных инструкциях руководителей структурных подразделений является организационной основой для обеспечения документированного приема-передачи дел по акту в случае смены этих лиц .

Пример 1

Свернуть Показать

Наконец, поскольку за систему делопроизводства и документальный фонд организации ответственность несет первый руководитель, со времен Единой государственной системы делопроизводства (М., 1974; далее - ЕГСД) существует очень правильная рекомендация о закреплении подчиненности службы делопроизводства непосредственно руководителю организации .

Кто будет вести делопроизводство?

Таким образом, ответственным за делопроизводство, являющееся инструментом системы управления, фактически является руководитель организации. Он определяет, как делопроизводство будет организовано, назначает ответственных за ведение делопроизводства в организации и структурных подразделениях .

От первого руководителя зависит, как будет построена система делопроизводства, будет ли создана и как будет называться служба делопроизводства, каковы будут ее штатный состав и наименования должностей специалистов, фонд оплаты труда и т.п. организационные аспекты. При этом, конечно, должны приниматься во внимание направления и масштаб деятельности, территориальная распределенность, организационно-правовая форма и т.п. факторы. Учитывается объем документооборота, от которого зависит структура службы делопроизводства и ее численность. Типовые наименования службы делопроизводства (управление делами, канцелярия, общий отдел, секретариат) были в свое время установлены ЕГСД. А расчет численности сотрудников службы делопроизводства (или ответственных за его ведение) и в настоящее время рекомендуется осуществлять в соответствии с действующими нормативно-методическими документами:

  • Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления (утв. постановлением Минтруда России от 25.11.1994 № 72) и
  • Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти (утв. постановлением Минтруда России от 26.03.2002 № 23).
См. статью «Штатная численность службы документационного обеспечения ». В ней предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр как минимум поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а как максимум - обосновать наем новых

В небольшой организации (или в территориально обособленном подразделении) с незначительным объемом документооборота все операции по ведению делопроизводства могут выполняться секретарем организации (или секретарем подразделения ). Такая система делопроизводства называется централизованной. А если объем документооборота большой, то даже в небольших организациях может быть создана служба / отдел / сектор / группа делопроизводства или ДОУ , состоящая из 1-2 сотрудников, трудовые функции которых будут связаны исключительно с ведением делопроизводства.

Ответственные за делопроизводство (за его ведение) , о которых идет речь в вопросе, назначаются, как правило:

  • в небольших организациях со скромным объемом документооборота, за всю обработку которого они и отвечают;
  • или, наоборот, в крупных организациях со значительным объемом документооборота, когда служба делопроизводства (управление делами или т.п.) является специализированным структурным подразделением, которое создается исключительно для организации системы управления документами всей компании, а «на местах» в подразделениях сидят непосредственные исполнители, которые ведут делопроизводство на своем участке и отвечают за него.

При создании служб делопроизводства рекомендуем в настоящее время исходить из определения, закрепленного Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477): «Служба делопроизводства - структурное подразделение, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, а также лица, ответственные за ведение делопроизводства в других структурных подразделениях». Таким образом, ответственных за ведение делопроизводства в организации может быть несколько .

Эта ответственность предполагает, что ведение делопроизводства для данного сотрудника может являться не основной, а дополнительной функцией , наряду с теми, которые он выполняет, будучи специалистом другой предметной области (а с документированием связаны практически все функции). Такая ответственность за ведение делопроизводства в настоящее время возлагается на сотрудников, занимающих самые младшие позиции в организации, и без какого-либо увеличения заработной платы.

Анализ практики выявил 3 основных способа оформления ответственности за ведение делопроизводства .

Первый способ , при котором в должностную инструкцию, например, бухгалтера, инженера, администратора, специалиста по продажам или юрисконсульта, которые имеют наименьший квалификационный уровень (или недавно были приняты в организацию), просто включают соответствующие трудовые функции, связанные с ведением делопроизводства. И на этих условиях заключается трудовой договор и издается приказ о приеме на работу. Он применяется в небольших организациях с небольшим объемом документооборота. Например, в раздел 1 «Общие положения» должностной инструкции любого специалиста может быть внесен пункт:

Пример 2

Фрагмент должностной инструкции ответственного за делопроизводство

Свернуть Показать

1.2. Младший юрисконсульт осуществляет ведение делопроизводства в соответствии с инструкцией по делопроизводству ООО «Техносервис» и иными локальными нормативными актами, регламентирующими вопросы делопроизводства.

Конечно, инструкция по делопроизводству должна быть заранее составлена и утверждена, поскольку от ответственного за ведение делопроизводства, выполняющего эту функцию как дополнительную, требовать разработки инструкции нельзя и даже трудно требовать качества выполнения делопроизводственных операций. Такой способ соответствует лучшим зарубежным практикам, но увеличивает стоимость делопроизводственных работ, поскольку оплата труда специалиста отрасли (например, младшего юрисконсульта) обычно выше, чем заработная плата делопроизводственного работника. Да и качество выполнения делопроизводственной функции в виде дополнительной требует более тщательного контроля.

Второй способ применяется в крупных организациях, когда необходимо возложить ответственность за ведение делопроизводства в структурных подразделениях. Вся система делопроизводства в этом случае будет строиться как смешанная , при которой часть делопроизводственных операций выполняется централизованно, а часть - в структурных подразделениях специально назначенными сотрудниками. Ответственность «центральной» службы делопроизводства при этом возрастает, т.к. она:

  • в инструкции по делопроизводству организации определяет, на каких специалистов в структурных подразделениях может быть возложено ведение делопроизводства, какие операции они выполняют. В каждом разделе инструкции по делопроизводству могут быть выделены подразделы:
    • «управление делами осуществляет...»,
    • «ответственный за делопроизводство в структурном подразделении осуществляет...»;
  • при необходимости разрабатывает и организует утверждение инструкции или правил ведения делопроизводства в структурных подразделениях (с учетом документов, относящихся к специальным системам документации - бухгалтерской, научно-технической, производственной, финансовой и др., а также делопроизводства по обращениям граждан и кадрового делопроизводства, которые могут реализовываться в данных структурных подразделениях);
  • при необходимости разрабатывает типовую должностную инструкцию ответственного за ведение делопроизводства в структурном подразделении, которая действует в статусе дополняющей к основной должностной инструкции по должности / специальности / профессии;
  • инициирует издание приказов (в крайнем случае обязательно согласовывает их, если инициатором подобного приказа выступает руководитель подразделения) о возложении ответственности за ведение делопроизводства в структурных подразделениях на конкретных сотрудников и об освобождении от ответственности в связи со сменой кадрового состава. Данные приказы могут быть отнесены к приказам по административно-организационной деятельности, имеющим 5-летний срок хранения. При подготовке проектов приказов рекомендуем применять стандартные речевые формулы:

    Пример 3

    Фрагмент приказа о назначении ответственного за ведение делопроизводства в подразделении

    Свернуть Показать

    1.1. Возложить ответственность за ведение делопроизводства (или возложить функцию ведения делопроизводства) в отделе продаж и клиентской работы ПАО «Техсертификация» на специалиста отдела продаж и клиентской работы Мешкова Олега Васильевича (на основании соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора с Мешковым О.В.).

    Пример 4

    Фрагмент приказа о снятии ответственности за ведение делопроизводства в подразделении

    Свернуть Показать

    1.1. Освободить специалиста отдела продаж и клиентской работы Мешкова Олега Васильевича от выполнения обязанностей ответственного за ведение делопроизводства (или выполнения функции ведения делопроизводства) в отделе продаж и клиентской работы ПАО «Техсертификация» с 22.09.2016 (на основании соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора с Мешковым О.В.).

    1.2. Приказ вступает в силу с даты подписания.

  • ведет списки сотрудников, назначенных ответственными за ведение делопроизводства в структурных подразделениях, актуализирует их;
  • совместно с кадровой службой вносит соответствующие дополнения в должностные инструкции сотрудников, на которых возложена ответственность за ведение делопроизводства;
  • организует повышение квалификации сотрудников и участвует в их аттестации в части качества выполнения трудовых функций и операций в процессе ведения делопроизводства;
  • при необходимости организует заменяемость ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях в случае их временного отсутствия.

Данный способ часто используется в территориально-распределенных организациях и холдингах, когда в подразделениях не только не создают специализированных отделов делопроизводства, но и экономят на введении должностей соответствующих специалистов. Такой способ, к сожалению, также не благоприятствует качеству работы с документами.

Третий способ , самый распространенный, предусматривает простое введение в штатное расписание обычных должностей секретарей или делопроизводителей в качестве ответственных за делопроизводство в подразделениях крупных организаций, что возможно при смешанной системе делопроизводства (когда некоторые делопроизводственные операции или часть их выполняются центральной службой (управлением делами, канцелярией, общим отделом), а часть - децентрализованно в подразделениях секретарями или делопроизводителями). Наименования должностей и необходимые квалификационные уровни ответственных за ведение делопроизводства секретарей и делопроизводителей должны соответствовать новому профессиональному стандарту «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (утв. приказом Минтруда России от 06.05.2015 № 276н). Должностные инструкции, трудовые договоры и приказы о приеме на работу секретарей и делопроизводителей в настоящее время разрабатываются с учетом данного профстандарта.

На практике можно встретить и иные ситуации, когда ответственность возлагается за ведение делопроизводства по обращениям граждан, за ведение делопроизводства по исполнению договоров, за работу с научно-технической документацией и ее хранение и т.п. Самое главное - комплексная регламентация этой ответственности в рамках построения системы управления организацией и ее документами.

Технология делопроизводства, или Как распределим обязанности между «центром» и «ответственными»

Делопроизводство представляет собой технологию , в которой последовательно выполняются взаимосвязанные операции. Делопроизводство и анализируется, и регламентируется пооперационно, особенно при смешанной, самой распространенной форме его организации. Для установления ответственности за ведение делопроизводства необходимо про­анализировать и закрепить в соответствующих локальных нормативных актах (как минимум в инструкции по делопроизводству) какие операции (действия) и с какой категорией / видами документов / документопотоками выполняются «центральной» службой делопроизводства, а какие операции и действия могут выполнять ответственные за делопроизводство, на которых, по существу, возлагается не ответственность в понимании действующего законодательства, а только функция ведения делопроизводства - выполнение отдельных операций с документами при методическом или непосредственном линейно-функциональном руководстве со стороны «центральной» службы делопроизводства.

Покажем возможный вариант распределения обязанностей по ведению делопроизводства при смешанной форме. Из Примера 5 видно, что за «центральной» службой делопроизводства, которая непосредственно взаимодействует с первым руководителем организации, должно быть закреплено решение организационных вопросов, разработка локальных нормативных актов по делопроизводству, методическое руководство их применением, а также вопросы бюджетирования расходов на прием, доставку и передачу документов. Ответственные за делопроизводство могут находиться в непосредственном административном подчинении у руководителей подразделений, в том числе и территориально-обособленных, но ведение делопроизводства они должны реализовывать строго под методическим руководством «центральной» службы делопроизводства, которая осуществляет функциональное руководство выполнением этих операций.

См. статью «Полномочия: распределяем и делегируем» в № и ’ 2013. Показаны образцы документов для оформления разных вариантов передачи полномочий: на постоянной основе (например, при реорганизации), на долговременной и эпизодически (на время отпуска или командировок замещаемого работника). Вы поймете, чем отличаются штатное заместительство от совмещения и перевода на другую работу

Что делать организации после признания ее оператором ПД? Факт признания организации оператором подтверждается направлением документа в организацию, контролирующую защиту персональных данных. В каждом федеральном округе существует надзорная организация, уполномоченная вести контроль операторов. На официальной странице организации заполняется специально разработанная форма уведомления, которое надлежит в оригинале отправить посредством почтовой связи. Далее следует деятельность по разработке для обязательного применения в дальнейшем двух документов. Каждый гражданин, обратившийся за услугой в организации перед предоставлением личных данных, обязательно подписывает согласие на их обработку и хранение. Вот такой бланк и должен быть разработан. Второй документ это согласие отменяет.

Кто отвечает за защиту персональных данных работников?

Мало, кто знает, но после получения услуги такой документ можно требовать и подписывать, отзывая данное ранее согласие. Федеральный закон 152-ФЗ о защите персональных данных дает 30 дней организации, чтобы уничтожить полученные данные.
Исключительными случаями остаются действия, направленные на совершение правосудия и защиту жизни. В таких случаях личная информация не уничтожается даже после получения отзыва.
В дальнейшем происходит внедрение разработанной системы. Для этого определяется ограниченное число лиц. Они в дальнейшем будут иметь доступ ко всей полученной информации для обработки.

Внимание

Читайте о правовых последствиях незаконного увольнения сотрудника.А также о том, как написать краткую характеристику. На предприятии должен быть официально утвержденный перечень тех данных, что у обратившегося за услугой гражданина имеют право быть запрошены.

Персональные данные: а вы готовы к проверке?

Если Положение уже утверждено, то этим же приказом оно вводится в действие.Когда полученная от гражданина информация не ограничивается кадровыми и трудовыми отношениями, а получена с целью обработки и предоставления услуги, то организация выступает оператором ПД (персональных данных). После проведенного обследования на этот предмет должен ей быть присвоен класс информационной системы ПД, подтвержденный следующим пакетом документов по защите персональных данных:

  1. Отчет о проведенном обследовании;
  2. Приказ руководителя предприятия о том, что для присвоения класса информационной системе ПД создана комиссия;
  3. Акт, определяющий уровень защищенности ПД при их обработке.

Смотрите видео о защите персональных данных в организации.

Защита персональных данных

Важно

Дата ознакомления Подпись 1 Алексеева Диана Николаевна 15.08.2011 Алексеева 2 … … … 6 Евстахов Сергей Сергеевич 03.10.2011 Евстахов 7 … … … 8 … … … 9 … … … Примечание. Срок хранения персональных данных Локальные нормативные акты (положения, инструкции) о персональных данных должны храниться постоянно.

Инфо

Что касается заявлений работников о согласии на обработку данных (о них будет рассказано в следующих номерах), других документов работника, то они хранятся 75 лет. Об этом говорится в Перечне, утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558.

Административная ответственность Меры административной ответственности (в основном предусмотрены штрафы, дисквалификация в данном случае не применяется) для предприятия и его должностных лиц за нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников приведены в табл. 3. Таблица 3.

Как происходит защита персональных данных на предприятии?

С конца лета Закон о персональных данных действует в новой редакции. Изменились правила получения и защиты информации. Для работодателя это означает лишь одно — дополнительный документооборот.
В статье расскажем о том, как составить положение о работе с персональными данными сотрудников и назначить ответственного за организацию работы с персональными данными. Что такое персональные данные Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ) определяет персональные данные как любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к физическому лицу (субъекту персональных данных). Об этом сказано в п. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 85 Трудового кодекса под персональными данными сотрудника понимают информацию, касающуюся конкретного работника, которая необходима работодателю в связи с трудовыми отношениями.
Если данный факт подтверждается в судебном порядке, пострадавшей стороне нарушитель, например, выплачивает компенсацию. Статья 243 Трудового Кодекса предусматривает материальную ответственность (штрафные санкции) за нарушение порядка работы с персональными данными.

Административная ответственность как за нарушение порядка сбора, анализа, а также хранения персональных данных, так и разглашение информации. В соответствии со статьей 13.11 Кодекса об административных правонарушениях первое влечет за собой наложением следующих штрафов:

  • на физических лиц – триста-пятьсот руб.;
  • на должностных лиц – пятьсот-тысяча руб.;
  • на юридических лиц – пять-десять тысяч рублей.

За разглашение информации физические лица штрафуются на пятьсот-тысячу руб., должностные – четыре-пять тысяч руб.

Образец приказа Этим же приказом может быть установлен список лиц, имеющих доступ к персональным данным. Указанный список не возбраняется утвердить и отдельным приказом руководителя.

Как правило, ответственными за организацию работы с персональными данными работников (их получение, обработку, хранение, защиту и т.д.) назначают следующих работников:

  • начальника отдела кадров;
  • (старшего) инспектора по кадрам;
  • директора по персоналу;
  • заместителя начальника отдела (директора по персоналу);
  • специалиста по работе с персоналом.

Может быть введена и новая должность.

Кто отвечает за защиту персональных данных в организации

Под понятие обработки попадает получение информации, систематизация, дополнение, замена при необходимости (заключение о браке, о разводе, рождение детей и пр.). Получена она для того, чтоб ее использовать и даже распространять с согласия гражданина.


Хранение обеспечивается путем исключения без имеющегося на то разрешения владельца личной информации доступа, в результате которого она может быть скопирована, изменена, уничтожена, заблокирована и распространена. Если получена информация для ее дальнейшей обработки, то выполнение этих действий служит основанием для ее уничтожения.


Если необходимость в дальнейшем хранении отпадает, то информация также уничтожается.

В ней же кратко указаны сведения, которые должны содержать разделы. Развернутая информация представлена во фрагменте Положения о персональных данных работников, которое приведено на с.

80. Таблица 2. Структура Положения о персональных данных работников N Обязанность Содержание раздела 1 Общие положения Цель принятия Положения Вопросы, которые регулирует Положение Ссылки на нормативные акты. Указывают, на основании каких документов составляется Положение. В организациях, где работают государственные гражданские служащие, дается ссылка на: — Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации»; — Указ Президента РФ от 30.05.2005 N 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»; — нормативные акты субъекта РФ 2 Основные понятия.
Выходить за рамки списка работники организации не могут. Каждый сотрудник ставит подпись в листке ознакомления к Положению об этом, принимает на себя обязательство сохранять полученные данные.
Руководство обязано обеспечить сотрудника помещением, где будет проводиться обработка ПД. Защита персональных данных: перечень документов Документами, подтверждающими установление защитной системы ПД, являются:

  1. Описание внедренной системы с тремя инструкциями (администратора, пользователя и создания резервной копии).
  2. Положение, разграничивающее права доступа к личной информации во внедренной системе.
  3. Документы по применяемым защитным средствам, в том числе журналы учета эл. носителей, акты установки, списания и уничтожения носителей и бумажных документов.

Указываются случаи, когда согласие не нужно 4 Использование персональных данных Цели использования личной информации сотрудников 5 Обработка персональных данных Условия, соблюдаемые при обработке персональных данных работника 6 Передача персональных данных (доступ к персональным данным) Порядок передачи персональных данных внутри организации (внутренний доступ), сторонним лицами государственным органам (внешний доступ) 7 Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных Указывают тех, кто несет ответственность за нарушение правил хранения и использования персональных данных Введение Положения в действие Положение о персональных данных утверждается руководителем компании и вводится в действие приказом по организации (образец приведен на с. 90). Запись об утверждении Положения нужно сделать в журнале регистрации локальных нормативных актов.
Ответственность за нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников Нарушение Ответственность Норма законодательства Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) Для должностных лиц:от 500 до 1000 руб.;для юридических лиц:от 5000 до 10 000 руб. Статья 13.11 КоАП РФ Разглашение информации, доступ к которой ограничен (персональных данных), лицом, получившим к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей Для должностных лиц:от 4000 до 5000 руб. Статья 13.14 КоАП РФ Ответственный за организацию работы с персональными данными работников Ответственного за сбор, обработку, хранение персональных данных работников назначает руководитель организации. Для этого следует издать приказ (образец которого приведен на с. 92).


Согласно статье 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…», все организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на своих объектах.

Производственный контроль в обобщенном смысле - это комплекс мероприятий, которые направлены на обеспечение безопасного функционирования ОПО, на предупреждение аварий на данных объектах, а также на обеспечение готовности к локализации/ликвидации последствий аварий и инцидентов (согласно п. 4 Правил организации и осуществления производственного контроля, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263).

Основные цели и задачи производственного контроля изложены в п. 6 Правил организации и осуществления производственного контроля. К ключевым из них можно отнести:

  • обеспечение соблюдения требований ПБ в эксплуатирующей ОПО организации;
  • анализ состояния промышленной безопасности на ОПО;
  • разработка мер, направленных на улучшение состояния промбезопасности;
  • контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • контроль за исправным состоянием технических устройств, а также за своевременным проведением необходимых испытаний, экспертиз и технических освидетельствований;
  • контроль за соблюдением технологической дисциплины.
Кто отвечает за организацию и осуществление производственного контроля

Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля на ОПО несут непосредственно руководитель эксплуатирующей организации, а также лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством РФ (п. 5 Правил организации и осуществления производственного контроля).

Осуществлением производственного контроля на ОПО занимается либо специально назначенный руководителем организации работник (ответственный за производственный контроль), либо сформированная на предприятия служба производственного контроля.

Исходя из численности работников, задействованных на ОПО, функции ответственного за осуществление производственного контроля могут быть возложены на:

  • одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации, если количество работников на ОПО составляет менее 150 человек;
  • отдельного специалиста, назначенного приказом руководителя организации (главный инженер, начальник службы охраны труда и т.д.), если количество работников на ОПО составляет от 150 до 500 человек;
  • руководителя специально созданной службы производственного контроля, если количество работников на ОПО составляет более 500 человек.
Сотрудник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь:
  • Высшее техническое образование по профилю деятельности ОПО.
  • Стаж работы от 3-х лет на аналогичном ОПО либо в аналогичной отрасли.
  • Действующие документы (протоколы) об аттестации по промышленной безопасности.
Права и обязанности лиц, ответственных за производственный контроль, закрепляются в ППК, должностных инструкциях, а также в договорах (контактах), которые заключаются с этими работниками.

Основные обязанности, задачи и права ответственных за осуществление ПК изложены п. 11-13 Правил организации и осуществления производственного контроля, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263. Именно их можно использовать для заполнения соответствующего раздела в ППК , составления должностных инструкций и договоров. И, конечно же, ими должен руководствоваться ответственный за ПК в ходе проведения мероприятий по производственному контролю.

Как осуществляется производственных контроль

Производственный контроль на ОПО осуществляется путем проведения регулярных комплексных и целевых проверок всех аспектов обеспечения промышленной безопасности. Инициатором контрольных мероприятий должны выступать ответственный за ПК либо служба производственного контроля.

Основная цель проверок - обеспечить и проконтролировать гарантированное осуществление всех мероприятий и работ по обеспечению промышленной безопасности на ОПО, а также объективно подтвердить факт их своевременного и качественного выполнения.

Проверки безопасности обеспечивают (должны обеспечивать) эффективный контроль над деятельностью всех структурных подразделений эксплуатирующей организации, чья работа связана с обеспечением промышленной безопасности ОПО. Объемы, сроки и периодичность проверок определяются исходя из значимости проверяемой деятельности для обеспечения промбезопасности.

Перед началом проверки ответственный за ПК должен сформировать план, который включает:

  • указание видов и областей деятельности, которые подлежат проверке;
  • сведения о работниках, ответственных за проведение проверки;
  • данные о причинах проведения проверки;
  • описание метода для представления выводов, заключений и рекомендаций по результатам проверки.
К причинам проведения проверки можно отнести организационные изменения, выявленные случаи нарушений требований ПБ, произошедшие аварии и несчастные случаи, предписания надзорных органов и т.д.

Предметом проверки могут стать следующие аспекты деятельности эксплуатирующей организации:

  • организационная структура;
  • административные и рабочие процедуры;
  • человеческие и материальные ресурсы, оборудование;
  • рабочие участки, операции и производственные процессы;
  • производимая продукция (для определения ее соответствия установленным правилам ПБ);
  • документация по ОПО, отчеты, архивные данные и т.д.
Заключение и рекомендации по результатам проведенной проверки оформляются ответственным за ПК или службой производственного контроля в виде отчета и передаются на изучение руководству эксплуатирующей ОПО организации.

Отчет, как правило, содержит:

  • Выводы об эффективности/неэффективности деятельности эксплуатирующей организации или ее отдельных структурных подразделений.
  • Конкретные примеры низкой эффективности организации и/или деятельности ее отдельных структурных подразделений с указанием выявленных нарушений норм и правил промышленной безопасности.
  • Причины низкой эффективности организации и/или деятельности ее отдельных структурных подразделений в сфере ПБ.
  • Предложения по проведению необходимых мероприятий и работ, устраняющих и предупреждающих возможные нарушения ПБ.
  • Оценку своевременности и качества выполнения, а также эффективности предупреждающих мероприятий и работ, предложенных ответственным за ПК во время предшествующих проверок.
Отчеты о проведенных проверках регистрируются ответственным за ПК и/или службой производственного контроля и доводятся до сведения руководства эксплуатирующей организации и персонала, задействованного на ОПО.

Анализ результатов производственного контроля

Руководство эксплуатирующей ОПО организации должно обеспечивать независимое проведение анализа результатов производственного контроля и объективную оценку соблюдения требований промышленной безопасности. Анализ и оценка могут проводиться как руководством владельца ОПО, так и компетентными независимыми экспертами. Эксперты могут привлекаться для подробного изучения (аудита) состояния промышленной безопасности ОПО и разработки мер по ее обеспечению.

Анализ включает в себя:

  • итоговые результаты проверки соблюдения требований ПБ всеми структурными подразделениями (службами) эксплуатирующей организации;
  • оценку эффективности общего руководства промышленной безопасностью;
  • предложения по обеспечению эффективности производственного контроля.
Результаты анализа, а также полученные выводы и рекомендации должны быть документально оформлены и переданы руководству эксплуатирующей ОПО организации для принятия необходимых мер по обеспечению промышленной безопасности на объекте.

По итогам независимого анализа результатов ПК должны быть также учтены и подготовлены мероприятия по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности на ОПО. Указанные мероприятия должны быть соразмерны со степенью риска техногенных аварий и несчастных случаев на производстве. В структурных подразделениях эксплуатирующей организации рекомендуется назначить работников, ответственных за проведение анализа и устранение выявленных отступлений от требований промышленной безопасности.

Устраненные отступления от требований ПБ должны повторно подвергаться контролю в соответствии с планом проведения проверок в рамках осуществления ПК.

При выборе организационно-правовой формы (ИП или ООО) главным доводом в пользу регистрации общества часто становится ограниченная ответственность юридического лица. В этом Россия отличается от других стран, где компанию создают ради партнёрства, а не из-за ухода от финансовых рисков. Около 70% российских коммерческих организаций созданы единственным учредителем, он же, в большинстве случаев, сам руководит бизнесом.

Множество фирм толком не функционируют, не зарабатывая даже на оклад директору и не отличаясь по доходности от фрилансера, который оказывает услуги в свободное от наёмной работы время. Тем не менее, юридические лица в России регистрируют так же часто, как ИП.

Если вы хотите в подробностях узнать, чем организация отличается от индивидуального предпринимателя, советуем ознакомиться со статьей « », а здесь мы попробуем развеять миф, что регистрация компании - верный способ избежать потерь в бизнесе.

Ответственность юридического лица

Для начала узнаем, откуда исходит уверенность в том, что вести предпринимательскую деятельность в форме ООО финансово безопасно? Статья 56 Гражданского кодекса РФ гласит, что учредитель (участник) не отвечает по обязательствам организации, а организация не отвечает по его долгам. Именно поэтому на вопрос: «Какую ответственность несёт учредитель ООО?» большинство отвечает - только в пределах доли в уставном капитале.

Действительно, если компания платёжеспособна и вовремя рассчитывается перед государством, работниками и партнёрами, то нельзя привлечь собственника к оплате счетов фирмы. Созданная организация выступает в гражданском обороте как самостоятельное лицо, и сама отвечает по собственным обязательствам. В результате создаётся ложное впечатление полного отсутствия ответственности собственника ООО перед кредиторами и бюджетом.

Однако ограниченная ответственность общества действует, только пока существует само юридическое лицо. А вот если ООО признаётся банкротом, то участников могут привлечь к дополнительной или субсидиарной ответственности. Правда, надо доказать, что к финансовой катастрофе компании привели именно действия участников, но ведь кредиторы, желающие вернуть свои деньги, приложат для этого все усилия.

Статья 3 закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ: «В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников на указанных лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам».

Субсидиарная ответственность не ограничена размером уставного капитала, а равна размеру долга перед кредиторами. То есть, если фирма-банкрот должна миллион, то его и взыщут с учредителя ООО в полном размере, несмотря на то, что в уставный капитал он внёс только 10 000 рублей.

Таким образом, понятие ограниченной ответственности в пределах уставного капитала имеет отношение только к организации. А участник может быть привлечен к неограниченной субсидиарной ответственности, что в финансовом смысле уравнивает его с индивидуальным предпринимателем.

Руководитель и учредитель в одном лице

Субсидиарная ответственность учредителя и директора ООО по обязательствам юридического лица имеет свои особенности. В ситуации, когда организацией управляет наёмный генеральный директор, какая-то доля финансовых рисков переходит на него. Согласно статье 44 закона «Об ООО» руководитель в ответе перед обществом за убытки, причинённые его виновными действиями или бездействием.

Ответственность по долгам возникает, если имеются такие признаки виновных действий или бездействия:

  • совершение сделки в ущерб интересам управляемого им предприятия, исходя из личного интереса;
  • сокрытие информации о деталях сделки или неполучение одобрения участников, когда такая необходимость есть;
  • непринятие мер для получения информации, имеющей значение для сделки (например, не проверена или не выяснены сведения о подрядчика, если характер работ требует это);
  • принятие решений о сделке без учёта известной ему информации;
  • подделка, утрата, хищение документов общества и др.

В таких ситуациях участник вправе подать в отношении руководителя иск о возмещении причинённого ущерба. Если же директор докажет, что в процессе работы был ограничен распоряжениями или требованиями собственника, в результате чего бизнес стал убыточным, то ответственность с него снимается.

А как быть, если управляющим фирмой выступает собственник? Сослаться в таком случае на недобросовестного наёмного руководителя не получится. Наличие непогашенных задолженностей обязывает единоличный исполнительный орган принять все меры к их погашению, даже если владелец единственный, и на первый взгляд, ничьи интересы своими действиями не ущемляет.

Показательно в этом смысле определение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 22.07.2014 г. по делу № А16-1209/2013, по которому с директора-учредителя взыскано 4,5 миллиона рублей. Имея фирму, которая много лет занималась тепло- и водоснабжением, в конкурсе на право аренды объектов коммунальной инфраструктуры он заявил новую компанию с тем же названием. В результате прежнее юрлицо осталось без возможности оказывать услуги, поэтому не погасило сумму ранее полученного займа. Суд признал, что неплатёжеспособность вызвана действиями владельца и обязал выплатить заём из личных средств.

Долги по налогам

ФНС России гордится высокой собираемостью налогов в казну. Не будем сейчас обсуждать правомерность методов работы налоговиков, просто признаем, что с ними шутки плохи. Это с частными кредиторами можно договориться о списании части долга или реструктуризации выплат, а с бюджетом критической будет уже сумма задолженности свыше 300 000 рублей.

Ответственность учредителя по долгам юридического лица перед государством тоже прописана в законе.

Статья 49 НК РФ: «Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена участниками указанной организации».

Если размер задолженности по налогам превышает 300 000 рублей, а срок погашения более 3 месяцев, то организация находится в зоне риска. Надо предпринять все меры для выплаты долга или заявить о признании ООО банкротом, иначе это сделает налоговая инспекция, но уже с требованием признать виновными руководителя и/или учредителей.

Попытки вывести активы из организации, чтобы не платить недоимку по налогу, тоже ни к чему хорошему не приведут. К примеру, в деле № А07-7955/2009 арбитражный суд Республики Башкортостан привлек учредителей к субсидиарной ответственности при следующих обстоятельствах.

Общество, имея задолженность по налогам в сумме 675 тысяч рублей, перевело все свои активы в другую организацию, созданную этими же лицами. Участники полагали, что при отсутствии средств на уплату налога и признании общества банкротом обязательства юридического лица прекращаются. Однако налоговая инспекция, подав иск, доказала вину собственников компании в образовании недоимки и взыскала долг из их личных средств.

Конечно, привлечь учредителя ООО по долгам его компании сложнее и дольше, чем индивидуального предпринимателя, ведь процедура банкротства достаточно длительна. Однако с 2015 года у налоговых инспекторов появился ещё один инструмент взыскания - в рамках возбуждения уголовного дела по статье 199 УК РФ.

Так, в определении ВС РФ от 27.01.2015 № 81-КГ14-19 суд признал ответственным руководителя и единственного владельца за неуплату НДС в крупном размере и подтвердил законность взыскания с физического лица ущерба государству в размере неуплаченной суммы налога. Это решение, по сути, стало судебным прецедентом, после которого все подобные дела рассматриваются проще и быстрее. Учредитель же, кроме обязанности выплаты самого долга, получает ещё и судимость.

Процедура привлечения к ответственности

С какого момента наступает ответственность учредителя за деятельность ООО? Как мы уже говорили выше, это возможно только в процессе банкротства юридического лица. Если организация просто прекращает свое существование, честно расплатившись со всеми кредиторами в процессе , то никаких претензий к собственнику быть не может.

На защите интересов бюджета и других кредиторов стоит закон от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», положения которого действуют и в 2019 году. В нём подробно приводится процедура проведения банкротства и привлечения к ответственности руководителей и собственников компании, а также лиц, контролирующих должника.

Под последними подразумеваются лица, которые хоть и не являются формально собственниками, но имели возможность давать указания руководителю или участникам компании действовать определённым образом. Например, одна из самых впечатляющих сумм по делу о привлечении к субсидиарной ответственности (6,4 миллиарда рублей) взыскана как раз с контролирующего должника лица, который не входил в состав фирмы и формально не руководил ею (Постановление 17-го арбитражного апелляционного суда по делу № А60-1260/2009).

Подать заявление о признании юридического лица должником должен руководитель, но если он этого не сделает, то право начать процедуру банкротства имеют работники, контрагенты, налоговые органы. При этом сторона, подавшая иск, назначает выбранного арбитражного управляющего, а это имеет особое значение в привлечении владельца к обязательствам ООО.

Кроме того, для увеличения конкурсной массы истец вправе оспорить сделки, совершённые в течение года до принятия заявления о признании должника банкротом. В случае, когда сделка совершена по ценам ниже рыночных, срок оспаривания увеличивается до трёх лет.

В процессе рассмотрения дела о несостоятельности к судебным разбирательствам привлекаются директор, владелец бизнеса, выгодополучатель. Если суд признает связь между действиями этих лиц и неплатёжеспособностью, то взыскание в размере требований истца налагается на личное имущество.

Какие можно сделать выводы из всего сказанного:

  1. Ответственность участника не ограничивается размером доли в уставном капитале, а может быть неограниченной, и погашаться за счет личного имущества. Учреждать ООО только чтобы избежать финансовых рисков, нет особого смысла.
  2. Если предприятием руководит наёмный управляющий, предусмотрите такой порядок внутренней отчётности, который позволяет иметь полную картину состояния дел в бизнесе.
  3. Бухгалтерская отчётность должна находиться под строгим контролем, утрата или искажение документов - фактор особого риска, указывающий на намеренное банкротство.
  4. Кредиторы вправе требовать взыскания долгов с самого собственника, если юридическое лицо находится в процессе банкротства и не в состоянии отвечать по своим обязательствам.
  5. Привлечь владельца предприятия к выплате задолженностей по бизнесу сложнее, чем индивидуального предпринимателя, однако с 2009 года количество таких дел исчисляется тысячами.
  6. Кредиторы должны доказать связь между финансовой несостоятельностью общества и действиями/бездействием участника, но в некоторых ситуациях действует презумпция его вины, т.е. доказывание не требуется.
  7. Вывод активов из фирмы накануне банкротства - это существенный риск привлечения к уголовной ответственности.
  8. Процедуру банкротства лучше инициировать самому, однако делать это надо только с привлечением узкопрофильных юристов, с положительным опытом подобных дел.

В соответствии с нормами стат. 6 Закона № 402-ФЗ от 06.12.11 г. обязанность ведения бухгалтерского учета возлагается на всех хозяйствующих субъектов. Исключения предусмотрены для:

  • ИП или частнопрактикующих лиц – при условии учета доходно-расходных операций по нормам законодательства или контроля физпоказателей (облагаемых объектов), характерных для отдельных видов коммерческой деятельности.
  • ОП (обособленных подразделений) зарубежных компаний – при условии учета такими представительствами или филиалами, а также иными видами ОП доходно-расходных операций, облагаемых объектов по законодательным требованиям.

Ведение бухучета начинается еще «на старте» открытия бизнеса, то есть с даты официальной горегистрации в контрольных органах, и продолжается вплоть до момента прекращения хоздеятельности в результате закрытия или ликвидации. При этом субъект должен быть исключен из Единого Реестра (ЕГРЮЛ или ЕГРИП).

При организации бухучета некоторые компании вправе использовать упрощенные методики. Такие способы, в том числе включают в себя составление упрощенной финансовой отчетности. Указанная норма распространяется на следующие типы бизнеса:

  • Субъекты, относящиеся по принятым критериям к СМП.
  • Различные НКО.
  • Юрлица со статусом участников инновационного проекта «Сколково».

Не вправе использовать упрощенные способы организации бухучета:

  • ЖК и ЖСК.
  • Юрлица, обязанные проводить ежегодный аудит финотчетности.
  • Потребительские кредитные кооперативы, включая сельскохозяйственные.
  • Государственные учреждения.
  • Адвокатские бюро, консультации, а также коллегии.
  • Нотариальные палаты.
  • Юридические консультации.

Следовательно, большинство фирм обязаны вести бухучет непосредственно с момента создания. За несоблюдение этого нормативного требования фирмам грозят серьезные последствия в виде взыскания штрафов и дисквалификации должностных лиц. Подробнее о санкциях мы расскажем ниже, а сейчас узнаем, кто именно из работников должен отвечать за корректную организацию и ведение учета.

На кого возлагается ответственность за организацию бухгалтерского учета

Согласно п. 1 стат. 7 Закона № 402-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель компании. Это же правило подтверждается и в другом нормативном документе – Приказе Минфина РФ № 34н от 29.07.98 г. Обозначенное Положение необходимо применять с учетом требований Закона № 402-ФЗ. Нормы Приказа № 34н распространяются на юрлиц всех правовых форм и видов деятельности, кроме кредитных структур и муниципальных (государственных) учреждений.

К основным задачам бухучет относятся (по п. 4 Положения):

  • Формирование достоверных и полных сведений о хоздеятельности юрлица, включая данные об имуществе.
  • Обеспечение заинтересованных пользователей (внутренних и внешних) необходимой информацией о проводимых хозоперациях; движении материальных, трудовых и денежных ресурсах; наличии и изменениях активов и обязательств.
  • Выявление внутренних резервов предприятия для повышения финансовой устойчивости и предотвращение получения убытков.

Ответственность руководителя за ведение бухгалтерского учета подразумевает разработку и утверждение учетной политики компании. При составлении документа нужно учитывать особенности деятельности и используемого налогового режима (для целей налогового учета). Какие действия вправе предпринимать руководство фирмы при внедрении системы бухучета:

  • Учреждать как отдельное подразделение компании службу бухгалтерии под контролем главного бухгалтера.
  • Предусматривать в штате предприятия должность бухгалтерских специалистов.
  • Передавать функции по ведению бухучета – специализированной компании, централизованной бухгалтерии или отдельному бухгалтеру. Согласно п. 3 стат. 7 Закона № 402-ФЗ при этом заключается договор на оказание услуг.
  • Принять на себя обязанности по ведению учета – самостоятельно вести бухгалтерию могут руководители малого и среднего предпринимательства (п. 3 стат. 7 Закона № 402-ФЗ).

Дополнительно руководитель вправе разрабатывать и утверждать ЛНА предприятия – положения о работе бухгалтерии, об оплате труда, о графике документооборота и пр. Для обеспечения исполнения функций бухгалтерской службы и создания рабочих условий директор обязан закупить и установить компьютеры, необходимое программное обеспечение, включая системы ЭДО и специальные базы (к примеру, 1С).

Нормативные требования к главному бухгалтеру

По нормам п. 4 стат. 7 Закона № 402-ФЗ к главному бухгалтеру или другому сотруднику, которому переданы бухгалтерские функции, предъявляются повышенные требования. В частности, это наличие профильного высшего образования; определенного стажа занятости по специальности; отсутствие судимостей в экономической сфере. Дополнительно федеральным законодательством к главбуху могут утверждаться и иные требования.

Если предприятие нанимает для ведения учета стороннее лицо – юридическое или физическое, в первую очередь необходимо заключить договор на услуги. При этом физлицо также должно иметь высшее образование, практический стаж занятости и не привлекаться к судимости. А у юрлица в штате должен числиться хотя бы один сотрудник, отвечающий заявленным выше требованиям.

Для главных бухгалтеров кредитных структур и некредитных финансовых учреждений требования к квалификации утверждаются Центробанком РФ. Для главбухов и рядовых сотрудников бухгалтерской службы обычных коммерческих фирм на сегодняшний день особых специальных требований не установлено. Однако учет своего предприятия лучше доверять опытному работнику и, как минимум, имеющему высшее образование в области экономики или финансов.

Что такое грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета

Мы разобрались, что ответственность за бухгалтерский учет несет руководитель фирмы. Это что касается организации учета. За ведение отвечает главный бухгалтер. Какие обязанности возлагаются на главбуха? Это, к примеру, следующие функции:

  • Своевременное и корректное отражение хозопераций в учете.
  • Принятие к учету первичной документации и других видов документов.
  • Предоставление в полном объеме и в установленные сроки бухотчетности.
  • Проведение сверки по обязательствам с контрагентами.
  • Проведение инвентаризационных мероприятий по контролю за долгами и имуществом.
  • Обеспечение по установленным срокам сохранности документов бухучета.
  • Другие функции.

Соответственно, главбух предприятия обязан вести бухучет с соблюдением требований действующего законодательства. А что ожидает главного бухгалтера, если будут допущены ошибки? Понятно, что от неточностей не застрахован никто. Однако на административном уровне закреплены меры ответственности за грубое нарушение нормативных требований в ведении бухучета. По примечаниям к стат. 15.11 КоАП в число грубых нарушений включаются:

  • Занижение величины налоговых сумм (или сборов) минимум на 10 % по причине искажения бухгалтерских данных.
  • Искажение денежного бухгалтерского показателя минимум на 10 %.
  • Отражение в бухгалтерских регистрах притворного, ложного, мнимого хозяйственного факта.
  • Использование вне бухгалтерских регистров счетов бухучета.
  • Заполнение финансовой отчетности без использования данных бухрегистров.
  • Отсутствие в пределах установленных для хранения сроков соответствующей первички, бухрегистров, финансовой отчетности или обязательного заключения аудиторов.

Штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета

Исходя из норм стат. 15.11 КоАП, за грубые ошибки при ведении бухучета предусмотрены следующие меры наказания:

  • Для должностных лиц компании – взыскание штрафа размером в 5000-10000 руб. при первичном нарушении.
  • Для должностных лиц компании – взыскание штрафа размером в 10000-20000 руб. при вторичном нарушении. Или возможна дисквалификация на период 1-2 года.

Обратите внимание! Освобождение от ответственности возможно, если ошибки будут устранены до момента утверждения финотчетности, а также если налогоплательщик самостоятельно подаст уточненную декларацию и заплатит суммы недоимки и пеней.

Как организовать внутренний контроль ведения бухгалтерского учета

Трудовое законодательство предусматривает прямые меры для организации контроля за действиями главного бухгалтера. В соответствии с нормами стат. 192 главбуху можно вынести дисциплинарное взыскание, включая замечание, затем выговор и, наконец, увольнение. Если решения специалиста нанесли ущерб имуществу предприятия, работодатель вправе уволить такого сотрудника (п. 9 стат. 81 ТК). Дополнительно компания вправе взыскать с физлица материальный ущерб по нормам стат. 243 ТК.

В целях контроля за действиями бухгалтерской службы рекомендуется подробно прописать функционал каждого специалиста – от главного бухгалтера до рядовых сотрудников. Кроме того, обязательно необходимо разработать положение о работе бухгалтерии. А по итогам финансового года и перед представлением пользователям отчетности можно провести аудиторскую проверку состояния учета в целом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .