Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Спецоценка условий труда определение. Специальная оценка условий труда: ошибки работодателей

С начала 2014 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон о СОУТ). Его положения полностью отменили аттестацию рабочих мест, а вместо неё ввели новый порядок анализа вредных факторов работы – специальную оценку условий труда (далее – СОУТ).

Невзирая на то, что переходный период ещё длится, и для многих сроком проведения СОУТ станет декабрь 2018 года, трудовые инспекции уже проводят очередные и внеплановые проверки, выявляя тысячи нарушений. Чтобы не навлечь на себя штрафы и взыскания, работодателям следует разобраться в нововведениях как можно раньше.

Суть спецоценки условий труда

СОУТ, в сущности, является проверкой и оценкой независимыми экспертами условий труда на заранее определённых рабочих местах. Если труд связан с вредными и опасными воздействиями, специализированная организация производит необходимые инструментальные замеры и, установив влияние условий на трудящихся там людей, присваивает рабочему месту один из возможных классов:

  • Оптимальный; допустимый;
  • Вредный; опасный.

От результатов СОУТ зависит сумма, отчисляемая нанимателем за своих сотрудников в ПФР, а также величина льгот, полагающихся работникам (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и пр.).

Снижение влияния обнаруженных вредных факторов в будущем может минимизировать установленный дополнительный тариф и даже свести его к нулю, а также позволит уменьшить расходы нанимателя на компенсации и гарантии, положенные сотрудникам, занятым на опасном производстве. Получается, чем лучше условия труда сотрудников, тем меньше придётся платить работодателю.

Кому необходимо проводить СОУТ?

Законом о СОУТ обязанность по финансированию и организации процесса спецоценки возлагается на всех нанимателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых работают сотрудники. Соответственно, специальная оценка условий труда не требуется:

1) Предпринимателям, проводящим деятельность без найма работников;

2) Работодателям - физическим лицам.

Что подлежит спецоценке?

Условия труда сотрудников оцениваются по физическим параметрам их рабочих мест, т.е. мест, находящихся под контролем работодателя, на которые сотрудникам необходимо прибыть для выполнения своих должностных обязанностей. Согласно Закону о СОУТ оцениваться должны места всех работников, кроме тех, кто:

  • трудится у нанимателей – физических лиц;
  • работает на дому;
  • выполняет работу дистанционно.

Проверка условий труда проводится по всем рабочим местам, с учётом их аналогичности. Аналогичными признаются рабочие места, которые:

  • находятся в однотипных зонах, обладающих одинаковыми условиями освещения, вентиляции и отопления;
  • оснащены одинаковым производственным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;
  • предполагают работу сотрудников с одинаковыми должностями и трудовыми функциями.

Несмотря на то, что проверке подвергается только пятая часть схожих рабочих мест (но не менее двух), результаты спецоценки условий труда распространяются на все аналогичные места.

Сроки проведения плановой СОУТ

С 2014 по 2018 год законодатели предусмотрели переходный период, в течение которого будут действительны результаты ранее проведённой аттестации рабочих мест и возможно поэтапное проведение комплекса оценочных мероприятий. Тем не менее, есть рабочие места, на которых СОУТ надо провести незамедлительно. В Законе о СОУТ перечисляются сроки, данные работодателям на получение первичных результатов плановой спецоценки для различных групп рабочих мест:

1) На рабочих местах, аттестованных до вступления в силу Закона о СОУТ , спецоценка производится до конца действия результатов аттестации, т.е. в течение пяти лет с момента её проведения.

Важно! По инициативе работодателя возможно досрочное проведение плановой спецоценки. Это может потребоваться в случае, когда условия труда на рабочих местах с момента проведения аттестации были улучшены, и по результатам СОУТ работодатель планирует сократить свои расходы на предоставление гарантий и компенсаций льготным категориям сотрудников.

2) На рабочих местах, действующих и не подлежащих аттестации ранее:

а) Спецоценку проводят до 31 декабря 2018 года, если тип этих рабочих мест, не перечислен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. В этот перечень попадают рабочие места сотрудников, чьи обязанности связаны исключительно с:

  • работой на компьютерах;
  • периодическим использованием принтеров, ксероксов, а также бытовой техники.

Однако сам процесс организации СОУТ следует проводить поэтапно и не откладывать на конец 2018 года. Ведь ажиотажный спрос на услуги экспертов и загруженность специализированных организаций – оценщиков в конце переходного периода могут создать условия, в которых получение результатов СОУТ в указанные сроки станет невозможным.

б) Спецоценка производится незамедлительно, если тип этих рабочих мест, включен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. К таким рабочим местам относятся те, труд на которых обеспечивает сотрудникам:

  • досрочный выход на пенсию по старости;
  • гарантии и компенсации в связи с опасными и вредными условиями работы.

Когда заканчивается пятилетний срок действия результатов первичной СОУТ, возникает необходимость проведения повторной оценки, но только у тех работодателей, у которых были ранее выявлены опасные или вредные условия труда. Для нанимателей, имеющих на руках декларацию соответствия рабочих мест установленным нормативам (конечно, если условия труда не менялись и сохранились безопасными) действие зафиксированных первичной СОУТ результатов продлевается на следующие пять лет, сокращая расходы работодателя на проведение мероприятий спецоценки.

Если не возникает обстоятельств, отменяющих действие декларации, она, по мнению экспертов, будет работать и дальше, ведь Законом о СОУТ не предусмотрено количество возможных продлений. Однако по данному вопросу ещё не сформирована судебная практика и, вполне возможно, что вскоре могут возникнуть иные мнения.

В каких случаях требуется внеплановая СОУТ?

На внеплановые спецоценки переходный период не распространяется, а значит уже сейчас все работодатели, у которых возникают события, перечисленные в ст. 17 Закона о СОУТ, в течение шести месяцев обязаны провести внеплановые мероприятия оценки условий труда. К условиям, вызывающим внеплановую СОУТ, относятся:

  • возникновение новых рабочих мест, в том числе и у только зарегистрированных нанимателей;
  • изменение производственного процесса, состава используемых материалов и прочих факторов, которые могут оказать влияние на вредность и опасность труда для работников;
  • профзаболевание сотрудника или несчастный случай на производстве, возникновение которых связано с опасными условиями работы;
  • требование профсоюза;
  • предписание инспекции по труду.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Для выявления потенциально опасных факторов, замера отклонений от нормы, а также для оформления результатов СОУТ работодатель должен привлечь на основании гражданско-правового договора специализированную организацию. Кроме того, возможно параллельно заключить договор добровольного страхования ответственности, чтобы минимизировать риск ущерба в процессе замеров, исследований и других моментов работы экспертов.

Учитывая требования Закона о СОУТ в части независимости экспертов, на список лиц, допускаемых к проведению спецоценки, накладываются ограничения. Например, не может проводить СОУТ учредитель проверяемой организации или его близкий родственник.

Специализированные организации тоже должны соответствовать прописанным в Законе о СОУТ условиям, соответствие которым подтверждается аттестацией Минтруда РФ и включением в специальный реестр, открытый к ознакомлению на сайте www.rosmintrud.ru . В том числе, до декабря 2018 года в этот реестр будут включены и фирмы, ранее допущенные к аттестации рабочих мест и имеющие действующий на текущую дату аттестат аккредитации.

Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с какой-либо фирмой, работодатель должен проверить её соответствие всем требованиям законодательства. В противном случае, результаты проведённой спецоценки условий труда могут быть аннулированы трудовой инспекцией, а нанимателю придётся нести расходы на проведение повторной, внеплановой оценки.

Результаты специальной оценки условий труда

Итоги СОУТ оформляются в виде отчёта экспертной организации по утвержденной Минтрудом форме. В документе отражается список конкретных рабочих мест и установленные для них классы и подклассы условий труда. Результаты СОУТ начинают действовать с даты подписания отчёта и обязывают работодателя:

  • перечислять в ПФР дополнительные (для классов «вредный» - от 2 до 7% и «опасный» - 8%);
  • предоставлять необходимые гарантии и компенсации сотрудникам;
  • снабдить работников средствами необходимой защиты;
  • проводить мероприятия, влияющие на минимизацию и устранения вредности и опасности факторов производства;
  • осуществлять контроль за сохранением безопасности рабочих мест, включенных в классы «оптимальный» и «допустимый».

С отчётом должны быть в следующие 30 календарных дней ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были проверены в ходе СОУТ. Если работник не согласен с результатами, он вправе затребовать госэкспертизу в отношении своего рабочего места. Если итоги СОУТ не устраивают организацию-нанимателя, он может подать заявление в Министерство труда и соцзащиты, обжаловать необоснованные или неточные результаты проверки и провести повторную спецоценку.

Кроме того, в течение следующего месяца результаты СОУТ должны быть выложены организацией-работодателем на официальный интернет-сайт (при его наличии). Территориальный орган ФСС уведомляется в сроки, предусмотренные для сдачи текущей отчётности, а информация подаётся путём включения в раздел 10 формы 4-ФСС.

Ответственность за нарушения в области СОУТ

За первый год действия Закона о СОУТ было зафиксировано более 23 тыс., а за половину 2015 года – свыше 11 тыс. фактов несоблюдения трудового законодательства. По мнению Федеральной службы труда и занятости, проанализировавшей выявленные нарушения, наиболее часто встречающимися проступками работодателя являются:

1) Непроведение СОУТ в случаях, когда она необходима;

2) Недоведение до сотрудников результатов СОУТ;

3) Нарушение порядка проведения СОУТ в части:

  • непривлечения специализированной организации;
  • отсутствия комиссии или непривлечение в ее состав работников;
  • анализа не всех полагающихся рабочих мест;

4) Отсутствие должного оформления результатов специальной оценки условий труда;

5) Непредставления в должном объёме гарантий и компенсаций на основании присвоенных классов условий труда.

К ответственности за нарушения в области СОУТ могут привлечь как саму организацию, допустившую проступок, так и её должностных лиц (руководителя, специалиста по охране труда или иное лицо, на которое в силу должности или приказа директора возложена ответственность по проведению СОУТ). Причём применение наказания к юридическому лицу может быть произведено одновременно с привлечением к административной ответственности ответственных сотрудников, что исходит из анализа ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.

Административное наказание за непроведение или нарушение порядка организации СОУТ определяется в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, а его форма и размер зависят от ряда факторов:

  • в отношении кого применяется (юридическое лицо, ИП или должностное лицо);
  • привлечение к ответственности первичное или повторное;
  • отсутствие угрозы для жизни и здоровья (предупреждение или штраф) или причинение вреда сотрудникам (приостановление деятельности и дисквалификация лиц) вследствие проступка работодателя.

В частности, размеры штрафов предусмотрены:

  1. Для организаций – 60-80 тыс. руб. при первичном и 100-200 тыс. руб. при повторном проступке;
  2. Для ИП и должностных лиц – 5-10 тыс. руб. при первичном и 30-40 т. руб. при повторном проступке.

Когда нарушение повлекло за собой возникновение угрозы здоровью людей или несчастный случай, то наказание может быть применено в форме приостановления деятельности юридического лица или ИП на 90 суток, а должностные лица, привлеченные к ответственности, дисквалифицируются на срок от года до 3 лет.

Заключение

Государство старается защитить своих граждан и обеспечить им определённые права, в том числе – право на безопасный труд. По статистике около 40% существующих рабочих мест связано с факторами риска для здоровья и жизни. Введя обязательную оценку вредности и опасности трудовых условий, законодатели минимизируют вероятность травм или заболеваний, получаемых на работе.

Радует, что при проведении государственного регулирования в области охраны труда, были предусмотрены не только «кнуты» в виде штрафов и взысканий за невыполнение требований Закона о СОУТ, но и «пряники», обеспечивающие добросовестному работодателю минимум дополнительных расходов и постоянное продление декларации соответствия. Кроме того, за нанимателя, вовремя и качественно организовавшего у себя СОУТ, даже отчёты в государственную информационную систему может направить специализированная фирма, проводившая оценку.

1. Что представляет собой специальная оценка условий труда и какие организации и индивидуальные предприниматели должны ее проводить.

2. Для чего работодателю проводить специальную оценку условий труда.

3. Какие законодательные и нормативные акты регламентируют проведение специальной оценки условий труда.

С 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку, в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сведения о результатах проведенной специальной оценки в обязательном порядке должны отражаться в отчете 4-ФСС (таблица 10) начиная с отчета за первый квартал 2014 года. Причем заполнять таблицу 10 должны все страхователи, включая тех, кто специальную оценку условий труда не проводил (подробнее о порядке заполнения читайте в статье ). Однако, несмотря на то, что введение специальной оценки условий труда уже не новость, до сих пор остается много вопросов, касающихся порядка ее проведения, обязательности и т.д. В этой статье предлагаю рассмотреть, какие организации и индивидуальные предприниматели должны проводить специальную оценку и для чего.

Прежде всего давайте разберемся, что представляет собой специальная оценка условий труда. Согласно статьи 3 закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий по выявлению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам ее проведения рабочим местам присваиваются классы и подклассы условий труда, разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.

Какие работодатели и с какой периодичностью должны проводить специальную оценку условий труда

Проводить специальную оценку должны все работодатели, такая обязанность установлена пп. 1 п. 2 ст. 4 закона №426-ФЗ, независимо от юридического статуса (организация или индивидуальный предприниматель), вида деятельности, численности работников и т.д. Более того, специальная оценка условий труда должна проводится в отношении всех рабочих мест, исключение составляют лишь надомники и дистанционные работники (п. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ).

! Обратите внимание: специальной оценке подлежат также рабочие места, на которых работники заняты исключительно работой с персональным компьютером и другой офисной техникой. Ранее такие рабочие места не подлежали обязательной аттестации по условиям труда.

Специальную оценку условий труда необходимо проводить не реже одного раза в пять лет. Однако при наличии обстоятельств, указанных в ст. 17 Закона № 426-ФЗ, должна проводиться внеплановая специальная оценка (например, при вводе новых рабочих мест, наличии предписания трудовой инспекции, в случае несчастного случая на рабочем месте и др.).

! Обратите внимание: если работодатель проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка в отношении этих рабочих мест может не проводиться в течении пяти лет с даты окончания аттестации (при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки условий труда).

Для чего работодателю нужно проводить специальную оценку условий труда

Результаты проведенной специальной оценки используются в следующих случаях:

1. В качестве обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда (приобретения средств индивидуальной и коллективной защиты работников, проведение обязательных медицинских осмотров) с целью их возмещения из ФСС.

Порядок возмещения подобных расходов за счет средств ФСС и перечень расходов, подлежащих возмещению, установлены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». Согласно п. 3 Правил страхователь имеет право возместить за счет ФСС, например, расходы на:

  • реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • , а также смывающих и обезвреживающих средств;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
  • и другие расходы, указанные в Правилах.

2. Для обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда ( , приобретение средств коллективной защиты, оборудование рабочих мест, например, осветительными приборами, оборудование зон отдыха и т.п.) в целях налогообложения.

3. Для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Размеры дополнительных тарифов установлены частью 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»:

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0 процента
Вредный 3.4 7,0 процента
3.3 6,0 процента
3.2 4,0 процента
3.1 2,0 процента
Допустимый 2 0,0 процента
Оптимальный 1 0,0 процента.

4. Для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждена Приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н. В соответствии с ней конкретный размер скидки или надбавки устанавливается по решению ФСС в пределах 40 процентов от утвержденного страхового тарифа. При этом надбавка устанавливается по инициативе ФСС, а скидка по заявлению страхователя.

5. Для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций.

Гарантии работникам по результатам специальной оценки условий труда предусмотрены также Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

6. В иных целях, перечень которых содержится в статье 7 закона № 426-ФЗ.

Итак, мы прояснили «теоретические» аспекты специальной оценки условий труда: кто, когда и зачем должен ее проводить. В я напишу о «практических» вопросах, связанных со специальной оценкой: каков порядок ее проведения и, главное, как учитываются расходы на ее проведение.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты:

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  2. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
  3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  4. Приказ Минтруда России от 01.08.2012 № 39н «Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  5. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»

Как ознакомиться с официальными текстами документов — смотрите в разделе

До 2014 года чтобы определить, в каких условиях работники осуществляли свою деятельность, на предприятиях проходили такие мероприятия, как аттестации мест сотрудников, в результате которых и определялась степень вредности того или иного производства. По итогам работы аттестационной комиссии работникам такого производства назначались разнообразные компенсации.

Но начиная с 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным Законом за номером 426-ФЗ (от 28 декабря 2013 года) были регламентированы абсолютно новые мероприятия по определению специальной оценки условий труда (СОУТ). Видимо, для появления такого документа существовали веские причины. Что это такое - специальная оценка условий труда? Давайте разбираться. Ведь «не боги горшки обжигают».

Что это за процедура?

Что это такое - специальная оценка условий труда? Это целый комплекс мероприятий, который направлен, в первую очередь, на определение всех опасных и вредных для жизни и здоровья людей производственных факторов. Члены комиссии производят заборы проб и делают анализы. После сравнения полученных данных с нормативными показателями специалисты дают оценку того, насколько негативные факторы влияют на физическое и психологическое состояние работников.

Продолжим рассматривать, что это такое - специальная оценка условий труда? Это, прежде всего, прогрессивная технология, которая самым наилучшим образом приближена к мировой практике. Это обновленный механизм формирования определенного пакета компенсаций и гарантий для работников, которым приходится работать в рамках вредных производственных циклов.

Теперь становится понятнее, что это такое - специальная оценка условий труда? Это краеугольный камень действующей на сегодняшний день всей системы охраны труда работников. Это новый алгоритм расчета пенсионных и социальных отчислений.

Цель специальной оценки условий труда

Условия труда на любом производстве подразделяют на классы и подклассы, в соответствии с которыми работникам и назначают те или иные компенсации и льготы.

Важно! В отличие от предыдущего алгоритма начисления компенсаций, система СОУТ позволяет учитывать не просто списочный набор негативных факторов, а именно фактический.

Помимо этого с введением нового закона «свободно вздохнули» те работодатели, у которых созданы благоприятные производственные условия. Теперь им не надо проводить дорогостоящие аттестации на регулярной основе и производить дополнительные страховые отчисления за каждого работника. Что же касается руководителей предприятий, на которых существуют «вредные» рабочие места, то по отношению к ним применяют более жесткие требования, а также усиливают контроль. То есть целью программы СОУТ является:

  • значительное улучшение необходимых условий труда;
  • сокращения процента рабочих мест, отличающихся «вредностью», в общем объеме производства.

На каких предприятиях должна проводиться подобная процедура в обязательном порядке?

В соответствии с законодательством в обязанности практически всех работодателей вменено проведение такого порядка, как определение СОУТ. Это касается всех компаний и предприятий:

  • которые вообще не слышали о таком мероприятии, как аттестация рабочих мест и, естественно, ее не проводили ранее;
  • которые слышали и проводили, но сроки принятия ее результатов во внимание уже давно истекли;
  • в которых образованы новые рабочие места или произошло изменение технологического цикла.

Не проводить СОУТ могут только:

  • ИП, которые создали рабочие места исключительно для себя, то есть самозанятые граждане.
  • Физлица, которые работают по договору трудового найма (например, работающие на дому), и не имеют статуса ИП.
  • Госслужащие, входящие в определенный ограниченный перечень: в целях сохранения гостайны.

Важно! Организации, в которых аттестация прошла незадолго до вступления в силу ФЗ № 426, могут временно (до истечения пяти лет) не проводить СОУТ, так как в течение этого периода будут приняты во внимание результаты последней проверки.

С какой периодичностью проводят подобную процедуру

Периодичность специальной оценки условий труда (плановой) не должна быть чаще, чем один раз в пять лет. Происходит так только в том случае, если в плане условий труда ничего не меняется.

На заметку! В противном случае вам не «отвертеться» от СОУТ, которую придется проводить внепланово.

Периодичность специальной оценки условий труда закреплена в законодательстве России, и сроки ее последующего проведения зависят от даты проведения предыдущей СОУТ.

Важно! Еще раз напоминаем, что согласно требованиям Приказа Минздравсоцразвития России за номером 342н (от 26 апреля 2011 года) все результаты аттестационной проверки, проведенной в срок до 1 января 2014 года, имеют правовую силу в течение 5 лет, начиная со дня ее проведения. Этот постулат не работает в том случае, если возникла острая необходимость провести СОУТ во внеплановом режиме.

Кто уполномочен осуществлять СОУТ?

В комиссию по проведению специальной оценки условий труда входят эксперты, приглашенные со стороны (то есть не являющиеся работниками данного предприятия) и представляющие компанию-исполнителя. Помимо них, в число проверяющих входит группа лиц (обязательно нечетное количество) от работодателя, в состав которых входит специалист, занимающийся вопросами охраны труда, и представитель от профсоюзной организации (если она имеется в наличии).

Сторонняя фирма, осуществляющая СОУТ, должна отвечать следующим обязательным требованиям:

  • В свидетельстве о разрешении на предпринимательство основным видом коммерческой деятельности должно значиться проведение специальной оценки условий труда.
  • Работники этой проверяющей фирмы должны иметь сертификаты определенного образца, дающие право на проведение такой процедуры, как СОУТ. Минимальное количество таких сотрудников - пять человек. Причем один из этих пяти должен быть врачом, занимающимся вопросами гигиены труда.
  • В состав организации должна входить лаборатория (имеющая полномочия), в которой можно проводить исследования и анализы на предмет выявления вредных и опасных веществ.

Классифицирование условий труда

Условия работы классифицируют по нескольким категориям:

  • весьма опасные;
  • вредные;
  • вполне допустимые;
  • оптимальные.

На заметку! Если комиссия в полном составе не выявляет каких-либо ОВПФ на рабочих местах, то работодателю выдают специальный документ под названием декларация (сроком на пять лет), в котором имеется заключение о том, что условия труда соответствуют всем государственным нормативам. Если в течение этого периода на производстве не будет зафиксировано никаких несчастных случаев, то продление действия документа произойдет автоматически.

Обязательные этапы проведения СОУТ

Эта процедура полностью регламентирована Приказом Минтруда от 24 января 2014 года за номером 33н (методика проведения специальной оценки условий труда). Очередность мероприятий такова:

  • Сначала необходимо убедиться в наличии ОВПФ или их отсутствии. Третьего не дано.
  • Далее их надо измерить и, конечно же, подвергнуть тщательному исследованию.
  • В зависимости от полученных результатов отнести условия работы к тому или иному классу. Все довольно элементарно.
  • И завершающий этап - документально зафиксировать все полученные результаты и выводы.

Важно! Инспекторы, проводящие СОУТ, должны неукоснительно соблюдать все требования, изложенные в Методике 33н проведения специальной оценки условий труда. Исключением являются исследования условий работы служащих, которые имеют допуск к информации, имеющей гриф «гостайна».

Основные мероприятия

Основные мероприятия должны быть проведены в соответствии с Методикой специальной оценки условий труда 33н. Проводят их в несколько этапов:

  • Руководитель фирмы или организации заключает с компанией-исполнителем договор, в котором оговорены все условия проведения СОУТ.
  • Комиссия в полном составе утверждает план-график процедуры проверки. Также уточняет перечень всех мест, которые будут подвергнуты специальной оценке условий труда (33н методика).
  • Эксперты обходят все рабочие места и начинают работать с каждым отдельным объектом.
  • Сотрудник компании-исполнителя осуществляет подробное описание производственной среды и самого процесса трудовой деятельности касаемо определенного места сотрудника; а также старается выявить источники ОВПФ.
  • Затем начинается процесс установления наличия допустимых совпадений между химическими составляющими и факторами производственной среды; а также непосредственно трудовыми процессами, имеющими отношение именно к месту работника (по факту) и предусмотренными в классификаторе, который регламентирован законодательством.
  • Осуществляет все необходимые мероприятия, связанные с испытаниями и исследованиями, исключительно в рамках проверки на предмет ОВРФ.

  • В соответствии с порядком проведения специальной оценки условий труда работник компании-исполнителя изучает предоставленную работодателем документацию: должностные инструкции; специфику техпроцесса; техническую документацию на то производственное оборудование, которое сотрудник использует в процессе своей работы; характеристики используемого сырья и материалов; проектные документы по строительству и реконструкции объектов на территории предприятия; а также декларации соответствия, результаты ранее проводимых проверок и предложения, поступившие от работников по улучшению условий своего труда.
  • Сравнивает наименования мест работников.
  • В случае полного их совпадения с наименованиями, указанными в специальном документе, а именно, в классификаторе (все в соответствии с порядком проведения специальной оценки условий труда), эксперт идентифицирует их как весьма опасные и довольно вредные.
  • В случае их полного не совпадения указывает в отчете, что на рабочем месте ОВПФ не обнаружены.
  • Условия работы могут быть признаны допустимыми в том случае, если ОВПФ вообще не были идентифицированы.

Важно! В этом случае испытания и замеры ОВПФ не проводят. А у директора есть все основания для подачи такого документа, как декларации, который удостоверяет факт того, что условия труда в полной мере соответствуют госнормам.

  • Профессионал-эксперт компании-исполнителя фиксирует все результаты проверки документально и представляет оформленный отчет о проведении специальной оценки условий труда на суд высококвалифицированной комиссии.

Важно! Если кого-то из проверяющих не устраивает отчет о специальной оценке условий труда, то он имеет абсолютное право изложить в письменном виде свою точку зрения по этому вопросу в отдельном документе. Потом его приобщат к отчету. Это мнение в дальнейшем может сыграть важную роль.

  • После того, как в отчет о проведении специальной оценки условий труда добавляют всю информация уточняющего характера, данные вносят в глобальную информационную учетную систему.

Внеплановая СОУТ

Причинами проведения внеплановой СОУТ могут быть:

  • Образование новой компании или предприятия.
  • Ввод в строй дополнительных средств защиты, а также проведение мероприятий с целью снижения уровня вредности.
  • Изменение производственного технологического процесса, а также замена набора оборудования на новое.
  • Использование новых, доселе не используемых на данном производстве, материалов и сырья.
  • Ввод в строй вновь организованных мест для работы.
  • Предписание государственных органов власти (например, Трудинспекции).
  • Возникновение на производстве несчастных случаев.

  • Требование выборного органа, который призван выражать интересы работников (например, профсоюзной ячейки).
  • Выявление у работников профессиональных заболеваний, спровоцированных вредным производством.

Важно! Если возникла одна из вышеперечисленных ситуаций, то спецоценка должна быть осуществлена в течение 6 месяцев (если быть точнее, в течение 180 дней, и ни днем позже).

Что подвергают спецоценке?

Члены комиссии, работающие на территории заказчика и проводящие специальную оценку условий труда, устанавливают и проверяют все рабочие места. Причем аналогичные места работы подвергаются изучению как одно. Это вполне рационально. То есть если на одном транспортном средстве работают посменно 4 человека, то спецоценке надо подвергнуть всего одно рабочее место, а именно, место водителя. А вот результаты проверки будут распространены на всех 4 работников. Работа комиссии начинается с того, что сначала определяют количество исследуемых рабочих мест, затем их точные места нахождения, степень освещенности, кондиционирования, вентиляции и так далее и тому подобное (все в соответствии с инструкциями и положениями). Минимальное количество проверяемых рабочих мест - два.

Места работников могут быть признаны аналогичными в том случае, если они отвечают следующим требованиям:

  • имеют одни и те же наименования;
  • обустроены идентичными средствами защиты;
  • находятся в помещениях одного типа;
  • выявлено использование одинаковых инженерных схем и предметов труда.

Насколько эта процедура важна для обеих сторон?

Такая процедура, как СОУТ, важна не только для каждого работника, но и для работодателя в не меньшей степени. Дело в том, что для последнего она важна с точки зрения соблюдения законодательства России. И как законопослушный гражданин во избежание различных наказаний любой руководитель заинтересован проводить СОУТ в установленные сроки. Тем более что все расходы по проведению проверки берет на себя ФСС России.

На заметку! Компания, в случае фиксации удовлетворительных условий труда, может рассчитывать на определенные послабления, касающиеся взносов в Соцстрах. Работники вредного производства могут претендовать на определенные льготы, например, досрочный выход на вполне заслуженную пенсию.

Кто отвечает за несвоевременное проведение СОУТ?

В соответствии с законодательством, вся ответственность ложится на плечи руководителя, который и отвечает и за все нарушения, в том числе и за несвоевременное проведение СОУТ (или того хуже - не проведение подобной процедуры).

Именно работодатель должен организовать и обеспечить такие мероприятия, как медицинский осмотр на регулярной основе; выдачу индивидуальных защитных средств, спецодежды и дополнительного питания; установление рабочего дня, сокращенного по продолжительности; предоставление определенных льгот и компенсаций; а также дополнительных фондовых отчислений и многое другое.

Если директор уклоняется от проведения подобных мероприятий, то он может быть привлечен к административной или даже к уголовной ответственности (зависит от тяжести причиненного вреда работнику). Поэтому не стоит оттягивать «прекрасный момент» под названием СОУТ. А лучше как можно оперативнее провести это мероприятие и «спать спокойно».

Последние изменения специальной оценки условий труда

  • По поводу подачи декларации, подтверждающей факт, что условия труда на производстве в полной мере соответствуют государственным нормам. Раньше, еще совсем недавно, ее можно было оформить только в том случае, если определенные места сотрудников не были идентифицированы на предмет ОВПФ. Теперь же подобный документ может быть оформлен на места, которые были квалифицированы членами комиссии, как вполне допустимые или оптимальные.
  • Эксплуатация новых мест для работы, замена набора оборудования на новое или изменение алгоритма технологического процесса влекут за собой внеплановую проверку, которая должна быть осуществлена в течение года (то есть 12 месяцев); в других случаях это срок остался прежним, а именно, полгода.
  • Увеличен срок переходного периода - вплоть до конца 2020 года.
  • Расширены права работника в плане того, что теперь он имеет право представить своему руководителю объективные предложения по улучшению условий своего труда.
  • Организация, осуществляющая СОУТ, должна быть обеспечена в полном объеме всей необходимой документацией и пояснениями в устной форме об исследуемом рабочем месте.
  • Эксперты, проводящие независимую проверку, должны руководствоваться в своей деятельности едиными методиками.
  • Организация, выполняющая СОУТ (начиная с 2016 года), должна осуществлять передачу полученных и утвержденных результатов СОУТ в ФГИС (расшифровка - Федеральная Государственная информационная система).
  • Если на 1 мая 2016 года условия работы в компании были квалифицированы как оптимальные или допустимые (а ранее они же были зафиксированы как вредные или опасные), то руководитель должен в обязательном порядке представить декларацию соответствия госнормативам в отредактированном виде, указав рабочие места.

С 2014 года все работодатели (компании и ИП) обязаны проводить . В статье показаны виды работников, когда специальная оценка условий труда не требуется. Стоит отметить, что результаты проведенной аттестации рабочих мест за предыдущие годы будут считаться действительными в течение пяти лет с момента проведения. Иными словами, если в вашей фирме проводилась аттестация, к примеру, в 2012 году, то специальная оценка по труду понадобится лишь в 2017 году. Крайний срок проведения специальной оценки условий труда - 31.12.2018 г.

Спецоценка условий труда в офисе или ликвидируемой организации

Компания в стадии ликвидации, нужно проводить СОУТ?

Пока не исключили из ЕГРЮЛ - могут придраться.

Нужно ли проводить спецоценку условий труда в отношении рабочих мест офисных работников (управленческого персонала)?

Да, нужно. Специальная оценка условий труда проводится в отношении условий труда всех работников, работающих в организации или у индивидуального предпринимателя. Исключение составляют надомники и дистанционные работники (ст. 3 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Прошел слух, что будет отказано в приеме годовой бухгалтерской отчетности тем налогоплательщикам, которые не заботились проведением СОУТ. Телефонные звонки с такими угрозами начали получать бухгалтеры.

Под эгидой СОУТ коммерческие фирмы пытаются продать свои услуги.

Что касается отчета 4-ФСС, то в нем данные по СОУТ отражаются на начало года , а значит данные о проведенной в этом году спецоценке появятся в отчете за 1 квартал 2019 года.




Какие рабочие места должны быть аттестованы?

По общему правилу, СОУТ включает в себя измерение опасных производственных факторов в ходе осуществления, например, штатных производственных процессов.

СОУТ необходимо провести на всех рабочих местах , даже на тех, где отсутствует фактор «вредности» (например, рабочее место бухгалтера, менеджера, директора), за некоторым исключением (см. ниже). В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести СОУТ только в отношении 20% таких мест (но не менее двух рабочих мест). Поэтому по остальным рабочим местам результаты оценки будут распространяться автоматически (ст.9 Закона №426-ФЗ).

Важно! Например, если в компании работают шесть аудиторов, которые находятся в одной комнате, пользуются одинаковым оборудованием (компьютером, принтером и т.п.), то их рабочие места можно считать аналогичными и вместо шести оценить только два рабочих места.

Рабочие места менеджера и бухгалтера (разный функционал, должности) нельзя считать аналогичными и правило 20% (но не менее двух рабочих мест) в этом случае не действует.

Существуют и обстоятельства, согласно которым возникает необходимость в досрочной оценке. Они перечислены в п.1 ст.17 . К таким обстоятельствам относятся:

  • Выявленные профзаболевания, вызванные по причине влияния на работника вредных факторов производства.
  • Несчастные случаи на рабочем месте.

Переход от аттестации к спецоценке регламентируется статьей 27 Закона № 426-ФЗ. Закон № 426-ФЗ (п. 3 ст. 3) изменил перечень рабочих мест, которые подлежат специальной оценке. Различия в подходах к аттестации и к специальной оценке охарактеризованы в Таблице ниже.

к меню


ВАЖНО про СОУТ!!!

Штрафовать будут, начиная с 2019 года. Минимальный штраф - 60 тр. Данные об оценке приведены в таблице 5 .

Надо ли проводить СОУТ, если в организации числится только директор, а заработная плата не начисляется?

Работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о спецоценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Также на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426‑ФЗ он обязан обеспечить проведение СОУТ.

Из приведенных норм видно, что для организации, в штате которой отсутствуют наемные работники, кроме директора, исключений не предусмотрено. Следовательно, необходимо провести СОУТ в отношении рабочего места директора.

Генеральный директор удаленным работником быть не может. Если есть аренда офиса, значит, есть и рабочее место.

Примечание : А вот если фирма зарегистрирована на жилой адрес прописки директора - то он уже надомник!

Роструд считает : есть аренда офиса - есть рабочее место, пусть не всех работников, но генерального директора - точно. И пусть аренда офиса, это вынужденные траты из-за юрадреса, а генеральный работает дома. Нужно платить - или за спецоценку, или штраф. Удаленным или надомником может быть любой работник, кроме генерального директора.

Есть старый, 2015 года комментарий Информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г. на Гаранте... ссылка

С 2020 года автоматически пойдут штрафы за СОУТ

С 2020 года в автоматическом режиме начнут штрафовать предприятия с рабочими местами, которые действуют больше года и по которым нет информации о проведении СОУТ в системе ФГИС СОУТ.

Данные о СОУТ заносят в ФГИС СОУТ уже с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты СОУТ. Поэтому точные данные, которые можно использовать. Чтобы наказать работодателей, которые не провели СОУТ, есть только с 2015 года. И автоматически штрафовать работодателей начнут с 2020 года.

До этого времени штраф грозит только предприятиям. Которые инспекция труда в 2019 году проверит по плану или вне плана. Сейчас Роструд готовит проекты НПА. Которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.

Компании, кто обязан провести СОУТ

1 . Компании, которые в прошлые годы не проводили аттестацию рабочих мест либо проводили, но срок действия результатов уже закончился.

2 . Компании, в которых организованы новые рабочие места (не считая рабочих мест дистанционных работников и надомников) или изменился технологический процесс.

к меню

Как сэкономить на спецоценке условий труда

Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет. Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.

После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию . Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. По результатам специальной оценки труда работодатели подают декларацию. Образец и форма такой отчетности и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

  2. Что выгоднее – провести специальную оценку труда или платить допвзносы? Как применять дополнительный тариф, если сотрудник совмещает два вида вредных работ? Проведение оценки условий труда.