Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Новый нефтеперерабатывающий завод. Для строительства установки нпз китайская компания набирает омских рабочих

Бизнес на нефтеперерабатывающем мини-заводе (НПЗ) всегда был и остается самым рентабельным делом. Спрос на нефтепродукты постоянно высокий. Прежде всего, они используются в:

  • судоходстве (мазут);
  • городских котельных (мазут, печное топливо);
  • сельском хозяйстве (мазут, солярка, дизельное топливо);
  • бензоколонках (продажа бензина в розницу).

Для успеха нефтеперерабатывающего завода необходимо иметь независимый источник нефти и доступ к железной дороге. Тогда можно предлагать рынку конкурентные цены на продукцию вашего мини-завода.

Инвестиции в проект

Определить примерную сумму инвестиций в бизнес сложно, но необходимо рассчитывать как минимум на 15 млн долл. Конечная сумма зависит от ряда факторов и прежде всего от масштабности проекта. Для вычисления необходимой суммы используют сумму затрат, которые потребуются для организации трех основных составляющих бизнеса:

  • источника нефти;
  • логистики до места переработки (железная дорога или нефтепровод);
  • каналы сбыта.

Если можно обеспечить нормальную работу всех трех составляющих, есть смысл строить нефтеперерабатывающий завод. Надо учитывать, что после того, как будет сформирован бизнес-план, потребуется еще полтора года на составление и утверждение проектов, различных изысканий и собственно строительства. Вложенные же инвестиции обычно возвращаются по истечении трех лет от начала работы нефтеперерабатывающего мини-завода.

Особенности мини-формата

При строительстве крупного нефтеперерабатывающего завода приходится конкурировать с государственными производствами. А это довольно сложно, даже когда конкуренция в целом невысокая. Мини-завод намного выгодней, так как государственные структуры не рассматривают его как веского конкурента. Как правило, НПЗ такого формата открывают там, где объемы добычи нефти небольшие, а потому строительство крупного производства экономически невыгодно.

Но спрос на нефтепродукты есть везде, поэтому в таких местах НПЗ может покрыть спрос, в том числе и на сопутствующие услуги. То есть, основными продуктами производства завода являются:

  • различные бензины;
  • дизельное топливо;
  • печное топливо;
  • мазут;
  • соляровое масло.

В то же время можно оказывать услуги по нефтепереработке мелким добытчикам, которые за месяц добывают от двух до пяти тонн продукта. Это не акцизное производство, но имеющее право на жизнь, так как подобных добытчиков, разрабатывающих старые месторождения, по стране работает немало. Доходность такого НПЗ составит около 50% годовых.

Цикл производства

Практика показывает, что не стоит включать в бизнс-план НПЗ помимо переработки нефти еще и ее добычу или сбыт готовой продукции. Даже как сопутствующий бизнес эти направления только расшатывают стабильность работы НПЗ. Поэтому лучше работать с независимыми нефтедобывающими компаниями, закупая у них сырье. Как вариант, можно участвовать в конкурсах крупных нефтяных компаний по закупке сырья. Но они обычно выставляют крупные лоты.

Сбывать продукцию лучше тоже через оптовых дилеров. Как правило, маркетинг завода строится исходя из его специфики. Но обычно готовая продукция продается по 100% предоплате на условиях самовывоза.

Вопросы логистики

Логистика имеет ключевое значение в будущем бизнесе. Составляя бизнес-план, необходимо остановиться на одном из возможных вариантов доставки сырья:

  • железная дорога;
  • специализированный трубопровод.

Железная дорога

Использование железной дороги как канала транспортной связи между нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим производством имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество железнодорожного транспорта в том, что обычно нет необходимости строить полностью ветку от поставщика сырья до НПЗ. Как правило, можно достроить ветку до уже проложенного железнодорожного полотна. Мало того, можно построить свой мини-завод на месте бывшего производства, где такое полотно уже проложено. Это сократит инвестиции на логистику, позволив вложить средства в другие сферы развития предприятия.

Но как транспортное сообщение, так и объемы производства завода в целом надо рассчитывать исходя из возможностей расположенных неподалеку нефтедобывающих предприятий. Расчет транспортной нагрузки будет исходить из того, что в одну цистерну помещается около 50 тонн нефти. Поставляются они составами до 50 вагонов в одном. То есть один состав может привести где-то 3 тыс. тонн нефти за один раз для переработки. Из этого объема сырья завод может произвести в месяц около 50 тыс. тонн нефтепродуктов, которые тоже надо как-то доставить заказчикам. В год это составит порядка 500 тыс. тонн.

Трубопровод

Чтобы использовать в качестве транспортной системы трубопровод, необходимо подключиться к системе Транснефти. Причем с заявлением о подключении надо обращаться не к ней, а в компанию по добычи сырья. А все потому что обязательным условиям подключения является закупка сырья не менее, чем на миллион тонн в год. Такие объемы может предоставить далеко не каждый добытчик. А те, кто могут, уже имеют контракты с более крупными нефтеперерабатывающими компаниями.

Проектная часть завода

Итак, прежде чем строить завод, надо определиться с мощностью вашего производства и подписать проекты о намерениях с поставщиками, где будут согласованы объемы закупаемого сырья. Только после этого можно приступать к следующему этапу – подготовке бизнес-плана НПЗ и технико-экономического обоснования производства. Как уже говорилось, эти документы будут основываться на реальных возможностях объемов поставки сырья.

Желательно, чтобы план и проект завода был разработан одной из ведущих нефтеперерабатывающих компаний, например, «Шелл». Это придаст надежности вашему проекту и повысит лояльность инвесторов, спонсоров, банков. Конечно, это увеличит расходы на старте, но в результате даст возможность получить больше оборотных средств.

Место под строительство

Что касается поиска места под строительство завода, то лучше всего искать старую заброшенную нефтебазу. Это минимизирует риски закрытия вашего производства из-за создания неблагоприятной экологической обстановки. Как правило, она уже там находится в плачевном состоянии. Еще одно преимущество – налаженная инфраструктура. Обычно к базе уже проложена железнодорожная ветка, есть эстакады. А вложения в их ремонт, как правило, намного ниже, чем инвестиции в строительство. Кроме того, обычно на таких местах оборудованы условия для хранения сырья и готовых нефтепродуктов, что тоже сокращает план инвестиций на старт проекта.

Еще один важный нюанс – рядом с такими территориями обычно уже работают нефтедобывающие компании, которые в свое время отработали схему поставок сырья на базу. Все эти факторы благоприятно влияют на финансовый план вашего будущего нефтеперерабатывающего завода.

Сбыт готовой продукции

Опять же, если возводить завод на территории бывшей базы, то можно получить уже готовую клиентскую сеть. Это могут быть:

  • бензоколонки, которые не могут покупать топливо у крупных производителей из-за малых объемов реализации;
  • муниципальные власти, которым необходимо топливо для котельных;
  • мелкие нефтебазы, которые нуждаются в мелкооптовых партиях.

Аграрное хозяйство Урало -Сибирского региона постоянно испытывает затруднение с поставками горюче-смазочных материалов, что негативно сказывается на проведении, как сезонных полевых работ так и повседневных. Не стабильное положение с ценообразованием на моторные топлива, которые ведут к их ежегодному повышению, а также затруднение с кредитованием на закупку горюче-смазочных материалов, в связи с большими процентными ставками, и таким образом аграрная промышленность региона попадает в целом в зависимость от производителей нефтепродуктов. Ближайшие нефтеперерабатывающие заводы, которые поставляют нефтепродукты в Свердловскую область находятся в Уфе, Омске, Самаре.

Таким образом строительство своего нефтеперерабатывающего завода с целевой задачей бесперебойного снабжением нефтепродуктами всего аграрного сектора Урало-Сибирского регион назрело. Предлагается строительство нефтеперерабатывающего завода с объёмом переработки 4(четырёх) миллионов тонн сырой нефти с выпуском высококачественных нефтепродуктов, используя новые отечественные технологические проекты с доведением глубины переработки до 99%. Строительство завода планируется поэтапно. Каждый этап предусматривает ввод в эксплуатацию мощности одного миллиона тонн переработки сырой нефти. Срок ввода завода на полную мощность составит три года, сумма инвестиций на полный объём строительства 36 миллиардов рублей, срок окупаемости с начала реализации проекта составит 6(шесть лет), а с начала выпуска продукции 3 (три) года. Выбор площадки под строительство завода определён в Тюменской области, Нижнетавдинском районе, посёлок Торгили. Выбор основан на том, что в 1995 году было сделано ТЭО (Технико - экономическое обоснование) разработчиком которого являлось АООТ «Научно- исследовательский и проектный институт нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности АО «ВНИПИНефть», совместно с немецкой фирмой «Линда», ими была выбрана эта площадка из за наличия сопутствующей инфраструктуры с учётом соблюдения законодательных норм при строительстве и дальнейшей эксплуатации, а также с учётом природоохранного законодательства. Данный проект в своё время прошёл государственную экспертизу по экологической безопасности. Площадка под строительство находится в 28 км.по прямой линии от г. Тюмени. Рядом с площадкой имеется нефтеперекачивающая станция ЛПДС «Торгили», которая входит в систему ОАО «АК» «Транснефть». К ЛПДС»Торгили» подходят три магистральных нефтепровода, пропускная способность которых позволяет получать беспрепятственно сырьё (западно-сибирскую нефть) на будущей нефтеперерабатывающий завод через головную станцию ЛПДС «Торгили». В районе площадки Торгилинского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) проходят три линии высоковольтных электропередач со свободными мощностями. В 1,.5 км. от площадки находится железнодорожная магистраль, соединяющая север Тюменской области с Транссибирской магистралью, что по заключению проектного института позволяет вывозить по железной дороге до 20 миллионов нефтепродуктов в год. К площадке подходит автомобильная дорога, в четырёх километрах находится газопровод. В связи с тем что НПЗ располагается в 28 километрах от Тюмени нет необходимости строительства жилых и социальных объектов для работников завода. Специалисты,как инженерного, так и рабочего состава в г. Тюмени имеются.

На сегодняшний день востребована поставка нефтепродуктов по Урало-Сибирскому региону около восьми миллионов тонн, а битумной продукции до 600 тысячи тонн. Планируемый завод будет выпускать 90% продукции моторного топлива стандарта Евро-5, а также 9% дорожного битума. Глубина переработки НПЗ составит 99%. После расчёта с кредитными организациями (инвесторами), чистая прибыль предприятия составит 14 миллиардов рублей. Поставка нефти планируется по договорам с нефтедобывающими предприятиями Западно - Сибирского региона, с возможным в дальнейшем приобретении и разработки собственных месторождений. Гарантируется всем сельхозпредприятиям Уральского региона, заявленных правительством Свердловской области, поставка нефтепродуктов будет осуществляться по ценам ниже рыночных, но не ниже себестоимости, в срок согласно утверждённым графикам.

Приобретен земельный участок площадью 263,5 га под строительство завода. Категория всего земельного участка: земли промышленности, разрешенное использование: производственная зона (под строительство нефтеперерабатывающего завода).В районе площадки Торгилинского НПЗ проходит три линии ЛЭП со свободными мощностями.

Введение

План управления проектом - один из основных и важных документов проекта, обратившись к которому можно понять:

  • · как проект будет планироваться
  • · как проект будет выполняться
  • · как будет осуществлять мониторинг и управление проектом
  • · как проект будет завершен.

В настоящее время управление проектом представляет собой новую волну управленческой деятельности, которая занимает все более активные позиции в решении задач, которые ранее были привилегией среднего звена управления.

В виду все более активного внедрения проектов в жизнь предприятий в настоящее время требуется создание специальных команд менеджеров проектами, способных создать и реализовать проект, успешно завершить его и создать условия жизнеспособности всего того, что было создано в проекте.

Управление проектом применяется не только в экономике, а позволяет более эффективно решать социальные, экологические, политические, технические, психологические, международные и другие вопросы.

Строительство нефтеперерабатывающего завода

Строительство нефтеперерабатывающего завода может быть реализовано только самыми крупными игроками нефтяной промышленности и практическими монополистами рынка в данной отрасли. Строительство нефтеперерабатывающего завода основывается на уже существующих месторождениях нефти, к которым владелец будущего завода имеет правомерный доступ.

Крайне важно, чтобы при строительстве нефтеперерабатывающего завода были соблюдены все нормы, правила и технологии, способные обеспечить безопасность будущего производства.

Специфика строительства нефтеперерабатывающего завода

Нефтеперерабатывающие заводы - это промышленные предприятия, которые занимаются переработкой нефти в керосин, бензин, дизельное топливо, мазут, смазочные масла, нефтяной кокс, битумы и сырье для нефтехимии.

Масштабы строительства таких заводов зависят, в первую очередь, от:выбранного варианта переработки нефти (будет это топливный, топливно-нефтехимический и топливно-масляный способ переработки);

  • · планируемых объемов переработки нефти (как правило, в млн. тонн);
  • · и глубины переработки (конечный выход нефтепродукта в расчетах на нефть).

Данные показатели наиболее точно характеризуют специфику нефтеперерабатывающего завода, поэтому их следует первостепенно учитывать при планировании и организации строительства.

На всех этапах строительства должны создаваться необходимые условия для реализации обязательных этапов нефтепереработки, среди которых основные:

  • · подготовка сырья;
  • · перегонка (первичная переработка);
  • · крекинг - вторичная переработка сырья;
  • · гидроочистка - один из наиболее важных этапов нефтепереработки;
  • · формирование готовой продукции (дизельного топлива, бензина, масла и др.)

Рассмотрим каждый из данных этапов более подробнее.

Сначала производится обезвоживание и обессоливание нефти на специальных установках для выделения солей и других примесей, вызывающих коррозию аппаратуры, замедляющих крекинг и снижающих качество продуктов переработки. В нефти остаётся не более 3--4 мг/л солей и около 0,1 % воды. Затем нефть поступает на первичную перегонку.

Первичная переработка-перегонка:

Жидкие углеводороды нефти имеют различную температуру кипения. На этом свойстве основана перегонка. При нагреве в ректификационной колонне до 350 °C из нефти последовательно с ростом температуры выделяются различные фракции. Нефть на первых НПЗ перегоняли на следующие фракции: прямогонный бензин (он выкипает в интервале температур 28-180°С), реактивное топливо (180--240 °С) и дизельное топливо (240--350 °С). Остатком перегонки нефти был мазут. До конца XIX века его выбрасывали, как отходы производства. Для перегонки нефти обычно используют пять ректификационных колонн, в которых последовательно выделяются различные нефтепродукты. Выход бензина при первичной перегонке нефти незначителен, поэтому проводится её вторичная переработка для получения большего объёма автомобильного топлива.

Вторичная переработка-крекинг:

Вторичная переработка нефти проводится путём термического или химического каталитического расщепления продуктов первичной нефтеперегонки для получения большего количества бензиновых фракций, а также сырья для последующего

получения ароматических углеводородов -- бензола, толуола и других. Одна из самых распространенных технологий этого цикла -- крекинг (англ. cracking -- расщепление).

В 1891 году инженеры В. Г. Шухов и С. П. Гаврилов предложили первую в мире промышленную установку для непрерывной реализации термического крекинг-процесса: трубчатый реактор непрерывного действия, где по трубам осуществляется принудительная циркуляция мазута или другого тяжелого нефтяного сырья, а в межтрубное пространство подаются нагретые топочные газы. Выход светлых составляющих при крекинг-процессе, из которых затем можно приготовить бензин, керосин, дизельное топливо составляет от 40-45 до 55-60 %. Крекинг-процесс позволяет производить из мазута компоненты для производства смазочных масел.

Каталитический крекинг был открыт в 30-е годы XX века. Катализатор отбирает из сырья и сорбирует на себе прежде всего те молекулы, которые способны достаточно легко дегидрироваться (отдавать водород). Образующиеся при этом непредельные углеводороды, обладая повышенной адсорбционной способностью, вступают в связь с активными центрами катализатора. Происходит полимеризация углеводородов, появляются смолы и кокс. Высвобождающийся водород принимает активное участие в реакциях гидрокрекинга, изомеризации и др.. Продукт крекинга обогащается легкими высококачественными углеводородами и в результате получается широкая бензиновая фракция и фракции дизельного топлива, относящиеся к светлым нефтепродуктам. В итоге получаются углеводородные газы (20 %), бензиновая фракция (50 %), дизельная фракция (20 %), тяжелый газойль и кокс.

Гидроочистка:

Гидроочистку осуществляют на гидрирующих катализаторах с использованием

алюминиевых, кобальтовых и молибденовых соединений. Один из наиболее важных процессов в нефтепереработке.

Задача процесса -- очистка бензиновых, керосиновых и дизельных фракций, а также вакуумного газойля от сернистых, азотсодержащих, смолистых соединений и кислорода. На установки гидроочистки могут подаваться дистилляты вторичного происхождения с установок крекинга или коксования, в таком случае идет также процесс гидрирования олефинов. Мощность существующих в РФ установок составляет от 600 до 3000 тыс. т в год. Водород, необходимый для реакций гидроочистки, поступает с установок каталитического риформинга, либо производится на специальных установках.

Сырьё смешивается с водородсодержащим газом концентрацией 85-95 % об., поступающим с циркуляционных компрессоров, поддерживающих давление в системе. Полученная смесь нагревается в печи до 280--340 °C, в зависимости от сырья, затем поступает в реактор. Реакция идет на катализаторах, содержащих никель, кобальт или молибден под давлением до 50 атм. В таких условиях происходит разрушение сернистых и азотсодержащих соединений с образованием сероводорода и аммиака, а также насыщение олефинов. В процессе за счет термического разложения образуется незначительное (1,5-2 %) количество низкооктанового бензина, а при гидроочистке вакуумного газойля также образуется 6-8 % дизельной фракции. В очищенной дизельной фракции, содержание серы может снизиться с 1,0 % до 0,005 % и ниже. Газы процесса подвергаются очистке с целью извлечения сероводорода, который поступает на производство элементарной серы или серной кислоты.

Формирование готовой продукции:

Бензин, керосин, дизельное топливо и технические масла подразделяются на различные марки в зависимости от химического состава. Завершающей стадией производства НПЗ является смешение полученных компонентов для получения готовой продукции требуемого состава. Также этот процесс называется компаундирование или блендинг.

Все производственные процессы нефтепереработки требуют особых условий, применения определенных технологий и оборудования, что также важно учесть при строительстве.

Этапы строительства нефтеперерабатывающего завода

Строительство завода для нефтепереработки представляет собой процесс, состоящий из следующих последовательных этапов:

  • 1. Определение специфики технологической составляющей будущего нефтеперерабатывающего завода.
  • 2. Выбор месторасположения (участка, наиболее выгодно подходящего для данного промышленного комплекса).
  • 3. Подготовка разнообразных текстовых, графических материалов, подробно отражающих характеристики будущего завода, что необходимо для выбора земельного участка под строительство завода, специализирующегося на нефтепереработке.
  • 4. Подготовка первичных документов, необходимых для подготовительного проектирования НПЗ.
  • 5. Разработка всей необходимой проектной документации на строительство нефтеперерабатывающего завода.
  • 6. Строительно-монтажные работы на выбранной площадке, монтаж приобретенного оборудования и организация пусконаладочных работ.

Кроме всех этих стадий важной составляющей планирования строительства НПЗ является еще и инвестиционный анализ финансовой составляющей будущего завода. И только окончательно взвесив все “за” и “против”, можно браться за данный проект с уверенностью в его скорой окупаемости.

Организация, принявшая твердое решение насчет строительства нефтеперерабатывающего завода, не может полагаться только на свои силы, и поэтому вынуждена привлекать к работе сторонних подрядчиков в области проектирования и строительства. Но именно благодаря их помощи на выходе владелец завода сможет получить действительно то, что будет приносить ему прибыль. Строительство нефтеперерабатывающего завода - верный шаг вперед в организации высоко прибыльного и стабильного бизнеса в России.

Группа компаний «Трасса» планирует построить в Московской области новый нефтеперерабатывающий завод , сообщают «Известия». Проект, который собираются реализовать до 2022 года, включает строительство производственных мощностей для выпуска бензина класса «Евро-5» . В случае, если завод будет возведён, он станет первым НПЗ в московском регионе, возведённым с 1938 года - именно тогда был запущен Московский НПЗ.

Строительство завода требует многомиллиардных инвестиций

ГК «Трасса» владеет крупнейшей независимой сетью АЗС в Подмосковье. По словам гендиректора Олега Алексеенкова, чьи слова приводят «Известия», на сегодняшний день в планах строительство завода, способного перерабатывать до 8 млн. тонн сырой в год. Финансовая составляющая проекта должна быть окончательно определена по итогам инвестрешения, но согласно предварительным оценкам весь завод может стоить около 2,5 млрд. долларов, первая очередь - около 50 млн. рублей.
Инвестиционное решение по строительству НПЗ планируется оформить в 2016-2018 годах, а начать строительство - в 2019 году. На 2022 году намечен запуск первой очереди завода, что позволит выйти на мощность 4 млн. тонн нефти в год. НПЗ должен будет производить нефтепродукты для сбыта через сеть заправок ГК «Трасса», которая сегодня насчитывает полсотни АЗС и планирует расширяться (сеть растет на 7-8 заправочных станций в год).

По предварительной информации, для строительства НПЗ рассматриваются площади в Подмосковье и на границе с Московской областью - в частности, в Коломенском районе. По словам представителей руководства района, территория действительно была бы удобной для нефтяников, поскольку есть доступ к водоснабжению и возможность подключения к трубопроводам. Тем не менее, представители ГК «Трасса» ещё не обращались за разрешением на строительство в Коломенском районе.

Однако эксперты и аналитики весьма скептически отнеслись к идее строительства НПЗ в Московской области. «Идея строительства НПЗ в Подмосковье не нова. Но реализовать ее сложно из-за отсутствия в России рынка нефти: у большинства добывающих компаний есть экспортные контракты по предоплате. В результате мы отказались от участия в финансировании проекта, хотя поддерживаем идею появления в регионе независимого НПЗ. Но пока это выглядит не очень реально, особенно на фоне провала аналогичных проектов в других регионах, например, в 2007 году в приморском городе Кингисеппе сорвался проект «Зарубежнефти» мощностью 2 млн. тонн в год и стоимостью 3 млрд, долларов», - цитируют «Известия» Григория Сергиенко, исполнительного директора Российского топливного союза.

Источник «Известий» в «Газпром нефти» сообщил, что ГК «Трасса» до сих пор не заключали контракт с компанией на поставку сырой нефти, однако официального комментария в «Газпром нефти» не дали. Отказались комментировать ситуацию и в «Роснефти». Кроме того, ГК «Трасса» ещё не направляло запроса в Минэнерго на разрешение подключения к нефтепроводам «Транснефти».

Экспертный взгляд

О том, насколько оправданным является решение о строительстве НПЗ в Московской области, корреспонденту « » рассказал Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"
Нет однозначного ответа на вопрос о необходимости строительства нового НПЗ или отсутствия такового. Точнее так: строительство нового НПЗ именно в Московской области вряд ли оправдано по целому ряду причин. Строительство НПЗ «вообще в Центральной России», как вариант можно рассмотреть.
В МО довольно дорогая земля - это, во-первых. Во-вторых, в области высокая плотность населения, что может стать причиной конфликтов данного проекта с жителями тех населённых пунктов, вблизи которых он будет построен. В Москве и МО уровень экологической ответственности населения гораздо выше, сложнее тут и вопросы соблюдения природоохранного законодательства. В-третьих, расходы на строительство и последующее содержание НПЗ в МО будут самыми высокими. В-четвёртых, периодически возникают идеи об объединении Москвы и области в единый регион, что может кардинально поменять статус этого завода, и не факт, что в лучшую сторону. И, наконец, с учётом высокой платежеспособности населения Московской агломерации, здесь представлены, в том или ином виде, практически все ведущие ВИНКи страны, то есть нет проблем с приобретением ГСМ ни у физических, ни у юридических лиц, поэтому создание НПЗ в МО может оказаться слишком сложным, а может даже, и вовсе нереализуемым проектом. Не исключено, что проект НПЗ в какой-либо другой области Центральной России реализовать будет проще и дешевле, к тому же там и насыщенность рынка ГСМ может быть ниже, что увеличит спрос на продукцию завода и позволит окупить его быстрее, чем планировалось.

Готовый бизнес-план строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) мощностью 5 млн. тонн в год разработан в августе 2018 г. специально для нефтеперерабатывающей отрасли по авторским методикам ЭКЦ «Инвест-Проект» с учетом международных рекомендаций UNIDO , поэтому может быть использован как для внутренних целей, так и для представления в российские и зарубежные банки, инвесторам, партнерам, органам власти.

Дата расчетов: 22.08.2018.

Валюта расчетов: рубль.

Период планирования: 12 лет по годам.

Методика планирования: международные рекомендации UNIDO, собственные методики.

Цель бизнес-плана: построение финансовой модели и расчет ключевых финансовых, экономических и маркетинговых параметров проекта строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) для подтверждения его экономической эффективности и привлечения инвестиций.

Бизнес-план содержит укрупненные данные по проекту, отражает концепцию создания предприятия и является техническим заданием для дальнейшей разработки проектной и строительной документации, согласования с подрядчиками, инвестором, органами власти.

Производственная мощность предприятия: до 5 млн. тонн по сырью в год.

Структура выхода продукции

Потребность нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в инвестициях

Для реализации проекта требуется инвестировать *** млрд. руб. из двух источников:

    *** млрд. руб. за счет собственных средств владельца проекта (** % инвестиций),

    *** млрд. руб. в виде банковского кредита по ставке 14,0 % годовых (** % инвестиций), возврат тела кредита - с **-го по **-й год включительно, уплата процентов - с момента получения транша.

Итого срок использования заемных средств - ** года.

По кредиту будет начислено процентов *** млн. руб.

Потребность нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в земельных ресурсах

Размер площадки с учетом противопожарных разрывов под строительство НПЗ в целом с учетом товаросырьевого парка и объектов ОЗХ оценивается в *** га.

Сроки реализации проекта :

    начало реализации: I кв. 2019 г.,

    стадия проектирования и строительства НПЗ: ** года,

    ввод в эксплуатацию и начало переработки сырья: ***,

    выход на проектную мощность: ***.

Маркетинговый обзор отрасли

В 2017 году добыча нефти с газовым конденсатом в России снизилась на 0,1 % и составила 546,8 млн т. По состоянию на 01.01.2018, добычу нефти и газового конденсата (нефтяного сырья) на территории Российской Федерации осуществляли 288 организаций, имеющих лицензии на право пользования недрами.

В 2017 году Россия увеличила экспорт нефти на 1,1 %, до *** млн тонн. В 2017 году среднегодовая цена на российскую нефть на мировом рынке установилась на отметке 53,1 долл. / барр. По данным Росстат, среднегодовая цена производителей нефти на российском рынке в 2017 году составила *** тыс. руб./т.

По данным Росстата, *** млн. тонн нефти поступает на переработку - это ** % всей добытой нефти.

По данным Минэнерго РФ, всего на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) России за 2017 г. произведено основных видов нефтепродуктов:

  • автомобильных бензинов — *** млн. т;
  • дизельного топлива — *** млн. т;
  • авиационного керосина — *** млн. т;
  • мазута топочного — *** млн. т.

В 2017 г. глубина переработки нефти впервые достигла 81,0 %.

В России в 2017 году цены производителей на бензины автомобильные увеличились на 12 % (*** тыс. руб./т), на дизельное топливо — на 20 % (*** тыс. руб./т). Цены на мазут топочный и битумы нефтяные дорожные увеличились на 59 % и 68 %. Среднегодовая цена на мазут составила *** тыс. руб./т, битумы стоили *** тыс. руб./т.

Средняя розничная цена на бензин марки Аи-92 в 2017 году установилась на отметке *** руб./л., бензин марки Аи-95 стоил *** руб./л., дизельное топливо - *** руб. /л.

Составляющая налогов в конечной цене каждого проданного в стране литра автомобильного топлива составляет порядка 60 %.

Экспорт нефтепродуктов в 2017 г. составил 148 млн т.

Технико-экономические показатели нефтеперерабатывающего завода (НПЗ)

Цены на продукцию предприятия

Продукция

цена базовая, руб. / т

дисконт, %

опт. цена, руб. / т

выручка, руб. / год

Диз.топливо

Битум дорожный

На выработку электроэнергии, потери

Итого:

*** млрд. руб.

Таким образом, среднегодовая выручка предприятия составит *** млрд. руб .

Акцизы на нефтепродукты

* Согласно ст. 193 ч. 2 НК РФ с 03.08.2018.

Ключевые показатели проекта

Показатель

Значение

Производственная мощность, т / год

Производственная мощность, т / мес

Выручка, руб. / мес

Выручка, руб. / год

Себестоимость производства, руб. / т

Средняя цена продаваемой продукции, руб. / т

Себестоимость переработки, %

При выполнении производственных и экономических параметров бизнес-плана по проекту будут достигнуты следующие показатели эффективности.

Показатели эффективности проекта

Наименование показателя

Значение

Размерность

Общие показатели проекта

Суммарная выручка за период планирования

млрд. руб.

Выбытия на текущую деятельность

млрд. руб.

Сальдо от основной деятельности

млрд. руб.

Чистая прибыль проекта

млрд. руб.

Сумма инвестиционных вложений

млрд. руб.

Имущество на балансе в конце горизонта планирования

млрд. руб.

Рентабельность продаж в целом по проекту

Рентабельность по чистой прибыли

Чистая прибыль в месяц в конце прогнозного периода

млрд. руб. / мес.

Продажи в конце прогнозного периода

млрд. руб. / мес.

Показатели для кредитора / займодателя

Сумма собственных средств

млн. руб.

Сумма заемных средств

млрд. руб.

Общий размер финансирования

***

млрд. руб.

Отношение собственного капитала к заемному (D/E)

Ставка кредита (в номинальных ценах)

Начисленная сумма процентов по кредитам

млн. руб.

Длительность возврата тела кредита

месяцев

Срок кредитования

интервал, лет

Инвестиционные показатели проекта

Ставка дисконтирования, годовая

Ставка дисконтирования, месячная

NPV проекта на момент его начала

млрд. руб.

PI проекта

раз

IRR проекта

Срок окупаемости (недисконтированный)

интервал, лет

Срок окупаемости (дисконтированный)

интервал, лет

Чистый дисконтированный доход (Net Present Value, NPV ) проекта за прогнозный период составляет *** млрд. руб. при ставке дисконтирования 14,0 % в год (1,10% в месяц). При оценке значения NPV важно учитывать, что проект реализуется и за пределами горизонта планирования.

Индекс рентабельности проекта , или коэффициент возврата инвестиционных средств (Payback Investments, PI ) = ***. Это означает, что на каждый инвестированный рубль проект сгенерирует за прогнозный период *** руб. (с учетом дисконтирования).

Внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return, IRR ) - ***%. Данный показатель демонстрирует устойчивость проекта в отношении возможного роста ставок дисконтирования, СМР и рисков.

Готовый бизнес-план нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) 153 страницы, 44 таблицы, 34 графика, 14 диаграмм и 6 рисунков.

Купить готовый или заказать индивидуальный бизнес-план строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ): +7 (495) 617.39.02.

Готовый бизнес-план может быть модифицирован под проект:

  1. по мощности (1, 2, 3 или 10 млн. тонн в год);
  2. по месту размещения завода (Брянская, Волгоградская, Самарская, Оренбургская, Иркутская обл., Красноярский, Краснодарский или Пермский края, Татарстан, Башкирия, ЯНАО, Казахстан, Киргизия);
  3. по структуре выхода продукции ;
  4. по стоимости закупки сырой нефти ;
  5. по источнику и условиям финансирования и т.д.

2. МАРКЕТИНГОВЫЙ ОБЗОР РЫНКА

2.1. Инфляция и ВВП России, 2003-2020 гг.

2.2. Анализ рынка нефти в РФ

2.2.1. Добыча нефти в РФ

2.2.2. Основные регионы нефтедобычи в РФ

2.2.3. Производственные мощности по добыче нефти

2.2.4. Нефтяные ресурсы РФ

2.2.5. Экспорт сырой нефти

2.2.6. Цены на нефть

2.3. Классификация нефтепродуктов

2.4. Рынок нефтепродуктов в РФ

2.4.1. Производство нефтепродуктов

2.4.2. Цены производителей на нефтепродукты

2.4.3. Розничные цены на нефтепродукты

2.4.4. Экспорт нефтепродуктов

2.5. Нефтеперерабатывающие заводы в РФ

2.6. ТОП-10 НПЗ РФ

2.7. Реестр НПЗ РФ

2.8. Модернизация НПЗ в РФ

2.9. Модернизация НПЗ «РОСНЕФТЬ»

2.9.1. АО «Куйбышевский НПЗ»

2.9.2. «РН-Туапсинский НПЗ»

2.9.3. «Ачинский НПЗ ВНК»

2.9.4. «РН-Комсомольский НПЗ»

2.9.5. «Саратовский НПЗ»

2.9.6. «Рязанская нефтеперерабатывающая компания»

2.10. НПЗ строящиеся и введенные в эксплуатацию после 2000-го года

2.10.1. АО «Танеко»

2.10.2. Антипинский НПЗ

2.10.3. Ильский нефтеперерабатывающий завод

2.10.4. Новошахтинский завод нефтепродуктов

2.10.5. Анжерская нефтегазовая компания

2.10.6. Волховский нефтеперерабатывающий завод

2.10.7. ООО «Енисей» (Усинский НПЗ)

2.10.8. ООО «ВПК-Ойл» (Коченевский НПЗ)

2.11. Структура нефтеперерабатывающего завода

3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

3.1. Производственные параметры проекта

3.2. План переработки нефти

3.3. План выручки

3.4. Параметры текущих затрат

3.5. Параметры прямых затрат на производство

4. ПЕРСОНАЛ ПРОЕКТА

4.1. Потребность в персонале и фонд оплаты труда

5. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН

5.1. Структура и объем необходимых инвестиций

5.2. Календарный план финансирования и реализации проекта

6. ОЦЕНКА РИСКОВ И ПУТЕЙ ИХ СОКРАЩЕНИЯ

6.1. Качественный анализ рисков

6.2. Точка безубыточности

6.3. Анализ чувствительности NPV

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА

7.1. Основные предположения к расчетам

7.2. План движения денежных средств (cash flow)

7.3. План прибылей и убытков (ОПУ)

7.4. Акцизы на нефтепродукты

7.5. Налогообложение НПЗ

7.6. Прогноз доходов инвестора

7.7. Прогноз доходов владельца проекта

7.8. Финансовый анализ проекта

8. О РАЗРАБОТЧИКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

Итого 153 страницы, 44 таблицы, 34 графика, 14 диаграмм и 6 рисунков.

СПИСОК ТАБЛИЦ, ГРАФИКОВ, ДИАГРАММ

Список таблиц

Таблица 1. Структура выхода продукции.

Таблица 2. Цены на продукцию предприятия.

Таблица 3. Акцизы на нефтепродукты.

Таблица 4. Ключевые показатели проекта.

Таблица 5. Переработка сырья и выход продукции (т / год.).

Таблица 6. Структура инвестиций.

Таблица 7. Распределение налоговых отчислений по уровням бюджета.

Таблица 8. Показатели эффективности проекта.

Таблица 9. Крупнейшие компании по добыче нефти в РФ, 2017, млн. тонн.

Таблица 10. Основные показатели по нефтяным ресурсам РФ.

Таблица 11. Список нефтяных и конденсатных месторождений России.

Таблица 12. Экспорт сырой нефти в стоимостном и натуральном выражении, 2010-2017.

Таблица 13. Мировые цены на нефть и природный газ в 2010-2017 гг., долл./барр.

Таблица 14. Средние цены производителей на нефть по федеральным округам, 2013-2018, руб./т.

Таблица 15. Производство и переработка нефти в России в 2010-2017 гг.

Таблица 16. Производство основных нефтепродуктов в РФ, 2012-2017, тыс. тонн.

Таблица 17. Среднегодовые цены производителей на основные нефтепродукты, руб./тн.

Таблица 18. Средние цены производителей на продукты нефтепереработки в РФ, 2012-2017, руб. / т.

Таблица 19. Розничные цены на топливо, 2012-2018, руб. / л.

Таблица 20. Экспорт нефтепродуктов в стоимостном и натуральном выражении, 2010-2017 гг.

Таблица 21. ТОП-10 НПЗ РФ в 2017 году.

Таблица 22. Реестр проектируемых, строящихся и введенных в эксплуатацию нефтеперерабатывающих заводов в РФ по состоянию на 01.01.2017г.

Таблица 23. Программа модернизации НПЗ компании «НК Роснефть».

Таблица 24. Параметры проекта.

Таблица 25. План производства нефтепродуктов, 2019-2030, тн.

Таблица 26. План выручки по годам.

Таблица 27. Параметры текущих затрат.

Таблица 28. План текущих затрат по годам.

Таблица 29. Параметры прямых затрат.

Таблица 30. План прямых затрат по годам.

Таблица 31. Персонал НПЗ и ФОТ.

Таблица 32. Структура инвестиций.

Таблица 33. Календарный план финансирования и реализации проекта.

Таблица 35. Расчет точки безубыточности.

Таблица 36. Чувствительность NPV к изменениям ключевых параметров проекта.

Таблица 37. План движения денежных средств по годам.

Таблица 38. План прибылей и убытков по годам.

Таблица 39. Ставки акцизов на нефтепродукты.

Таблица 40. Налогообложение на период планирования по годам.

Таблица 41. План получения и возврата финансирования.

Таблица 42. Показатели эффективности инвестиций.

Таблица 43. Расчет NPV проекта.

Таблица 44. Финансовый анализ проекта (12-й год).

Список графиков

График 1. План производства продукции (т / год).

График 2. Динамика поступления выручки (руб. / год).

График 3. Динамика текущих затрат.

График 4. Динамика прямых затрат.

График 5. Динамика чистой прибыли.

График 6. Получение и погашение долга.

График 7. NPV проекта и недисконтированный денежный поток.

График 8. Динамика инфляции и ВВП России, 2003-2020 (прогноз), %.

График 9. Добыча нефти в РФ, млн. т.

График 10. Динамика экспорта сырой нефти в натуральном выражении, 2010 - 2016, т.

График 11. Динамика средних цен на сырую нефть в РФ, 2013-2018, руб./т.

График 12. Динамика первичной переработки нефти в РФ, 2010-2017, млн. т.

График 13. Глубина переработки нефтяного сырья в РФ, 2010-2016, %.

График 14. Изменение среднегодовых цен производителей на основные нефтепродукты, руб. / тн.

График 15. Динамика средних цен производителей на основные нефтепродукты, 2012-2017, рублей за тонну.

График 16. Динамика розничных цен на топливо в РФ, 2012 - 2018, руб. / л.

График 17. Динамика экспорта нефтепродуктов в натуральном выражении, 2010-2017, тн.

График 18. Динамика экспорта нефтепродуктов в стоимостном выражении, 2010-2017, млн. долл.

График 19. Капитальные затраты на модернизацию ведущих нефтеперерабатывающих компаний.

График 20. План ввода установок, влияющих на глубину переработки, 2014-2020.

График 21. Динамика производства продукции (т/год).

График 22. Динамика поступления выручки.

График 23. Динамика текущих затрат, руб.

График 24. Динамика прямых затрат, руб.

График 25. Расчет точки безубыточности.

График 26. Чувствительность NPV к изменениям ключевых параметров проекта.

График 27. Выручка, затраты, прибыль.

График 28. Динамика чистой прибыли.

График 29. Финансовые результаты.

График 30. Получение и погашение долга.

График 31. Обслуживание долга.

График 32. Чувствительность NPV к ставке дисконтирования.

График 33. NPV проекта и недисконтированный денежный поток.

График 34. Выплаты инвестору нарастающим итогом.

Список диаграмм

Диаграмма 1. Структура выручки.

Диаграмма 2. Распределение объема добычи сырой нефти между нефтедобывающими компаниями России, 2017,%.

Диаграмма 3. Распределение добычи нефти по федеральным округам, 2017, %.

Диаграмма 4. Структура производства основных нефтепродуктов в РФ, 2017, %.

Диаграмма 5. Динамика численности автотранспортных средств в РФ, 2010-2017, ед.

Диаграмма 6. Структура выхода нефтепродуктов по количеству производителей.

Диаграмма 7. Структура выхода продукции (тн).

Диаграмма 8. Объемы выхода продукции (т/год).

Диаграмма 9. Структура выручки НПЗ, руб.

Диаграмма 10. Структура текущих затрат.

Диаграмма 11. Структура прямых затрат.

Диаграмма 12. Структура первоначальных инвестиций.

Диаграмма 13. Структура налоговых отчислений.

Диаграмма 14. Структура затрат в 12-м году реализации проекта.

Список рисунков

Рисунок 1. Блок-схема НПЗ.

Рисунок 2. Запасы нефти в России.

Рисунок 3. Развитие нефтяной отрасли в 2017 году.

Рисунок 4. Сырая нефть и продукты ее переработки.

Рисунок 5. Карта российской нефтепереработки.

Рисунок 6. Блок-схема комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов АО «ТАНЕКО».

Итого 153 страницы, 44 таблицы, 34 графика, 14 диаграмм и 6 рисунков.