Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Коммерческие организации и предпринимательские объединения как субъекты предпринимательства. Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права Коммерческие организации как субъекты хозяйственной деятельности

КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Джигкаева Фатима Заурбековна, соискатель Согу, преподаватель.

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к понятию и форме коммерческих организаций как субъектов предпринимательской деятельности в России.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, юридическое лицо, коммерческая организация, форма коммерческой организации.

COMMERCIAL ORGANIZATION AS AN ENTREPRENEUR

Dzigkaeva Fatima Zaurbekovna, candidate degree seeker of the North-Ossetian State University, senior lecturer of Civil and Entrepreneurial Law Department.

Annotation. In article various approaches to concept and the form a commercial organisation as subjects of enterprise activity in Russia are considered.

Keywords: enterprise activity, the legal body, the commercial organisation, the form of the commercial organisation.

Согласно п. 1 ст. 30 и п. 1 ст. 34 Конституции РФ право на объединение, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности являются правами конституционными и незыблемыми. Реализация этих прав происходит, в частности, посредством создания организаций (в том числе организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности). «Юридическое лицо используется в качестве правового оформления создаваемой организации с целью придания ей необходимой самостоятельности и обеспечения ей участия в правовых отношениях»1.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, в силу ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ. Предпринимательскую деятельность осуществляет широкий круг лиц, среди которых хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, холдинги, филиалы, индивидуальные предприниматели и даже некоммерческие организации (при определенных условиях), найти обобщающую категорию для которых крайне сложно, поэтому объединение их по критерию общего характера деятельности выполнено достаточно удачно - «лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность» - это специфичная группа не всегда субъектов права, но «лиц». Общепризнанным является дихотомический характер деления лиц (от лат. «persona») на физические лица и лица, называемые «юридическими», т.е. такие субъекты права, которые «не подходят под понятие физического лица, сама личность которых

1 Якушев В.С. Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989. М.: Статут, 2001. С. 391

создается только во имя права»2. Однако в контексте

ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ полагаем возможным отойти от указанной классификации лиц как субъектов права. Данная норма предполагает необходимость наличия двух существенных условий для признания за лицом статуса субъекта предпринимательской деятельности: 1) осуществление им предпринимательской деятельности и 2) регистрация его в качестве предпринимателя. Таким образом, приходим к выводу, что круг лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, может быть шире, чем круг субъектов предпринимательской деятельности.

Обращаем внимание, что условием для признания правосубъектности таких лиц является не просто государственная регистрация, а регистрация в качестве предпринимателя. Необходимо заметить, что, согласно действующему законодательству РФ, указанный признак применим только к гражданину, который вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Что касается организаций, то вряд ли можно выделить некую специальную, предусмотренную нормами действующего законодательства РФ, регистрацию организации в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Представляется, законодатель, определяя круг субъектов предпринимательской деятельности, имел целью данной нормой установить, в частности, для организаций обязательное условие возникновения у них права осуществления этой деятельности в результате регистрации организации, созданной в соответствующей правовой форме, в качестве юридического лица. Однако данный вывод только мыслится в результате системного толкования ряда положений Гражданского кодекса, но не вытекает напрямую из смысла нормы закона. При этом помимо юридических лиц, создаваемых и регистрируемых в соответствии с требованиями закона, действительность рождает и иные формы организаций, не вмещающиеся в установленные законом организационно-правовые формы, но в полной мере относящиеся к «лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность». Такие организации со сложной и порой неясной внутренней структурой, с мощным концентрированным экономическим потенциалом осуществляют предпринимательскую деятельность, не беспокоясь о государственной регистрации, т.к. нормы закона позволяют довольствоваться регистрацией только отдельных, ее суть составляющих. Собственно организация создает свои по существу структурные подразделения (назовем их структурные организации) в установленных правовых формах, а государство регистрирует такие структурные организации в качестве юридических лиц - субъектов права. Нормы закона не нарушаются, однако сложившаяся ситуация безусловно не соответствует целям, которые ставятся законодателем при регулировании правового статуса субъектов предпринимательской деятельности.

Понятие «лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность», не ограниченное требованием государственной регистрации, вмещает в себя абсолютно все социальные образования, функционирующие в сфере предпринимательства, и в первую очередь коммерческие организации. Рассмотрим, какие из

2 Мейер Д.И. Русское гражданское право. М.: Статут. С. 136

социальных образований можно отнести к коммерческим организациям и что предполагается мыслить под понятием «коммерческая организация».

Употребление этого термина в единственном числе не вполне традиционно для гражданского права и не распространено в науке и юридической практике. Причиной тому является акцент законодателя на объеме этого понятия в ущерб содержанию. В п. 2 ст. 50 ГК РФ обозначен закрытый перечень возможных организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями. Кодекс не предполагает вариантов расширения этого списка без изменения формулировки вышеуказанной нормы и достаточно детально описывает каждую организационно-правовую форму. Именно формы, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, представляют собой предмет детального правового регулирования. Отсюда и традиционное употребление термина «коммерческая организация» во множественном числе. Значение этого термина в законодательстве заключается скорее в отражении сущностного признака (а именно коммерческого характера деятельности) группы организаций, нежели в характеристике этого особого вида организаций и системного определения его правового положения.

Наличие в деятельности основной целевой направленности на извлечение прибыли лежит в основании деления организаций на коммерческие и некоммерческие. Подчеркнем, что родовым понятием для коммерческих и некоммерческих организаций является понятие «организация»3, а не «юридическое лицо». Так, «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)». Действительно, согласно научной доктрине и правовой концепции все юридические лица являются организа-циями4. При этом организации по критерию признания за ними правосубъектности делятся на организации со статусом юридического лица и организации без статуса юридического лица; а по критерию основной целевой направленности деятельности - на коммерческие организации и некоммерческие. Таким образом, объем понятия «коммерческая организация» не ограничивается перечнем форм, указанных законодателем, по той простой причине, что это понятие не является подчиненным по отношению к понятию «юридическое лицо». В связи с изложенным представляется не вполне удачным сокращение понятия «коммерческая

3 Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: Инфра-М, 2000. С. 46

4 Следует отметить точку зрения С.И. Архипова, полагающего возможным применить форму юридического лица применительно к первому лицу государства, субъекту Российской Федерации, муниципального образования, причем не только и не столько в гражданско-правовых целях, сколько в общеправовых, межотраслевых, а также отмечающего отсутствие в теоретическом плане препятствий для законодательного признания в качестве юридического лица индивидуального предпринимателя. С.И. Архипов приходит к выводу об искусственности навязывания гражданским законодательством заинтересованным в таком правовом обособлении лицам тех или иных форм. См. об этом: Архипов С.И. Субъект права. Теоретическое исследование. СПб.: Издательство

Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. С. 354

организация со статусом юридического лица», находящегося на пересечении понятий «юридическое лицо» и «коммерческая организация», до усеченного, но легального термина «коммерческая организация»5, в пределах которого в праве рассматриваются только зарегистрированные организации, созданные в предусмотренных правовых формах.

Категория коммерческой организации не является исключительно правовой в отличие, например, от юридического лица, и поэтому любой исследователь свободен в трактовке понимания ее сущности. Предлагаем рассматривать понятие коммерческой организации в широком и в узком смысле. В объеме понятия коммерческой организации в широком смысле, не ограничиваясь рамками, установленными Гражданским кодексом, предлагается рассматривать все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, за исключением собственно некоммерческих организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством и их учредительными документами. В объеме понятия коммерческой организации в узком смысле предлагается рассматривать традиционный перечень правовых форм, указанных в п. 2 ст. 50 ГК РФ, а именно хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

На сегодняшний день рассмотрение правового положения коммерческой организации в широком смысле, не ограниченном рамками понятия «юридическое лицо» и предусмотренными организационноправовыми формами, представляет особый интерес в силу своей правовой многоликости при концентрированности сущностных характеристик организации как лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Содержание и объем понятия коммерческой организации в широком смысле не определены и подлежат тщательному всестороннему исследованию, в отличие от этого понятия в узком смысле, предполагающем исследование лишь его объема, обусловленного, в свою очередь, границами понятия «юридическое лицо» и предложенными законодателем организационно-правовыми формами.

Содержание понятия коммерческой организации в широком смысле, в связи с предлагаемым расширением его объема, согласно логическому закону обратной зависимости между объемом и содержанием понятия, должно «обеднеть» на те сущностные признаки, которые нивелируются посредством расширения его объема. Однако положение п. 1 ст. 50 ГК РФ вполне соответствует предлагаемому объему понятия в широком смысле: коммерческая организация - это организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Думается, было бы правильно определить коммерческую организацию в узком смысле как организацию, созданную в установленной законом организационно-правовой форме, предусматривающей для такой организации извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, и зарегистрированную в установленном законом порядке в качестве юридического лица.

5 Следует согласиться с позицией Грешникова И.П., который отмечает, что формула «классификация юридических лиц» есть сокращение формулы «классификация организаций со статусом юридического лица». См.: Грешников И.П. Субъекты гражданского права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 168

Сложившаяся ситуация, при которой объем понятия не совпадает с его легальной дефиницией, представляется неудовлетворительной, т.к. вносит правовую неопределенность в используемую терминологию. Более того, согласно формулировке п. 1 ст. 50 ГК РФ, выделенные две разновидности организаций (коммерческие и некоммерческие) «могут быть» юридическими лицами, что очень похоже на такой способ регулирования, как дозволение. Необходимо отметить, что логика изложения вышеприведенной нормы предполагает допущение законодателем существования в праве коммерческих организаций без статуса юридического лица. Проблема возможности признания правосубъектности (неполной, усеченной, ограниченной и т.д.) за такими организациями является актуальной по сей день, т.к. законодательство фрагментарно и не системно регулирует особенности правового положения такого рода организаций.

Многосубъектные предпринимательские образования (именуемые в юридической литературе холдингами, предпринимательскими объединениями и т.д.), представляющие собой не что иное, как организации в высшей степени интегрированные и в высшей степени коммерческие, осуществляющие свою деятельность как единая организация вне соответствующих ей правовых форм, по банальной причине их отсутствия в праве целиком и полностью попадают в объем понятия коммерческой организации в широком смысле. Что касается правосубъектности таких организаций, то с определенными оговорками и условностями считаем возможным рассматривать их в составе субъектов предпринимательской деятельности, согласившись с такими учеными, как В.С. Белых, В.В. Лаптев, И.С. Шитки-на, отмечающими в своих исследованиях в той или иной степени элементы правосубъектности вышеназванных образований6. Такой подход разумен и обоснован, когда субъекты предпринимательской деятельности (в т.ч. коммерческие организации в широком смысле) рассматриваются как комплексное, межотраслевое понятие, не ограниченное рамками гражданского права.

Цивилистический подход к проблеме признания за организацией правосубъектности по сравнению с менее традиционными подходами вызывает ассоциацию с соотношением английского британского языка, такого безупречного и классического, с упрощенным и производным от него американским. Первый становится все менее востребованным и все более вытесняемым последним, как более динамичным и практичным. При всем уважении к эстетике частного права приходится констатировать, что право не может быть ради права, и, если оно в определенной части не справляется с экономической действительностью и пробуксовывает, используя устаревшие формы, необходимо взглянуть на проблему с другой позиции, в данном случае - с позиции сторонников предпринимательского права. И этот взгляд откроет нам такую картину: организации нового типа, закованные в правовые формы юридических лиц, являют собой правовых оборотней, т.к. закон не предлагает им другой судьбы в праве. Время вносит свои коррективы, и наступает момент, когда ранее идеальные правовые конструкции уже не отражают существа новых явлений, прежние правовые формы не соответствуют новому экономическому содержа-

6 Белых В.С. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Сборник научных трудов. Екатеринбург: У-Фактория, 2002. С. 29; Лаптев В.В. Акционерное право. М., 1999. С. 127; Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. М.: ООО «Городец-издат», 2003. С. 23

нию. Время требует новых форм, и этому требованию сопротивляться бессмысленно: когда закон безмолвствует, сама жизнь рождает эти формы, и они, безусловно, жизнеспособны, но далеко не всегда цивилизованны.

Обобщая вышеизложенное, следует обратить внимание на логическую цепочку правового регулирования процесса возникновения коммерческой организации как субъекта права, руководствуясь положениями ст. 50 ГК РФ:

организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли, является коммерческой организацией;

коммерческая организация (равно как и некоммерческая) может быть юридическим лицом;

юридические лица могут создаваться в установленных законом организационно-правовых формах, а коммерческие - в формах, установленных Гражданским кодексом.

Не вдаваясь в вопросы теории юридического лица, считаем правильным и обоснованным в установлении момента появления юридического лица как субъекта права исходить не из его создания, но из возникновения в результате регистрации организации в выбранной ею организационно-правовой форме в качестве юридического лица. Юридическое лицо появляется как правовой статус организации в результате государственного акта признания его как субъекта права. Что касается организаций, то они в отличие от юридического лица создаются, а легитимное создание организаций возможно только в установленных организационно-правовых формах. Выбор соответствующей формы как модели, предусмотренной и урегулированной правом, принадлежит организации и лежит в основе регистрации организации как юридического лица.

Резюмируя изложенные доводы и обоснование понимания коммерческих организаций как лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, следует предложить:

Рассматривать в составе лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, неограниченный на сегодняшний день правовыми формами круг лиц, в том числе коммерческие организации в широком смысле.

Рассматривать юридическое лицо как правовой статус организации, а именно статус субъекта права, возникающий в момент ее регистрации в установленной законом организационно-правовой форме.

Рассматривать многосубъектные предпринимательские образования (или иначе именуемые «холдинги», «предпринимательские объединения» и пр.) в составе объема понятия «коммерческая организация» в широком смысле.

Предусмотреть в законе организационно-правовые формы для таких предпринимательских образований и, руководствуясь критериями обособления которых как вида, установить отличительные и характерные признаки и свойства таких образований.

При существующем объеме и содержании правового регулирования приходится констатировать, что предлагаемые законодателем формы не справляются со стремительно развивающейся действительностью и не отражают актуальные особенности содержания фактически существующих коммерческих организаций, при этом, напротив, целенаправленно искажают это содержание, предлагая выбору таких организаций иные, не соответствующие наличествующему содержанию формы. В оценке целесообразности правового

регулирования следует исходить из безусловной ценности ясности, точности и четкости в вопросах определения правового положения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Указанный подход является залогом востребованной государством прозрачности и добросовестности предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Список литературы:

1. Архипов С.И. Субъект права. Теоретическое исследование. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.

2. Белых В.С. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Сборник научных трудов. Екатеринбург: У-Фактория, 2002.

3. Грешников И.П. Субъекты гражданского права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.

4. Лаптев В.В. Акционерное право. М., 1999.

5. Мейер Д.И. Русское гражданское право. М.: Статут. 2001

6. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: Инфра-М, 2000.

7. Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. М.: ООО «Городец-издат», 2003.

8. Якушев В.С. Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989. М.: Статут, 2001.

РЕЦЕНЗИЯ

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Джнгкасвой Ф.З. «КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК

СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Статья написана на довольно актуальную на данный момент тему, затрагивающую определение понятия и форм существования предпринимательской деятельности в РФ.

В статье автором делается вывод о том, что предпринимательскую деятельность осуществляет широкий круг лиц, среди которых хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, холдинги. филиалы, индивидуальные предприниматели и даже некоммерческие организации (при определенных условиях). В связи с этим, следует отметить, что законодатель, определяя круг субъектов предпринимательской деятельности, имел целью данной нормой установить обязательное условие возникновения у них права осуществления этой деятельности в результате регистрации организации, созданной в соответствующей правовой форме, в качестве юридического лица. При этом, понятие «лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность», не ограниченное требованием государственной регистрации, вмещает в себя абсолютно все социальные образования, функционирующие в сфере предпринимательства, и в первую очередь коммерческие организации.

На сегодняшний день рассмотрение правового положения коммерческой организации в широком смысле, не ограниченном рамками понятия «юридическое лицо» и предусмотренными организационноправовыми формами, представляет особый интерес в силу своей правовой многоликости при концентрированности сущностных характеристик организации как лица. осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Автор в статье подчеркивает необходимость расширения толкования коммерческой организации, базируясь на положениях ст. 50 ГК РФ: коммерческая организация - это организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Автором исследуется вопрос о многосубъектных организациях, по своей сути также являющимися коммерческими, но при этом не входящие в перечень, установленный законодательством России. На базе результатов исследования автор разрабатывает предложения по совершенствованию действующего законодательства РФ в указанной области. По выше изложенным причинам статья заслуживает пристального внимания широкой аудитории и может быть рекомендована к публикации.

Рецензент: к.ю.н.лоцент кафедры гражданского права Владикавказского Института Управления Кун духова И. В

Коммерческие организации могут быть классифицированы по основаниям, подобно тому, как классифицируются юридические лица. Так, в зависимости от прав учредителей (участников) в отношении коммерческих организаций или их имущества можно выделить:

  • а) коммерческие организации, в отношении которых их участники имеют обязательные права: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы,
  • б) коммерческие организации, на имущество которых их учредители (участники) имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В зависимости от вида вещного права на имущество коммерческие организации различаются:

  • а) коммерческие организации, обладающие правом собственности на имущество: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы:
  • б) коммерческие организации, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме казенных):
  • в) коммерческие организации, обладающие правом оперативного управления на имущество: казенные предприятия.

В связи с этим следует особо подчеркнуть, что по действующему законодательству исключается возможность создания и деятельности коммерческих организаций, как и других юридических лиц, только на базе имущества, полученного по договору (аренды, займа, и т.п.), при отсутствии вкладов учредителей в уставный (складочный) капитал коммерческой организации.

Предприниматель - это физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке соответственно в качестве индивидуального предпринимателя или коммерческой организации и осуществляющее предпринимательскую деятельность. Факт осуществления лицом предпринимательской деятельности является основанием для признания его особым субъектом гражданского права - предпринимателем и определяет необходимость предъявления к нему и его деятельности особых требований со стороны законодателя.

Так, в ГК есть специальные нормы о предпринимательской деятельности граждан (ст.23), о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя (ст. 25), о коммерческих организациях (ст. 50) . Все это свидетельствует о необходимости уяснения, кто является предпринимателем по российскому законодательству и каковы те особые правила, которые применяются к нему и его деятельности.

Признание за лицом статуса предпринимателя является важным юридическим фактом и влечет за собой определенные юридические последствия.

Во-первых, сделки, заключенные предпринимателем, резюмируются связанными с его предпринимательской деятельностью и квалифицируются как торговые, т.е. подчиняются специальному режиму правового регулирования (отношения между предпринимателями или с их участием специально выделяются в структуре предмета гражданского права п.1 ст.2.ГК).

Признание за лицом статуса предпринимателя предоставляет ему дополнительные права и возлагает на него ряд обязанностей. Предоставляя предпринимателям дополнительные права, законодатель закрепляет за ним некоторые прерогативы. Например, коммерческие организации имеют исключительное право на использование фирменного наименования (п.4 ст.54 ГК) или другой объект интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК).

В частности, фирменное наименование индивидуализирует предпринимателя и его деятельность в коммерческом обороте, что имеет важное значение в конкурентной борьбе. Исключительность права на фирменное наименование состоит в том, что другие предприниматели не вправе пользоваться им в деловом обороте без согласия правообладателя.

Возложение дополнительных обязанностей, подчиняющих деятельность предпринимателей более строгому режиму, преследует цель обеспечить интересы других ли, взаимодействующих с предпринимателем. К таким обязанностям относятся: публикация сведений о предпринимателе в едином государственном реестре юридических лиц, открытом для общего ознакомления и дающем представление другим лицам о правовом положении предпринимателя (ст. 51 ГК)

Ведение учета предпринимательской деятельности, что служит целями контроля за ее проведением, а при возникновении споров с другими лицами облегчает доказательство фактов проведения хозяйственных операций (ст. 88 Закона об акционерных обществах), предоставление предпринимателем в установленном порядке информации о своей деятельности, предоставление финансовой отчетности для налогообложения их деятельности и др.

Следует отметить, что не любое лицо физическое и юридическое может быть предпринимателем. Запреты на занятие предпринимательской деятельностью прежде всего касаются государственных служащих, т.е. граждан РФ, исполняющих в порядке, установленным федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ (п.1 ст.3 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ») и в соответствии со ст. 11 ФЗ государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

Коммерческая организация считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК). С этого момента возникает правоспособность коммерческой организации, т. е. иметь гражданские права и нести ответственности.

По действующему Российскому зак-ву существуют различные организационно-правовые формы коммерческих организаций, в зависимости от того, кто владеет организацией, определяется и форма собственности. Законодательство РФ предусматривает следующие формы собственности: частная, гос., собственность общественных организаций (объединений) и смешанная.

Коммерческие организации делятся на три крупные категории: 1) организации, объединяющие отдельных граждан (физических лиц); 2) организации, объединяющие капиталы 3) государственные унитарные предприятия.

1) организации, объединяющие отдельных граждан (физических лиц)- хозяйственные товарищества и производственные кооперативы. ГК четко разделяет товарищества – объединения лиц, требующие непосредственного участия учредителей в их деятельности, общества – объединения капитала, не требующие такого участия, но предполагающие создание специальных органов управления. Хозяйственные товарищества могут существовать в двух формах: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное).

В полном товариществе (ПТ) все его участники (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут полную материальную ответственность по его обязательствам. Каждый участник может действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлен иной порядок. Прибыль полного товарищества распределяется между участниками, как правило, пропорционально их долям в складочном капитале. По обязательствам полного товарищества его участники несут солидарную ответственность своим имуществом.

Товариществом на вере , или коммандитным товариществом (ТВ или КТ), признается такое товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеются и участники-вкладчики (коммандиты), которые не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и несут ограниченную материальную ответственность в пределах сумм внесенных ими вкладов. По существу ТВ (КТ) является усложненной разновидностью ПТ.

В полном товариществе и товариществе на вере доли имущества не могут быть свободно переуступлены, все полноправные члены несут безусловную и солидарную ответственность по пассиву организации (отвечают всем своим имуществом).

2) организации, объединяющие капиталы - Производственный кооператив (ПрК) п .с. добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хоз.деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Особенностями ПрК яв-ся приоритетность производственной д-ти и личного трудового участия его членов, разделение имущества ПрК на паи его членов.


Акционерное общество (АО) – это общество, уставный капитал которого состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и, соответственно, разделяется на это число акций, а его участники (акционеры) несут материальную ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО делятся на открытые и закрытые (ОАО и ЗАО). Участники ОАО могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, а само общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу. В ЗАО акции распространяются по закрытой подписке только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, причем количество учредителей в Российском законодательстве ограничивается 50 лицами.

Но есть и третья, «гибридная» категория – общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью – которая одновременно относится и к организациям, объединяющих отдельных лиц, и к организациям, объединяющим капиталы.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это общество, уставный капитал которого разделен на доли участников, которые несут материальную ответственность только в пределах сто

Акционерное общество (АО) – это общество, уставный капитал которого состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и, соответственно, разделяется на это число акций, а его участники (акционеры) несут материальную ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества делятся на открытые и закрытые (ОАО и ЗАО). Участники ОАО могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, а само общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу. В ЗАО акции распространяются по закрытой подписке только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, причем количество учредителей в Российском законодательстве ограничивается 50 лицами.

3) К государственным и муниципальным унитарным предприятиям (УП ) относятся предприятия, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Это имущество находится в государственной (федеральной или субъектов федерации) или муниципальной собственности и является неделимым. Различают два вида унитарных предприятий

основанные на праве хозяйственного ведения (обладают более широкой экономической самостоятельностью, во многом действуют как обычные товаропроизводители, причем собственник имущества, как правило, не отвечает по обязательствам такого предприятия)

основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия) – во многом напоминают предприятия в условиях плановой экономики, государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества.

Введение

Понятие и признаки юридического лица

Коммерческая организация - хозяйствующий субъект

Виды коммерческих организаций и условия осуществления хозяйственной деятельности

Заключение

Список источников

Введение

Конституция РФ содержит ряд нормативных положений, которые в совокупности составляют конституционные гарантии предпринимательства в современной России. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу в иерархии правовых актов: законы и другие правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ. Поэтому юридически гарантированные Конституцией РФ основы предпринимательства не могут быть изменены или нарушены ни одним правовым актом, принятым на федеральном, региональном, муниципальном или локальном уровне.

01.1995 г. была введена в действие часть первая ГК РФ от 30.11.1994 г., которая закрепила правовое положение, как индивидуальных предпринимателей - физических лиц, так и различных видов коллективных предпринимателей - юридических лиц, определила понятие предпринимательской деятельности и основные "правила игры" для участников гражданского оборота.

Важно отметить, что для эффективно функционирующей рыночной системы хозяйствования характерна свободная экономическая деятельность, подразумевающая экономическую обособленность рыночных субъектов, наличие частной собственности, свободного доступа к предпринимательской деятельности, неограниченного количества субъектов предпринимательства, свободную конкуренцию между ними и т.д. Иными словами, свободное предпринимательство является основой рыночной экономики.

Целью настоящей работы является рассмотрение вопросов правового регулирования деятельности коммерческих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, определение понятия и признаков юридического лица, коммерческой организации и организационно-правовых форм осуществления хозяйственной деятельности, а также условий ее осуществления.

1. Понятие и признаки юридического лица

Согласно ст.48 ГК РФ, "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету". Какие же существенные признаки юридического лица позволяют говорить о нем как самостоятельном субъекте права?

Во-первых, имущественная обособленность, т.е. наличие на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении определенного имущества. Практическим выражением такой обособленности является самостоятельный баланс или смета и расчетный счет, однако юридически именно с помощью названных вещных прав имущество должно быть закреплено за юридическим лицом.

Во-вторых, самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. Основу этой ответственности составляет обособленное имущество.

В-третьих, способность юридического лица от своего имени приобретать и нести права и обязанности, т.е. выступать в гражданском обороте от своего имени.

В-четвертых, так называемое организационное единство, выражающееся в том, что юридическое лицо представляет собой организацию, которая имеет самостоятельный правовой статус, отделенный от правового статуса создавших или входящих в нее участников (учредителей). Такая обособленность юридического лица закрепляется в учредительных и иных документах организации, определяющих порядок ведения ее дел.

Учредительные документы определяют правовой статус юридического лица. При этом учредительными являются документы, на основании которых учреждается (создается и регистрируется) и действует данная организация.

Гражданский кодекс в п. 1 ст. 52 указывает на три вида учредительных документов: устав, учредительный договор и общее положение об организациях данного вида. Юридические лица действуют либо на основании одного из указанных документов, либо на основании двух документов - устава и учредительного договора.

Законом установлено, что на основании учредительного договора действуют полные товарищества (ст. 70 ГК) и товарищества на вере (ст. 83 ГК); на основании устава и учредительного договора действуют общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (ст. 89, 95 ГК), объединения юридических лиц (ст. 122 ГК); на основании устава - акционерные общества (ст. 98 ГК); общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, созданные одним лицом (ст. 89, 95 ГК), производственные и потребительские кооперативы (ст. 108, 116 ГК), государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113 ГК), фонды (ст. 118 ГК), общественные организации (объединения), некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, учреждения (ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

При создании акционерного общества в соответствии со ст. 98 ГК учредители заключают между собой договор о создании общества, который является разновидностью договора о совместной деятельности (ст. 1041 ГК).

Пункт 2 ст. 52 ГК содержит требования, предъявляемые к содержанию учредительных документов. Подобные требования носят императивный характер для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. В учредительные документы организации в обязательном порядке включаются сведения о наименовании, месте нахождения, органах управления юридического лица. В отношении отдельных видов юридических лиц этот перечень может быть конкретизирован ГК и специальными законами об этих организациях (см., например, п. 2 ст. 70 ГК относительно полных товариществ, п. 3 ст. 98 ГК относительно акционерных обществ). Законом не запрещается включать в учредительные документы и иные положения, не предусмотренные действующим законодательством России, при условии, что они не противоречат ему.

Наличие организационного единства предполагает также существование определенной внутренней структуры организации, которая отвечала бы целям и задачам юридического лица и выражалась в наличии у нее органов управления.

Имущественная обособленность юридического лица означает, что имущество организации должно быть обособлено от имущества любых иных лиц, в том числе от ее учредителей (участников).

Пункт 1 ст. 48 ГК указывает, что такое имущество организация может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Большинство юридических лиц обладает имуществом на праве собственности (п. 1 ст. 48, ст. 216 ГК). Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113, 114, 294 ГК), обладающие имуществом на праве хозяйственного ведения; а также учреждения (ст. 120, ст. 296, 298 ГК) и казенные предприятия (ст. 115, 296, 297 ГК), которым имущество принадлежит на праве оперативного управления.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 48 ГК юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс (а учреждение - также и смету его расходов, утвержденную собственником). Порядок ведения бухгалтерского баланса установлен Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Находящееся на балансе организации имущество характеризует его обособленность от имущества учредителей (участников).

Самостоятельная имущественная ответственность организации заключается в том, что по своим долгам юридическое лицо отвечает только принадлежащим ему имуществом. Из этого следует, что ни учредитель (участник), ни собственник, ни третьи лица не отвечают по обязательствам юридического лица, кроме случаев предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Участие в гражданском обороте от своего имени означает, что юридическое лицо от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, т.е. выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельного субъекта права, в том числе в качестве истца и ответчика в суде.

Для индивидуализации юридического лица и выделения его из класса подобных лиц каждое юридическое лицо имеет свое наименование (ст. 54 ГК).

Наименованием юридического лица является его название, под которым оно выступает в гражданском обороте. Наименование организации указывается в ее учредительных документах и должно включать в себя указание на ее организационно-правовую форму (см., например, п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 96, п. 4 ст. 118, п. 5 ст. 121 ГК).

Наименование юридического лица состоит из двух частей - собственно имени (наименования) и указания на организационно-правовую форму юридического лица. В юридической литературе, особенно дореволюционной, обозначение организационно-правовой формы юридического лица считалось корпусом наименования, а собственно имя (наименование) юридического лица - добавлением.

При регистрации коммерческой организации в качестве юридического лица его наименование становится фирменным наименованием (п. 4 ст. 54 ГК). Фирменное наименование наряду с товарным знаком и знаком обслуживания является объектом интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК).

Помимо наименования и деловой репутации каждое юридическое лицо должно иметь свое место нахождения.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

2. Коммерческая организация - хозяйствующий субъект

Прежде чем рассмотреть вопрос правового регулирования статуса коммерческих организаций, прежде всего, необходимо определить сам термин "коммерческая организация".

Гражданский кодекс Российской Федерации указывает, что все юридические лица могут создаваться только в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена законом и в зависимости от основной цели деятельности (ст. 50 ГК РФ) юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли и возможность ее распределения среди участников. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие позволяет выявить все разновидности юридических лиц, определить (выделить) правовой статус конкретных их групп и провести разграничение организаций с неодинаковыми типами правосубъектности, предусмотреть их организационно-правовые формы и тем самым исключить возможность создания не закрепленных законом организаций. Вместе с тем следует признать, что такое деление юридических лиц является принципиальным шагом, имеющим первостепенное значение в систематизации всех юридических лиц как участников гражданских правоотношений.

В российском гражданском законодательстве отсутствует понятие коммерческой деятельности организации, вместо него в Гражданском кодексе РФ используется термин "предпринимательская деятельность". В соответствии со ст.2 ГК РФ под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Таким образом, извлечение прибыли как основная цель служит важнейшим признаком коммерческой деятельности. Иными словами, если организация создается с целью извлекать прибыль, то, без сомнения, она признается гражданским законодательством коммерческой. Аналогичного подхода придерживается и налоговое законодательство.

Юридическая наука выработала специальное значение понятия "организация", отражающее специфику правовых конструкций и механизмов. Так, юридическим лицом признается организация, которая обладает рядом признаков, указанных в ст.48 ГК РФ. Данный подход, сформировавшийся в гражданском праве задолго до принятия действующего Гражданского кодекса, дает основания утверждать, что, во-первых, понятие "организация" шире понятия "юридическое лицо", а во-вторых, под организацией понимается коллективное образование, обладающее организационным единством. Иными словами, юридическое лицо и организация соотносятся как частное и общее. Из этого следует, что любое юридическое лицо всегда является организацией, но не всякая организация представляет собой юридическое лицо.

В экономической литературе вопреки ГК РФ субъекты предпринимательской деятельности именуются предприятиями. Термин "предприятие" употребляется в качестве синонима обозначения всех коммерческих организаций. В ГК РФ этот термин применяется исключительно в названии государственных и муниципальных унитарных предприятий. Статья 132 ГК РФ определяет предприятие в качестве имущественного комплекса, признаваемого недвижимостью, которое является объектом гражданских прав.

Как до, так и после принятия нового ГК РФ, в нормативных актах появилось и используется в настоящее время новое определение субъектов предпринимательской деятельности - "хозяйствующий субъект". Так, в ст. 4 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" было дано такое определение: "Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном настоящим Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли". После принятия ГК РФ термин "хозяйствующий субъект" стал применяться в других нормативных правовых актах (ст. 3 Федерального закона РФ "О естественных монополиях", ст. 1 Федерального закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами"). Анализ содержания названных законов свидетельствует о том, что термин "хозяйствующий субъект" применяется в них для обозначения юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности. Анализ содержания названных законов свидетельствует о том, что термин "хозяйствующий субъект" применяется в них для обозначения юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности.

Важно отметить, что большинство юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности являются собственниками закрепленного за ними имущества. Можно согласиться с авторами, полагающими, что для некоммерческих организаций это не обязательный признак. Но для коммерческих организаций он обязателен. Таким образом, термин "хозяйствующие субъекты" применим лишь к организациям - коммерческим юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, хотя круг субъектов, обладающих правом осуществлять предпринимательскую деятельность, шире, к ним относятся и некоммерческие организации - юридические лица.

3. Виды коммерческих организаций и условия осуществления хозяйственной деятельности

В пункте 2 ст. 50 ГК содержится исчерпывающий перечень коммерческих организаций. К ним относятся:

) хозяйственное товарищество:

а) полное товарищество (ст. 69 ГК);

б) товарищество на вере (коммандитное товарищество) (ст. 82 ГК);

) хозяйственное общество:

а) общество с ограниченной ответственностью (ст. 87 ГК, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью");

б) общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК);

в) акционерное общество (ст. 96 ГК, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах");

) производственный кооператив (п. 1 ст. 107 ГК, Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах");

) государственное (муниципальное) унитарное предприятие (ст. 113 ГК, Федеральный закон 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Итак, полным товариществом в соответствии с законодательством признается такая организация, участники которой (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по обязательствам полного товарищества всем своим имуществом.

Участники товарищества на вере (коммандитного товариществ), также как и участники полного товарищества, отвечают по обязательствам всем своим имуществом. От полного товарищества товарищество на вере отличается тем, что в состав коммандитного товарищества могут входить один или несколько вкладчиков, которые не осуществляют предпринимательской деятельности и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах внесенных ими вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью - это общество, учредителем которого является одно или несколько лиц, имеющее уставный капитал, разделенный на доли. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам созданного ими общества, а лишь несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов. Чаще всего лица, желающие создать юридическое лицо с целью осуществления коммерческой деятельности, создают общества с ограниченной ответственностью. В первую очередь на этот выбор влияет то, что данная организационно-правовая форма исключает личную имущественную ответственность участников общества, т.е. по обязательствам общества с ограниченной ответственностью отвечает само общество, а не его участники.

Общество с дополнительной ответственностью, так же как и общество с ограниченной ответственностью, имеет уставный капитал, разделенный на доли в соответствии с учредительными документами, но участники общества с дополнительной ответственностью несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам такого общества. Возложение на участников общества с дополнительной ответственностью солидарной ответственности означает, что участники общества несут ответственность по обязательствам своего общества совместно, в одинаковом для всех кратном размере. Понятие "субсидиарная ответственность" раскрывается в ГК РФ (ст. 399) как дополнительная к ответственности основного должника. В рамках ответственности по обязательствам общества с дополнительной ответственностью это означает, что в тех случаях, когда требования об исполнении обязательств предъявляются одному из участников общества (основному должнику), при недостаче имущества основного должника для погашения предъявленных требований или его отказа указанные требования могут быть предъявлены к иным участникам общества с дополнительной ответственностью.

Акционерное общество представляет собой общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Лица, являющиеся участниками акционерного общества, не отвечают по обязательствам акционерного общества, а риск убытков, связанных с деятельностью акционерного общества, несут только в пределах стоимости принадлежащих им акций.

В открытых акционерных обществах участники имеют право отчуждать, т.е. продавать, дарить, передавать иным способом принадлежащие им акции по своему усмотрению, а также проводить открытые подписки на акции, выпускаемые акционерным обществом.

В закрытом акционерном обществе, в отличие от открытого, акции распределяются исключительно среди его учредителей либо иного заранее определенного круга лиц. Продажа акций закрытого акционерного общества неограниченному кругу лиц запрещена и не осуществляется, а при продаже отдельных пакетов акций акционеры закрытого акционерного общества имеют право преимущественной покупки. Иначе говоря, если среди акционеров закрытого акционерного общества есть лица, согласные приобрести пакет акций на предложенных условиях, продавец акций не вправе продать их лицам, не являющимся акционерами закрытого акционерного общества.

Дочернее хозяйственное общество представляет собой организацию в форме хозяйственного общества либо товарищества, в отношении которой иное хозяйственное общество или товарищество, именуемое основным, имеет возможность предопределять его решения. Такая возможность может быть предусмотрена в договоре основного и зависимого общества. Если хозяйственное общество имеет более 20% голосующих акций или уставного капитала другого общества, второе общество признается зависимым.

К числу производственных кооперативов ГК РФ относит коммерческие организации, обладающие следующими признаками:

производственные кооперативы представляют собой добровольное объединение граждан на основе членства, которое может выражаться в личном трудовом и ином участии в деятельности кооператива или во вкладе в виде имущественных паевых взносов в имущество кооператива;

производственным кооперативом признается только такое добровольное объединение граждан, которое имеет своей целью производственную или иную хозяйственную деятельность, в том числе деятельность по оказанию услуг.

Государственными и муниципальными унитарными предприятиями признаются коммерческие организации, которые не имеют права собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником имущества унитарных предприятий являются соответственно государство или муниципалитет, которые действуют через свои органы, уполномоченные в сфере управления имуществом (соответствующие комитеты по управлению имуществом и др.).

Некоммерческие организации могут существовать в формах потребительских кооперативов, фондов, общественных и религиозных организаций, ассоциаций, союзов, учреждений и т.п. Общим признаком всех перечисленных организаций является то, что они не вправе ставить в качестве одной из своих основных целей извлечение прибыли. Хозяйственную или иную оплачиваемую деятельность некоммерческие организации имеют право осуществлять только в том случае, если доходы от этой деятельности направляются на нужды организации, и это прямо предусмотрено уставом некоммерческой организации.

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (в ред. от 6 февраля N 68 и от 16 октября 2003 г. N 630). В этом заявлении руководитель организации подтверждает соответствие представленных на регистрацию документов требованиям законодательства, достоверность содержащихся в них сведений и соблюдение установленного для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядка их учреждения;

решение о создании юридического лица (которое может быть оформлено в виде протокола, договора или иного документа, отвечающего требованиям законодательства);

учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

документ об уплате государственной пошлины;

если одним из учредителей выступает иностранное юридическое лицо, необходимо к тому же представить выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство его юридического статуса как иностранного юридического лица.

Таким образом, в самом процессе создания юридического лица можно выделить как минимум два этапа - подготовительный и государственная регистрация. И наиболее важным из них является первый этап. Объясняется это тем, что в представляемых на регистрацию документах, на основании которых затем будет вноситься запись в ЕГРЮЛ, заявитель подтверждает соблюдение им установленного порядка создания юридического лица, требований к форме и содержанию учредительных документов. И если при этом нарушены предписания закона, то может наступить не только административная (ст. 14.25 КоАП РФ), но и уголовная (ст. 171 УК РФ) ответственность.

Для государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица необходимо представить учредительные документы, которые являются законным основанием для осуществления деятельности юридического лица: устав и учредительный договор. В зависимости от организационно-правовой формы создаваемого юридического лица учредители представляют при государственной регистрации либо только устав, либо только учредительный договор, либо устав и учредительный договор. В исключительных случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством, некоммерческая организация может осуществлять свою деятельность на основании общего положения об организациях данного вида. Как правило, хозяйственные товарищества осуществляют свою деятельность на основании одного учредительного договора, хозяйственные общества - на основании учредительного договора и устава, производственные кооперативы и некоммерческие организации - на основании устава.

Устав юридического лица является основополагающим документом юридического лица, содержащим сведения о юридическом лице, положения о правах и обязанностях участников и другие основополагающие сведения. Требования, предъявляемые законодательством к уставу юридического лица, зависят от его организационно-правовой формы и конкретизируются в отдельных нормативно-правовых актах. Например, требования к уставу общества с ограниченной ответственностью содержатся в ст. 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", требования к уставам акционерных обществ - в ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Учредительный договор представляет собой документ, в котором учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по созданию юридического лица, порядок передачи юридическому лицу своего имущества и участия в его деятельности, а также условия и порядок распределения прибыли, управления деятельностью юридического лица и выхода участников из его состава.

Государственная регистрация юридического лица производится органами Федеральной налоговой службы РФ по месту нахождения юридического лица в течение 5 рабочих дней. При этом местом нахождения считается место нахождения постоянно действующих исполнительных органов юридического лица, указанное в заявлении.

Законом предусмотрены только два основания, по которым может быть отказано в регистрации вновь создаваемого юридического лица:

непредставление определенных законодательством документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица;

представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Отказ в регистрации вновь создаваемого юридического лица по иным основаниям запрещен. Решение об отказе в государственной регистрации принимается в течение 5 дней со дня представления документов. Отказ в государственной регистрации, равно как и уклонение от нее, могут быть обжалованы в суде.

Статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Лицензия представляет собой специальное разрешение, выдаваемое уполномоченными государственными органами, на осуществление определенных видов деятельности.

Согласно ст. 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

правовой регулирование коммерческий хозяйственный

Заключение

В заключении необходимо отметить, что в настоящее время государственное регулирование предпринимательской деятельности выражено в регламентации производства продукции (работ) и оказания услуг посредством установления определенных правил (норм), которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты, и в контроле за соблюдением этих правил.

При этом в государственном регулировании предпринимательской деятельности значительную роль играют административно-правовые режимы: лицензирование, аккредитация, регистрация, разрешения, квотирование и т.п. Для того чтобы установленные правила (нормы) хозяйствующими субъектами исполнялись, государственная система создала специально уполномоченные органы, которые не только участвуют в разрешительных процедурах, но и различными средствами поддерживают соответствующие административно-правовые режимы.

Эти уполномоченные органы, как правило, осуществляют и государственный контроль за хозяйствующими субъектами, имеющими различные разрешения на осуществление определенных видов деятельности, и вправе привлекать к ответственности за нарушение установленного порядка (норм) либо нарушения разрешительных процедур.

Таким образом, осуществляемая коммерческими организациями предпринимательская деятельность не является безграничной. С одной стороны, совокупность предоставляемых указанному субъекту возможностей позволяет в полной мере реализовать предпринимательский потенциал, а с другой - государство вынуждено устанавливать определенные рамки ее осуществления в целях соблюдения прав и законных интересов иных участников общественных отношений.

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот.

Список источников

Конституция Российской Федерации. - М.: «Велби», 2006. - 50 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2006. - 544 с.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 48 ст. 4746

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Российская газета от 10 августа 2001 г. N 153

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3430

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" //Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г., N 7, ст. 785

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 1

Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 мая 1996 г. N 20 ст. 2321

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145

Петрыкин А.А. Коммерческая организация как субъект налогового права // Законодательство. - №2. - 2005.

Степанов А.Г. Общие вопросы хозяйственной деятельности юридического лица // Право и экономика. - №10. - 2004.

Грось Л.А. К вопросу о соотношении понятий: юридические лица, коммерческие организации, субъекты предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России, N 3, сентябрь-декабрь 2004 г.

Зыкова И.В. Правовое регулирования образования коммерческих организаций // Адвокат. - №11. - 2004.

Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб., 2002.

Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций (ответственный редактор - О.Н. Садиков). - М. Юристъ, 2001.

Понятие юридического лица? Виды юридического лица? Коммерческие организации? Организационно-правовая форма юридического лица? Полное товарищество? Товарищество на вере? Крестьянское (фермерское) хозяйство? Хозяйственное партнерство? Общество с ограниченной ответственностью? Общество с дополнительной ответственностью? Акционерное общество? Типы акционерного общества? Производственный кооператив? Унитарные предприятия? Предпринимательские объединения? Холдинг? Дочернее общество

Юридические лица как участники предпринимательской деятельности

Гражданин имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность не только в индивидуальном порядке без образования юридического лица, но и путем создания юридического лица.

К юридическим лицам относятся организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК).

Юридические лица обладают имущественной обособленностью. Имущественный комплекс организации отделен (обособлен) от имущества других юридических лиц, граждан, в том числе являющихся участниками (учредителями) данной организации; Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

Допускается различная степень обособления имущества. Оно может принадлежать организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления. Большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий) владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом как собственник. Учет имущества, принадлежащего организации, осуществляется путем ведения бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс является основным источником информации о финансовом положении юридического лица. Имущество индивидуального предпринимателя, действующего без образования юридического лица, не обособляется от его личного имущества.

Как субъект предпринимательских отношений юридическое лицо участвует в обороте от собственного имени через свои органы. Система органов управления организацией зависит от организационно-правовой формы юридического лица, предусмотрена законом и учредительными документами. Лицо, выступающее от имени юридического лица, должно действовать в его интересах, добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица возместить убытки, причиненные им юридическому лицу, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 3 ст. 53 ГК).

При создании организации ее учредители вправе выбрать ту организационно-правовую форму, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида предпринимательской деятельности и соответствует целям учредителей.

В соответствии со ст. 50 ГК все юридические лица разделяются на два вида. Основанием разграничения служит цель осуществляемой организацией деятельности. Коммерческие юридические лица имеют основной целью деятельности извлечение прибыли. Некоммерческими организациями признаются юридические лица, не преследующие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, наделены универсальной правоспособностью. Они могут иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Унитарные предприятия и некоммерческие организации могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность данных юридических лиц признается специальной.

Проектом ГК предполагается еще одно разграничение юридических лиц: на корпорации и унитарные организации (ст. 65.1 Проекта).

К корпорациям относят организации, учредители (участники, члены) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства). Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. В числе корпораций - хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. Унитарными коммерческими юридическими лицами являются государственные и муниципальные предприятия.

Виды организационно-правовых форм коммерческих организаций установлены в ГК; перечень их исчерпывающий.

Под организационно-правовой формой юридического лица понимается совокупность легально закрепленных признаков, характеризующих порядок формирования и правовой режим имущества организации, способ ее индивидуализации, соотношение прав и обязанностей участников и хозяйствующего субъекта на используемое имущество, отличительные признаки внутреннего организационного устройства.

Выбор организационно-правовой формы зависит от многих факторов:

  • целей и видов деятельности будущей организации;
  • состава учредителей, их влияния на деятельность организации, количества участников;
  • правового статуса участников, объема имущественных прав и обязанностей участников;
  • требований к минимальному размеру «стартового» капитала;
  • наличия или отсутствия ограничений на отчуждение доли в капитале;
  • системы управления;
  • особенностей налогообложения.