Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Цифровизация нефтедобывающей отрасли. Цифровая экономика

Дороги России

По данным Федеральной дорожной службы России за последние два года объемы международных перевозок увеличились на 25%. Из них: грузооборот – 157 млрд. км, пассажирооборот – 188 млрд.км. По составу Технических средств: 3.2 млн. грузовых автомобилей, 0.5 млн. автобусов и 16 млн. легковых автомобилей.

В настоящее время протяженность автомобильных дорог в России составляет 956 тыс.км, из них дорог с твердым покрытием – 746 тыс.км. Опорную сеть образуют дороги общего пользования, их протяженность составляет 571 тыс.км. Из общей дорожной сети магистральные дороги составляют 3%, но обеспечивают более 30% всех перевозок. Протяженность дорог с количеством полос более трех составляет 2.2 тыс. км, при потребности – 12 тыс. км. В 1996 - 1997 году в стране в год прокладывалось 12 – 15 тыс. км. дорог, стоимость работ оценивалась в 45 – 50 трлн. руб.

По оценкам специалистов, для удовлетворения потребностей страны протяженность сети автомобильных дорог должна составлять 1500 тыс.км.

Протяженность дорог в регионах

Протяженность дорог (км)

Москва – всего

В том числе федеральных

Московская область

Санкт-Петербург – всего

В том числе федеральных

Ленинградская область

Нижегородская область

Новгородская область

Ярославская область

Мурманская обл.

Архангельская обл.

Псковская обл.

Смоленская обл.

Тверская обл.

В 1991 году был принят Закон РФ “ О дорожных фондах в Российской Федерации”. В 1994 году была утверждена федеральная целевая программа “Дороги России”, которой в следующем году был придан статус президентской. Эти документы определили перспективы развития дорог до конца тысячелетия.

По оценкам специалистов, для достижения минимально необходимой для страны плотности дорожной сети потребуется около 560 млрд. рублей (деноминированных).

Основой реализации программы стали целевые дорожные налоги. Согласно упомянутым документам для финансирования развития дорог формируются два фонда: Федеральный дорожный фонд (его средства направляются на содержание автомобильных дорог федеральной собственности) и Территориальные дорожные фонды (их средства идут на дороги, принадлежащие территориям).

Налоги, служащие источником формирования ФДФ, таковы: на реализацию горюче-смазочных материалов (25% от суммы реализации); на пользование автомобильными дорогами; на приобретение транспортных средств.

Территориальные дорожные фонды формируются из налогов на пользователей дорог, с владельцев транспортных средств и на приобретение транспортных средств.

В апреле 1997 года была создана Федеральная дорожная служба России, ее основной задачей должен быть контроль за целевым использованием средств дорожного фонда.

В 1997 году в России была установлена единая базовая ставка налога на пользователей автомобильными дорогами для юридических лиц. Она составила 2.5% от выручки предприятия. Половина от нее должна была перечисляться в ФДФ, откуда распределяться по регионам, а другая – пополнять ТДФ. При этом последнюю половину субъекты могли формировать сами, меняя ставку в большую или меньшую сторону.

В марте 1998 года в “Федеральном бюджете России на 1998 год” при сохранении ставки налога на пользователей автомобильных дорог в размере 2.5%, было изменено распределение налога в дорожные фонды: 2% поступают в ТДФ и 0.5% в ФДФ. Доля налога на пользователей автомобильными дорогами составляет в дорожных фондах 90%. Федеральный дорожный фонд Российской федерации на 1998 год утвержден в размере 21 328.0 млрд.рублей, утверждено распределение субвенций и дотаций между субъектами Российской Федерации на развитие, содержание и ремонт автодорог общего пользования в сумме 6250млрд.рублей.

Федеральная дорожная служба планирует сделать платными более 30 дорог на территории России. В настоящее время разрабатывается пять платных маршрутов. В ближайшем будущем платить придется за пользование дорогами северо-западного направления, ведущими к выходу на границу с Финляндией через Санкт-Петербург и Выборг, западного направления в сторону Белоруссии Москва-Смоленск -Минск, южного – к выходу на Черноморское побережье и восточного направления через Рязань и Нижний Новгород.

Дороги и сооружения, намеченные для платного проезда.

Проектная скорость

Интенсивн.

Движения

Т.км в сутки

Абинск – Кабардинка (Краснодарский край0

Мост чере Малую Северную

Двину у Котласа (Арханг.обл.)

Белгород – Кароча – Губкин (Белгородская обл.)

Самара-Уфа-Челябинск (Поволжье)

Мост через Волгу у Саратова (Поволжье)

Ростов-на Дону – Таганрог – граница Украины (Юг России)

Мост через Волгу в Ульяновске (Поволжье)

МКАД – Кашира (Московская обл.)

Петрозаводск-гран. Финляндии (Карелия)

С.Петербург-порт на южном берегу Финского зал. (Лен.обл)

С.Петербург-Выборг

(Лен.обл.)

Обход Тосно

(Лен.обл.)

Кольцевая дорога вокруг С.Петербурга (С.Петербург)

Обход Вышнего Волочка (Тверская обл.)

Химки-Клин

(Московская обл.)

В настоящее время по этим объектам ведутся активные переговоры с инвесторами. Для них разработаны проектная документация, сметы, этапы реализации и схемы финансирования.

В перспективе ввод платных участков позволит разрядить обстановку на дорогах и выйти из дорожного кризиса.

Общая протяженность дорог – 4520 км

Площадь дорожного покрытия – 120 млн.кв м

Дороги федерального значения – 874 км.

Территориальный дорожный фонд в 1997 году – 9.98 трлн.рублей.

В 1998 году – 9.47 млрд.рублей

В 1997 году к празднованию 850-летия Москвы проводился ремонт всех основных магистралей города, улиц и площадей. Было отремонтировано 31.6 млн.кв.м покрытий. Проведена реконструкция 17 мостов, трех подземных переходов, строительство 10 пешеходных переходов над дорогой.

В 1997 году было введено 26 км московской кольцевой автодороги (МКАД), с вводом этого участка завершена реконструкция (расширение до 10 полос) МКАД от Волгоградского проспекта на юге столицы до Ленинградского шоссе на северо-западе. Введена новая развязка на пересечении МКАД и Щелковского шоссе.

В сентябре 1998 года завершена реконструкция МКАД на всем 109 км кольце. Построено пять дополнительных развязок, для поддержания дороги в хорошем состоянии построено 78 очистных сооружений. Ген. Подрядчик – корпорация “Трансстрой”. Финансирование – на коммерческой основе, участвовали несколько ведущих банков и РАО “Газпром”.

Разворачивается строительство автострады Москва - Минск

Московская область.

Площадь – 47.0 тыс.кв км

Кол-во городов - 72

Общая протяженность дорог – 20 605 км

Площадь дорожного покрытия – 164.8 млн.кв м

Территориальный дорожный фонд в 1997 году – 1278.6 млрд.рублей.

ТДФ в 1998 году – 568.0 млн.рублей

ФДФ в 1998 году – 186.0 млн.руб.

Особенностью развития дорог Московской области является то, что по территории области проходят все федеральные магистрали, соединяющие Москву с регионами. Таким образом, федеральные программы реконструкции автомобильных дорог позволяют ремонтировать большую часть дорог за счет федерального бюджета.

Начата реконструкция шоссе МКАД – Кашира. Этот участок протяженностью 103 км планируется сделать платным. Ремонт проводится по евростандарту с размещением кэмпингов и мест отдыха на каждые 10 км трассы, и автозаправок – на каждые 40 км. Финансирование – на коммерческой основе. Планируется выпустить специальные облигации.

Проводится реконструкция шоссе Химки – Клин. Этот участок, протяженностью 61 км также планируется сделать платным.

Начато строительство автомагистрали Москва – Минск. Эту магистраль также планируется сделать платной. Для проектирования дорог привлекается итальянская фирма SPEA, специализирующаяся на платных скоростных автомагистралях.

Производство и поставки битума для строительства дорог в Москве и Московской области.

Основным поставщиком битума в Москве и Московской области является Московский нефтеперерабатывающий завод (Адрес 109429 г.Москва Капотня, 2-й квартал Тел. 175-23-44). В 1997 году на заводе переработано 9.1 млн.тонн нефти.

Производство битумов на Московском нефтеперерабатывающем заводе

Объем производства в 1998 году планируется сохранить на уровне 1997 года.

Крупным поставщиком битумов является Нефтяная компания “Лукойл” (Адрес 101 000 г.Москва Стретенский бульвар д.11 тел. 928-98-41).

Битум поставляется фирмой “Лукойл – Пермнефтеоргсинтез” (Адрес 614055 г.Пермь ул.Промышленная 84 Тел. 27-92-22).

Производство битумов на “Лукойл – Пермнефтеоргсинтез”

Объем производства – всего

Гудрон для нефтебитума

В т.ч. Строительный

Кровельный

Нефтебитум дорожный жидкий

Выручка от реализации НК “Лукойл” (Москва) в 1996 году составила – 13 872 млрд. рублей, в 1997 году – 24 137 млрд.рублей.

Объем импорта НК “Лукойл” битумов в 1997 году составил $ 59.6 млн., объем экспорта - $ 385.0 млн.

Объем импорта в битумов в Москву и Московскую область в первом полугодии 1998 года составил 10 152 тонны на сумму $ 6 611 тыс.

Импорт битума в Москву и Московскую область в

I – полугодии 1998 года.

Основные фирмы – поставщики: “Ондулин-строительные материалы”, “ТАО ЛТД”, “Биотехнология”, “Технокомсервис”, “Главрыбторг”, “Дортехкомплект”, “Мостотрест”, “ПЛМ”.

Экспорт битума из Москвы и Московской области составил в первом полугодии 1998 года 11 221 тонну на сумму $ 1 651 тыс.

Экспорт битума из Москвы и Московской области в

I – полугодии 1998 года.

Основные фирмы – экспортеры битума: “Московское представительство “Киришинефтеоргсинтез”, “Энкор Инк”, “Евроконтракт”, НК”Лукойл”.

Санкт-Петербург.

Общая протяженность дорог – 3220 км

Площадь дорожного покрытия –52.8 млн.кв м

Дороги федерального значения – 798 км

Территориальный дорожный фонд в 1997 году – 1.27 трлн.руб.,

в 1998 году – 1.32 млрд.рублей.

В 1997 году в Санкт-Петербурге было отремонтировано рекордное число асфальтовых покрытий – 5.4 млн. кв м, при этом дорожный фонд был перерасходован и на начало 1998 года образовалась кредиторская задолженность строительным организациям в размере 440 млн. рублей.

В 1998 году впервые адресная программа дорожных работ утверждалась вместе с бюджетом города, ее стоимостной объем – 540 млн. рублей- 29 адресов, 800 тыс. кв.м.

В 1997 году была проведена полная реконструкция Литейного проспекта.

В 1998 году комплексная реконструкция проводится на Владимирском проспекте. Вместе с дорожным полотном меняются все пролегающие под ним инженерные сети. Трамвайные пути, как и на Литейном проспекте, будут уложены по немецкой технологии, обеспечивающей длительную эксплуатацию. Заказчиком работ выступает Комитет по благоустройству городской администрации. Главный подрядчик –АО “Генеральная строительная корпорация”, выигравшая тендер на проведение этих работ. Источник финансирования –ТДФ. Стоимость работ – около 30.0 млн.рублей.

Кроме того, необходимо завершить реконструкцию дорог по 82 адресам: на Среднеохтинском проспекте, пр. Обуховской обороны, Старопетергофском пр., Литейном пр. и др. Эти работы оцениваются в 585 млн.рублей.

При проведении ремонта на Северном проспекте, фирма “ВАД” (“Высококачественные автомобильные дороги”) использовала новую технику для укладки асфальта. Фирма закупила 4 американские машины “Shuttle Buggi SB-2500” , которые перемешивают доставленный на объект асфальт, в результате чего он получается однородный и одинаковой температуры. Это позволяет делать дороги высочайшего класса с минимальным сроком службы 8-10 лет.

Дороги федерального значения.

В декабре 1997 года начато строительство Кольцевой автомобильной дороги Санкт-Петербурга. Стоимость проекта - $ 1.1 млрд. Продолжительность строительства – пять лет. На протяжении всего кольца предусматривается строительство дорожных развязок в разных уровнях, 16 путепроводов, 13 крупных и 18 малых мостов, 28 эстакад. Самые крупные объекты – 24-метровый тоннель в районе аэропорта Ржевка и мост через Неву (южнее Невского лесопарка). Движение будет организовано по двум полосам в одном направлении с разделительной зоной безопасности 4 метра. Для проведения всех работ создано ОАО “Кольцевая автомобильная дорога Санкт-Петербурга”. Контрольный пакет акций (51%) принадлежит двум субъектам Федерации Санкт-Петербургу и Ленинградской области (по 25.5%). Остальные паи распределены между 39 юридическими лицами. Это ведущие строительные фирмы города, проектные организации и предприятия стройиндустрии, такие, как “Мостостроительный отряд №19”, асфальтобетонный завод “Магистраль”, Ленмелиорация, Лендорстрой. Строительство и эксплуатация дороги предполагается вести на коммерческой основе. Кольцевая дорога будет первой платной дорогой России. Для определения строительной организации был объявлен тендер – победителем стал Северо-Западный филиал корпорации “Трансстрой”.

Ленинградская область.

Площадь – 85.9 тыс.кв км

Количество городов - 27

Общая протяженность дорог – 14 786 км

Площадь дорожного покрытия –118.2 млн.кв м

Дороги федерального значения – 1195 км

Дорожный фонд в 1997 году – 653.0 млрд.руб.,

в 1998 планируется году – 206 млн.рублей. – ТДФ, 85 млн.рублей – ФДФ, в том числе 55 млн.руб на приведение в нормативное состояние сельских дорог.

На ремонт, строительство и содержание дорог в Ленинградской области в 1997 году было израсходовано 659 млрд. рубле, в том числе 133.7 млрд. рублей из ФДФ и 519.3 из ТДФ. По территории области проходит почти 15 тыс.км дорог, в том числе около 4 тыс. км ведомственных, для перевода которых в категорию дорог общего пользования их необходимо полностью реконструировать. Из 1195 км дорог федерального значения требуют ремонта 60% дорог. В ведении дорожного комитета – 674 моста и 28 путепроводов.

В течении 1997 года было отремонтировано 263 км дорог. Велись работы по строительству объездных дорог вокруг городов Тосно, Лодейное поле, Пикалево, обхода станции Мшинская. Продолжалось сооружение второй полосы на автодороге “Кола”.

В 1998 году должно быть закончено строительство объездной дороги вокруг Тосно и обхода вокруг станции Мшинская, продолжить работы на участке дороги Марьино – Синявино.

Дороги федерального значения.

В 1997 - 98 году велись работы на дороге “Скандинавия” Санкт-Петербург – Выборг – граница Финляндии за счет кредита Всемирного банка (Кредит $29млн.). Ген. Подрядчиком на первом этапе работ стало Тосненское ДРСУ, выигравшее тендер на эти работы. К работе были подключены фирмы “Лемминкяйнен”, “Буер”, “Торсион”.Фирма “Несте Санкт-Петербург” организовала поставку 16 тыс.тонн битума из Финляндии. На 127 км участке трассы было уложено 308 тыс.тонн асфальто-бетонной массы.

Европейское сообщество выделило 9 млн.ЭКЮ для капитального обустройства двух пунктов автоперехода на российско – финляндской границе “Светогорск – Иматра” (Ленинградская обл.) и “Салла” (Мурманская обл.).

Петербургский трест “ Мостострой-6” выиграл тендер на строительство первой очереди объездной автомобильной дороги вокруг Выборга. Он осуществит сооружение 440-метрового металлического моста через Сайменский канал и 6-км отрезка трассы.Стоимость работ –118.9млн.руб. Объездная дорога соединит трассы на Лаппенранту и Светогорск. Срок окончания первого этапа–конец 1999 года. Стоимость строительства объездной дороги протяженностью 29 км –600 млн.рублей. Финансирование – 50%-из ФДФ, 50% - за счет инвесторов. Тендер на выбор инвесторов должен пройти в конце 1998 года. Объездная дорога имеет большое значение для развития трассы “Скандинавия”, а также позволяет разгрузить центр Выборга от тяжеловесного автотранспорта.

В 1998 году должна быть завершена реконструкция оставшихся 25 км на трассе “Россия”. Тендер на проведение работ на 602 –625 км трассы выиграло Тосненское ДРСУ.

В 1998 году начинаются работы на первом 22 – километровом участке Кольцевой автодороги Санкт-Петербург.

Перспективные проекты Петербурга и Ленинградской области – развить 9-й международный транспортный коридор (Хельсинки-Петербург-Москва-Ростов-на-Дону- Новороссийск / Астрахань) в виде транспортных ответвлений на юго-запад, юг, юго-восток и восток. Большую заинтересованность в создании интермодального транспортного коридора Балтика-Центр-Черное море высказывают Нидерланды и активно работают по этому вопросу.

Производство и поставки битума для строительства дорог по Санкт – Петербургу и Ленинградской области.

Завод “Киришинефтеоргсинтез” (“КИНЕФ”) (Адрес:187110 Ленинградская обл. г.Кириши Шоссе Энтузиастов)основной поставщик нефтепродуктов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В 1997 году на “КИНЕФ” переработано 15.5 млн. тонн нефти, вступил в строй завод по производству основы для синтетических моющих средств, запущен завод для производства мягкой кровли.

Производство битумов на “КИНЕФ”

Объем производства - всего

Гудрон для нефтебитума

Нефтебитум (включая сланцевый)

В т.ч. Строительный

Кровельный

Нефтебитум дорожный жидкий

Объемы производства в 1998 году планируется сохранить на уровне 1997 года.

До последнего времени качество дорожного битума, выпускаемого заводом было невысоким. Это объяснялось тем, что битум в общей номенклатуре нефтеперерабатывающих заводов рассматривался чуть ли не как отход производства. Для решения этой проблемы в 1998 году на заводе совместно с “Neste” запущены установки по производству дорожного битума (700-800 тыс.тонн) европейского качества.

Объем экспорта битумов в первом полугодии 1998 года составил 26.4тыс.тонн на сумму $ 2.1млн. Покупатели битума:

АЙ ПИ ПИ Интернешнл Петролеум Продактс ОЙ – Финляндия

Фирма “Весткроут Трейдинг Гроуп” –США

Фирма “Экост Л.Л.С.” - США

В 1998 году Промышленно-строительной фирмой БИК открыт камнеформовочный завод в поселке Сиверская Гатчинского района. Завод оснащен современным оборудованием немецкой фирмы KNAUER. Завод-автомат будет производить свыше 100 кв метров тротуарной плитки в смену, а также асфальт, бордюрный камень, откосы, водостоки.

Организация “Лендорстрой-2” - провела модернизацию производства асфальтобетонной смеси. Закуплено оборудования на сумму $2.4млн. Смонтирована линия по производству асфальтовой крошки. Линия перекрывает потребности Петербурга в переработке старого асфальта. Закуплена линия по производству эмульсии и оборудование по выпуску битумных пластинок. Компания намерена продавать битумные пластинки и эмульсии другим производителям и дорожным организациям.

“Асфальтобетонный завод – 1” приобрел три установки “Хот-Микс 30” – передвижной мобильный асфальтобетонный завод. Он монтируется за трое суток в непосредственной близости от места, где производятся дорожные работы. Производительность завода – 180 тонн асфальтобетона в час. Такой же передвижной завод приобрело ГП “Пригородное дорожно-ремонтное строительное управление № 3”.

ЗАО “Несте Санкт-Петербург” представляет интересы всех отраслей и подразделений концерна Neste как в Петербурге, так и на всем Северо-Западе, осуществляя оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами, продуктами нефтехимической промышленности и высококачественными битумами. Деятельность битумного отдела “Несте Санкт-Петербург” началась в 1995 году. Основным объектом использования дорожных битумов “Несте” в регионе стало капитально реконструируемое шоссе Санкт-Петербург – Выборг – Госграница “Скандинавия”. Объем импорта битумов в первом полугодии 1998 года составил 1.7 тыс.тонн на сумму $ 287 тыс.

ЗАО “Несте Санкт-Петербург” развивает строительство терминала для нефтепродуктов в строящемся порту Бронка.

Объем импорта битумов в первом полугодии 1998 года в Санкт-Петербург и Ленинградскую область составил 4 947 тонн на сумму $ 1 703 тыс.

Импорт битума в Санкт-Петербург и Ленинградскую область в I – полугодии 1998 года.

Основные фирмы поставщики – битума битума: “Компания АК”, “Несте Санкт-Петербург”, “Высокоскоростные магистрали”, “Нинас Балтик”, Пивоваренный завод “Балтика”.

Экспорт битума из Санкт-Петербурга и Ленинградской области в первом полугодии 1998 года составил 17 781 тонну на сумму $ 1 466 тыс.

Экспорт битума из Санкт-Петербурга и Ленинградской области в

I – полугодии 1998 года.

Основные фирмы – экспортеры: “Кинэкс” Санкт-Петербург, “Киришинефтеоргсинтез” Кириши.

Нижегородская область.

Площадь – 74.8 тыс.кв км

Количество городов - 25

Общая протяженность дорог – 18 428 км

Площадь дорожного покрытия – 147.8 млн.кв м

Дорожный фонд в 1997 году – 533.5 млрд.руб.,

в 1998 планируется году – 540.0 млн.рублей. – ТДФ

26.0 млн.рублей – ФДФ

Через Нижний Новгород проходит основная трасса России на направлении Европа – Азия. Реконструкция этой трассы проводится в рамках федеральной программы “Дороги России”. Кроме того, эта трасс позволяет развивать 9-й международный транспортный коридор в восточном направлении. Планируется эту магистраль сделать платной, так что ремонт проводится по европейским стандартам.

В начале 1998 года было подписано соглашение о сотрудничестве между нижегородской нефтяной компанией “Норси – Ойл” и итальянским нефтяным концерном “Эни”, а также соглашение между “Норси – Ойл” и “Аджип Петроли” о создании совместного российско-итальянского предприятия для строительства и управления автозаправочными комплексами.

Производство и поставки битума для строительства дорог по Нижегородской области.

Основным поставщиком битумов в Нижегородской области и Центральных районах России является “Нижегороднефтеоргсинтез” (НОРСИ) . (Адрес 606200 Нижегородская обл. г.Кстово Тел. 38-12-66)

В 1997 году было переработано 11 520 тыс.тонн нефти.

Производство битумов на “НОРСИ”

Объем производства - всего

Гудрон для нефтебитума

Нефтебитум (включая сланцевый)

В т.ч. Строительный

Кровельный

Нефтебитум дорожный жидкий

Другим крупным поставщиком битумов в регионе является “Лукойл – Нижний Новгород”. Поставки осуществляются с “Лукойл – Пермнефтеоргсинтез”.

Объем импорта битума в Нижегородскую область в первом полугодии 1998 года – 317.7 тонны по цене $234.6 тыс. Страна – поставщик - Финляндия.

Основная фирма – поставщик – “Регион”.

Объем экспорта в первом полугодии 1998 года – 1 354.2 тонны на сумму $127.4 тыс.

Экспорт битума из Нижегородской области в

I – полугодии 1998 года.

Основные фирмы – экспортеры: “Нефтяная компания “НОРСИ-ОЙЛ”, “Лукойл-Нижний Новгород”.

Новгородская область.

Площадь – 55.3 тыс.кв км

Количество городов – 10

Общая протяженность дорог – 9908 км

Площадь дорожного покрытия – 64.2 млн.кв м

Дорожный фонд в 1997 году – 206.7млрд.руб.,

в 1998 планируется году –75.0 млн.рублей. – ТДФ

65.9млн.рублей – ФДФ

Новгородская область занимает второе место после Москвы по уровню иностранных инвестиций в экономику. В области более 160 предприятий с иностранными инвестициями, объем которых составляет около $ 154 млн. Подписано соглашение с ЕБРР о реализации проекта “Реформа жилищно-коммунального хозяйства” на сумму свыше $100 млн.

Основной объем строительно-дорожных работ в Новгородской области связан с расширением и реконструкцией главной дороги России шоссе Санкт-Петербург – Москва. Трасса входит в 9-й международный транспортный коридор. Полотно дороги расширяется до 10 м. Заканчивается участок на 32 км в Крестецком районе Новгородской области, где магистраль расширяется до 9.85 м. Строителям осталось сдать четыре перехода через реки Гремячая, Холова, Мошня и железную дорогу за Валдаем.

Поставки битума для строительства дорог по Новгородской области.

Ярославская область.

Площадь – 36.4 тыс. кв км

Количество городов - 10

Общая протяженность дорог – 7 738 км

Площадь дорожного покрытия – 54.2 млн.кв м

Дорожный фонд в 1997 году – 139.2 млрд.руб.,

в 1998 планируется году – 128.0 млн.рублей. – ТДФ

15 млн.рублей – ФДФ

Через Ярославль проходит федеральная дорога Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск. Реконструкция этой трассы проводится в рамках программы “Дороги России”. Размер выделенных из федерального бюджета средств не позволяет проводить в 1998 году больших объемов работ.

Франция предоставила Ярославской области кредит в размере $25 млн. для модернизации строительной индустрии по французской технологии компании Fenix. Кредит предоставляется в виде оборудования, закупленного в Германии, Франции, Италии, Швеции и Финляндии. Номенклатура оборудования согласованны и контракты на поставку подписаны.

Производство и поставки битума для строительства дорог по Ярославской области.

Основным поставщиком битумов в Ярославской области и Центральных районах России является “Ярославнефтеоргсинтез” (Славнефть) . (Адрес 150000 г.Ярославль ГСП Московское шоссе Тел.44-32-27)

В 1997 году было переработано 6 920 тыс.тонн нефти.

Производство битумов на “Славнефти”

Объем производства - всего

Гудрон для нефтебитума

Нефтебитум (включая сланцевый)

В т.ч. Строительный

Кровельный

Нефтебитум дорожный жидкий

Объем импорта битума в первом полугодии 1998 года составил 11.2 тонны на сумму $ 3.3 тыс. Страна – поставщик – США.

Объем экспорта – 91.4 тонны на сумму $ 41.8 тыс. Битум вывозился в Молдавию и на Украину.

Мурманская область.

Площадь – 144.9 тыс. кв км

Количество городов - 11

Общая протяженность дорог – 3 638 км

Площадь дорожного покрытия – 21.8млн.кв м

Дорожный фонд в 1997 году – 195.0 млрд.руб.,

в 1998 планируется году – 50 млн.рублей. – ТДФ

130 млн.рублей – ФДФ

Министерство иностранных дел Норвегии выделило 9 млн.норвежских крон для завершения строительства участка дороги, связывающей Мурманск с губернией Финнмарк. Ссуда является безвозвратной, часть ее будет использована на приобретение техники. Строительством занимается предприятие “Мурманскавтодор”. Общая стоимость проекта оценивается в 45 млн.крон, так что область должна оплатить свою долю проекта. Дорога, которой пользуются сейчас, настолько зависит от погодных условий, что нередко из-за снежных заносов движение на ней приходится приостанавливать. Кроме того \, для иностранных граждан дорога закрыта три дня в неделю, поскольку в районе располагаются воинские части. На новом участке проезд возможен в любую погоду. Для иностранных граждан, так же как для российских, он будет разрешен все семь дней в неделю. Правительство Мурманской области гарантирует открыть участок для общего движения в октябре 1998 года.

Продолжается реконструкция дороги “ Кола” Мурманск - Петрозаводск. Строится новый пограничный пункт “Салла”. Деньги на строительство выделены ЕС.

Поставки битума для строительства дорог по Мурманской области.

Битум, используемый при строительстве и реконструкции дорог – поступает из “Киришинефтеоргсинтез”.

Архангельская область.

Площадь – 587.4 тыс. кв км

Количество городов - 12

Общая протяженность дорог – 10 076 км

Площадь дорожного покрытия – 87.8 млн.кв м

Дорожный фонд в 1997 году – 213млрд.руб.,

в 1998 планируется году – 137 млн.рублей. – ТДФ

Ремонт федеральной дороги Архангельск – Москва проводится “Архангельскавтодором”. В 1997 году из запланированных 11.2 км новое покрытие было уложено на 3.6 км. Укладку полотна ведет Шенкурское ДРСУ. Асфальт поставляется с Шенкурского асфальтобетонного завода, летом 1997 года завод простаивал в течение месяца из-за задержки поставок битума из Ярославля.

На Трассе Архангельск-Москва Вельским ДРСУ строится объезд вокруг села Ровдино, Шенкурского района. На этом же участке Арханнгельский мостоотряд №9 возводит мост через реку Пуя. Движение по мосту и объездному участку откроется в 1999 году.

Вельское дорожно-строительное управление с участием финской фирмы “Саватие-Калоттиконе” ведут строительство автодороги Кодома – Вельск –Шангала. В строительстве применяется финская передвижная установка МХ-30, которая производит нефтегравий.

Работы на дорогах местного значения ведутся медленно. Ведутся работы на вновь строящемся участке дороги на Паденьгу Борисовская – Лодыгинская. Отсыпку дороги ведет Шенкурский ХДСУ. На Россохинской дороге Вельское МЭУ приступило к строительству моста через Шидровский ручей. На Блудковской дороге от Шенкурска отсыпается грунт и гравий на 5 -км участке дороги.

Поставки битума для строительства дорог по Архангельской области.

Псковская область.

Площадь – 55.3 тыс. кв км

Количество городов - 14

Общая протяженность дорог – 12 450 км

Площадь дорожного покрытия – 74.7 млн.кв м

Дорожный фонд в 1997 году – 125 млрд.руб.,

в 1998 планируется году – 55 млн.рублей. – ТДФ

130.5 млн.рублей – ФДФ

По территории Псковской области проходит магистраль Санкт-Петербург – Псков –Рига. Эта дорога – одна из запланированных для развития 9-го международного транспортного коридора. Проводится реконструкция дороги, которую в дальнейшем планируют сделать платной.

Из 130.5 млн.рублей, выделенных на строительство и реконструкцию дорог из ФДФ, 16.0 млн. рублей – целевое финансирование на приведение в нормативное состояние сельских дорог, подлежащих приемке в сеть автомобильных дорог общего пользования.

Поставки битума для строительства дорог по Псковской области.

Битум, используемый при строительстве и реконструкции дорог – поступает из “Киришинефтеоргсинтез”.

Тверская область.

Площадь – 84.1 тыс. кв км

Количество городов - 22

Общая протяженность дорог – 16 153 км

Площадь дорожного покрытия – 113.1 млн.кв м

Дорожный фонд в 1997 году – 452.5 млрд.руб.,

в 1998 планируется году – 146.0 млн.рублей. – ТДФ

204.9 млн.рублей – ФДФ

Основные дорожные работы в Тверской области ведутся на строительстве обхода вокруг Вышнего Волочка на трассе Санкт-Петербург –Москва. Эта трасса включена в перечень дорог, которые планируется сделать платными. Строительство дороги ведется по евростандарту, с организацией мест отдыха через каждые 10 км и бензозаправок – через 40 км. Протяженность строящегося участка 46.3 км, срок сдачи – 2004 год.

Из 204.9 млн.рублей, выделенных на строительство и реконструкцию дорог из ФДФ, 75.0 млн. рублей – целевое финансирование на приведение в нормативное состояние сельских дорог, подлежащих приемке в сеть автомобильных дорог общего пользования.

Поставки битума для строительства дорог в Тверской области.

Битум, используемый при строительстве и реконструкции дорог – поступает из “Ярославнефтеоргсинтез”.

Смоленская область.

Площадь – 49.8 тыс.кв км

Количество городов - 14

Общая протяженность дорог – 10 643 км

Площадь дорожного покрытия – 74.5 млн.кв м

Дорожный фонд в 1997 году – 203.5млрд.руб.,

в 1998 планируется году – 124 млн.рублей. – ТДФ

94.3 млн.рублей – ФДФ

Основные дорожные работы ведутся на автостраде Москва – Минск, реконструкция которой проводится по программе “Дороги России”. Расширяется полоса до 10 м, планируется постройка развязок.

Из 94.3 млн.рублей, выделенных на строительство и реконструкцию дорог из ФДФ, 50.0 млн. рублей – целевое финансирование на приведение в нормативное состояние сельских дорог, подлежащих приемке в сеть автомобильных дорог общего пользования.

Поставки битума для строительства дорог в Смоленской области.

Битум, используемый при строительстве и реконструкции дорог – поступает из “Ярославнефтеоргсинтез”.

Объем импорта битума в первом полугодии 1998 года составил 2.4 тонны на сумму $ 5.8 тыс. Поставки – из Канады.

Объем экспорта –3.2 тонны на сумму $5.8 тыс. – на Украину.

Площадь – 172.4 тыс.кв км

Количество городов - 12

Общая протяженность дорог – 13 593 км

Площадь дорожного покрытия – 85.6 млн.кв м

Дороги федерального значения – 8500 км

Дорожный фонд в 1997 году – 263 млрд.руб.,

в 1998 планируется году – 178 млн.рублей. – ТДФ

50 млн.рублей – ФДФ

Ежегодно в Карелии требуют ремонта 1.7 тыс.км дорог, фактически ремонтируют в год 200 –220 км. В республике около 700 автодорожных мостов, половина из которых деревянные.

В 1997 году закончена прокладка дороги Вяртсиля-Сортавала.

Рассматривается вопрос о реконструкции автомобильной дороги из Оулу (Финляндия) через Костомукшу, Сегежу, Медвежьегорск, Каргополь, Няндому, Красноборск, Котлас в Сыктывкар. Правительство Карелии заявило о выделении средств для завершения строительства 13.5 км участка дороги Пудож – Карполь в 1999 году. Это позволит использовать новый торговый путь Финляндия – Карелия – Архангельская область – Республика Коми.

Совместно с представителями Финляндии и Швеции рассматривается проект транспортного коридора “Атлантика – Россия”, создание нового пограничного перехода в районе Париккала и прокладки к нему автомагистрали, открытие паромного сообщения между Петрозаводском и Пудожем., строительство моста через Северную Двину. Планируется строительство коммерческой магистрали протяженностью 264 км. К ней проявили интерес карельские и петербургские предприниматели и фирмы АОЗТ “Автомагистраль “Онего”, АО “Строймеханизация”, “Карелтранс”, “Карелавтодор”, “Онегонефть”, петербургская фирма “Виадук”. Новая трасса претендует на автостандарт, через каждые 10 км- кэмпинги, рестораны, места отдыха, через 40 км – АЗС. Срок окупаемости дороги – 13 лет.

Из 50 млн.рублей, выделенных на строительство и реконструкцию дорог из ФДФ, все 50.0 млн. рублей – целевое финансирование на приведение в нормативное состояние сельских дорог, подлежащих приемке в сеть автомобильных дорог общего пользования.

Поставки битума для строительства дорог в Карелии области.

Битум, используемый при строительстве и реконструкции дорог – поступает из “Киришинефтеоргсинтез”.

Трудно представить себе современное строительство, как дорог, так и зданий без использования битума. Широчайшее его применение в этих областях определяется уникальными свойствами материала:

  • нагревание приводит к тому, что он становится более тягуч, практически любые строительные материалы смачиваются им;
  • при охлаждении загустевает, постепенно превращаясь в монолитную твёрдую структуру вместе с включёнными в него наполнителями;
  • гидрофобен, что передаётся наполнителям и контактирующим средам после пропитки, это предопределяет использование битума для гидроизоляции.

К сырью для производства битума относятся материалы, содержащие вещества с высокой вязкостью, асфальтеновые компоненты. Они получаются из отходов, образующихся при переработке нефти. Ископаемый природный компонент смол извлекают методом физического воздействия на битумосодержащую породу. Чаще всего это обработка породы водяным паром высокой температуры. Вязкость компонентов при этом снижается, и таким путём их вымывают из породы.

Описанная технология является классической, в настоящее же время вместо природной добычи наиболее распространена технология производства нефтяных битумов промышленными предприятиями из отходов, образующихся при переработке нефти в сыром виде.

Нафтеновые и нафтеново-ароматические нефти во время вакуумной перегонке дают продукт гудрон, который и является основой для изготовление битума. Если в его состав ввести специальные добавки, то получается вещество с высокими эксплуатационными характеристиками, применяемое в качестве битума. Переработка нефти парафинового состава даёт много полезных отходов, а получаемый при этом гудрон перемешивается со специальными составляющими и отправляется в реактор для окисления.

Во время вакуумной перегонки мазута и последующей деасфальтизации масляных компонентов нефти получаются побочные продукты гудронного состава. Наша страна обладает огромными запасами нефти с высоким содержанием битума, но ведущее место в производстве битума занимает способ окисления.

С учётом того, что Россия по-прежнему отстаёт от ведущих мировых держав в протяжённости качественных дорог, открыть завод по производству битума в России – очень выгодное и востребованное в настоящее время предприятие.

Состав битума

Составом определяется дальнейшее применение битума. Он состоит на 14% из водорода и на 70% из углерода, остальная часть – это примеси кислорода, серы и других химических элементов. Если сказать проще, то это углерод с различными добавками. На его свойства влияет не столько его элементный состав, сколько виды соединений водорода с углеродом, определяемые технологией производства битума.

Назовём виды этих соединений:

  • масляный компонент, который обеспечивает материалу текучесть;
  • смолистые включения, которые придают продукту эластичность;
  • асфальтеновые соединения, благодаря которым у битума имеется вязкость.

Содержание масел в битуме по отношению к его общей массе достигает 60%, что является преобладающей долей. Чем выше это долевое соотношение, тем больше у материала проникающая способность по отношению к другим средам. Значительно меньше в нём содержится смол, обычно их количество не превышает 30%. Смолы обладают тягучестью, а плотность у них значительно выше, чем у масел. Смолы бывают твёрдые, вязкие и полужидкие, их вязкость определяется температурой. Чем она выше, тем вязкость смол и самого битума ниже. При достаточном нагреве в установке по производству битума можно получить удобный в использовании жидкий битум.

Производственное оборудование

С учётом того, что используется в качестве исходного сырья, применяется различное промышленное оборудование для производства битума. Это различные котлы и печи, иные устройства. Чтобы материал было удобно перевозить от производителя к месту использования, изначально он хранится в основном в твёрдом виде. Хранение битума не представляет никаких особых проблем при средней температуре окружающего воздуха. Лишь в жаркую погоду он сильно размягчается и это существенно усложняет операции погрузки и транспортировки. Чаще всего хранится битум в брикетах. А вот чтобы использовать его в дорожном и промышленном строительстве, необходимо твёрдые куски нагреть до той температуры, при которой они примут необходимую вязкость. Обычно их разогревают до жидкого состояния и уже затем используют в различных технологических операциях.

Установки для плавления на предприятиях дорожной и строительной специфики не только приводят сырьё в жидкое состояние, но и поддерживают в такой готовности к использованию сколь угодно долго. Эти установки изготавливаются в мобильном и стационарном вариантах. Мобильная установка перемещается автомашиной, стационарная же всегда остаётся на одном месте. Но производительность выше именно у стационарной установки, так как она имеет большие по объёму ёмкости для битума и более мощные нагревательные печи.

По способу нагрева все печи для производства битума различают на устройства прямого нагрева, косвенные нагреватели с циркуляцией теплоносителя и их комбинированные варианты. Также следует отличать установки для нагревания дорожного и строительного битума по определяющим признакам его производства. Есть такие установки, в которых трубы с теплоносителем расположены по всему объёму ёмкости, в других же установках трубы нагрева располагаются лишь в приёмной камере. Те установки, в которых нагреватели расположены по всему периметру, лучше. Ведь в них сырьё плавится равномерно по всему объёму и одновременно приходит в эксплуатационную готовность всё содержимое ёмкости.

Также битумонагревательные установки подразделяют по способу загрузки в них твёрдого сырья - это устройства с загрузкой сверху и сбоку. Боковая загрузка лучше тем, что в установку можно подавать исходное сырьё как вручную, так и помощью специального транспортёра или погрузчика.

Виды битума для строительства

В строительной сфере этот материал используется для приготовление различных мастик, для гидроизоляционных фундаментных работ и для устройства кровель. В основном это вещества, получаемые при переработке нефти. Также широчайшее применение строительный битум нашёл в сооружении дорог.

По указанным областям применения можно произвести простую классификацию этого строительного материала:

  • для использования в строительстве зданий и сооружений;
  • для производства кровельных работ;
  • для дорожного строительства.

Отечественная промышленность производит жидкий, полутвёрдый и твёрдый битум для строительного сегмента промышленности. Жидкий также делится на несколько классов по скорости загустевания.

Для производства гидроизоляционных работ применяется строительный битум марок от БН 50/50 до БН 90/10. Это сырьё ещё широко применяется в изготовлении кровельных материалов, таких как гидроизол, люберит, изопласт и др. В каждом из перечисленных материалов для повышения прочности, морозостойкости и других важнейших эксплуатационных параметров в сырьё вводят специальные добавки полимерного состава. Все полимерные битумы, используемые в строительстве, горючи, температура их самопроизвольного воспламенения равна 368 °С. При имеющемся источнике открытого огня они загораются уже при 230 °С.

В целях гидроизоляции фундаментов зданий и сооружений применяется специальный изоляционный битум. Он способен медленно отвердевать и при этом длительное время сохранять свои свойства, плотно связываясь с поверхностью железобетонных изделий.

Для пропитки покрывающего дорожного слоя и для предварительной обработки грунта перед укладкой асфальта используется дорожный битум. В этой специфике применяется как жидкий, так и вязкий составы. Они также горючи, температура вспышки материала при внешнем открытом источнике находится в пределах от 60 до 120 °С.

Битум для дорожного строительства

В строительстве дорог применяется полимерный битумный продукт, сейчас в России производство дорожного битума наращивается, но всё равно по объёмам изготавливаемого материала оно далеко отстаёт от мировых показателей.

Такие установки характеризуются большим потреблением энергии, их электрическая мощность достигает 200 кВт и более. В силу больших расходов на электроэнергию многие заводы по изготовлению асфальтобетона не могут организовать у себя модификацию битума вяжущими полимерными составами.

Битум можно смело отнести к продукции с сезонным спросом, это прежде всего определяется сезонностью дорожных работ в нашей стране. Цена битума за тонну в летний период резко возрастает, а в зимний падает. Вследствие того, что этот материал производится из нефти, немалое влияние на стоимость битума оказывает и нестабильность нефтяных котировок на мировом рынке.

Также цена на битум сильно зависит от удалённости потребителя от производящих комплексов, это связано с немалыми затратами на транспортировку материала как в жидком состоянии в ёмкостях, так и в твёрдом виде, когда транспортируется твёрдый битум в мешках.

Торговля битумом

В настоящее время торговля битумом в России неуклонно наращивает темпы. Продающие компании организуют в основном продажу битума оптом, но не отказываются и от розничной торговли этим материалом широкого и устойчивого спроса.

Рассмотрим цены на битумное сырьё, установившиеся на отечественном рынке в настоящее время:

Анализируя приведенную таблицу, можно сделать вывод о том, что стоимость битума в настоящее время довольно высока. В ход идут и все имеющиеся старые запасы, и образующиеся при производстве и транспортировке отходы битума. Это даёт возможность производящим нефтяным компаниям получать расчётную прибыль, но сдерживает развитие дорожного строительства в стране.

Эффективность добычи нефти и газа на месторождениях Западной Сибири ежегодно уменьшается на 4-5 процентов, посчитали в минэнерго. Повысить отдачу и оптимизировать процесс бурения помогут цифровые технологии. "Подрывные инновации", то есть те, которые делают традиционные решения неконкурентоспособными, должны стать основой цифровой трансформации нефтегазовой отрасли, считают в Ernst&Young. Пока же, по оценкам компании, на них сосредоточены лишь 10 процентов ключевых проектов в российской нефтянке.

Некоторые компании внедряют новые технологии уже несколько лет. В 2008 году "умные месторождения" были запущены компанией "Салым Петролеум Девелопмент Н.В.", в качестве пилотных были выбраны две площадки на Западно-Салымском месторождении. Проект направлен на оптимизацию нефтедобычи и повышение нефтеотдачи скважин, снижение затрат на эксплуатацию. Благодаря внедрению новых технологий добыча выросла в среднем на 2-2,5 процента в год, сократились внеплановые простои. В среднем на 15-20 единиц увеличилось и число скважин, которые обслуживает один оператор по добыче.

В компании "Татнефть" в 2016 году был создан центр геолого-технических мероприятий, где моделируются решения, повышающие нефтеотдачу пластов. Также в компании работает центр моделирования, созданный для оптимального проектирования разведки и разработки геологических объектов, объективной оценки аккумулированных в них запасов. Все скважины эксплуатационного бурения 2017-2018 годов снабжены моделями с расчетом прогнозных показателей работы.

В направлении развития и внедрения технологии интеллектуального месторождения сейчас движутся практически все добывающие компании, особенно в секторе нефтегаза, рассказал директор по работе с ключевыми заказчиками в нефтегазовой сфере Schneider Electric в России и СНГ Михаил Черкасов. Также, по его словам, широко применяются технологии энергоэффективности. "В последние годы компании рассматривают возможность использования возобновляемых источников энергии и их более широкого применения для добывающей отрасли с помощью концепции smart field", - отметил эксперт.

Все больше говорят и о внедрении технологий промышленного Интернета вещей. В процессе бурения, например, они позволяют собирать со встроенных в бур датчиков и сенсоров информацию о работе оборудования, строить модели дальнейших действий, предлагать решения для различных нештатных ситуаций, рассказал заместитель генерального директора компании КРОК Александр Лопухов. Также можно автоматически планировать техническое обслуживание оборудования и оптимизировать затраты, опираясь на данные по его наработке, а не на рекомендованные сроки регламентных работ. "Интернет вещей подходит для мониторинга экологической ситуации - контроля за выбросами и сбросами загрязняющих веществ (нефть, бытовые стоки, буровой раствор) в окружающую среду, установленными лимитами и нормативами, а также для сбора информации о состоянии окружающей среды в районе геологоразведочного бурения", - добавил Лопухов.

Внедрение Интернета вещей тесно связано и с использований big data. Добывающие компании уже работают с системами обработки больших данных, однако, по словам Михаила Черкасова, эта технология недостаточно развита в России. "У нас строятся центры обработки данных под нужды компаний, но пока разговор об эффективном использовании big data и Интернета вещей в большей степени западная тема. В России над этим думают, но каких-то глобальных трендов пока не видно", - полагает эксперт. С тем, что big data не внедряется на широком промышленном уровне, согласился и Александр Лопухов. По его словам, еще рано говорить о каких-то новых бизнес-процессах, которые эта технология может породить. Однако уже точно можно сказать, что благодаря big data все традиционные методы по исследованию и добыче полезных ископаемых сейчас внедряются во много раз быстрее, а их результаты более достоверны.

В направлении внедрения технологии интеллектуального месторождения движутся практически все добывающие компании

У предприятий добывающей промышленности всегда было много данных, а цифровизация наращивает эти данные в режиме онлайн. ИТ-компании ждут роста запросов на создание и оптимизацию хранилищ данных, экспресс- и онлайн-аналитику. Цифровизация влечет за собой и новые требования к передаче полученной информации. Многим добывающим компаниям необходимо использовать спутниковую связь, которая ограничивает возможности онлайн-процессов. Как рассказал Александр Лопухов, в 2016 году КРОК оптимизировал сетевой трафик и повысил скорость его прохождения в дорогостоящих спутниковых каналах связи в 2,3 раза. Стоимость мегабита снизилась, передача большого объема данных с плавучей буровой платформы в береговой центр обработки данных нефтедобывающей компании стала проходить без задержек и технологических осложнений.

Внедрение технологий меняет и требования к персоналу добывающих предприятий. Чем выше уровень роботизации, тем меньше людей нужно. Однако растет спрос на сотрудников, которые могут программировать роботов, создавать необходимые алгоритмы для них. Например, раньше проведение измерительных работ на месторождениях обеспечивали разные специалисты, порой рискуя жизнью. Теперь технология оптоволоконного мониторинга позволяет с помощью специального кабеля контролировать географически протяженные объекты в режиме реального времени, рассказал Александр Лопухов. Это защищает объект от несанкционированного вторжения, повышая безопасность и эффективность его работы. "Эта технология отечественная, она, помимо прочего, экономит еще и фонд оплаты труда", - заключил эксперт.

Источник: popmech

Нейронные сети, цифровые двойники, искусственный интеллект. Технологии "Индустрии 4.0" изменят нефтяную отрасль до неузнаваемости

Архитекторы цифровой эпохи

Обычно самыми технологичными принято считать сферы информационных технологий и биомедицины. К компаниям традиционных отраслей, занимающимся, например, металлопрокатом или добычей и переработкой нефти, отношение совсем другое. На первый взгляд они кажутся консервативными, но именно их многие эксперты называют главными архитекторами новой цифровой эпохи.

Автоматизировать производственные процессы индустриальные гиганты начали еще в середине 30-х годов прошлого века. На протяжении многих десятилетий комплексы аппаратных и программных средств непрерывно совершенствовались и усложнялись. Автоматизация производственных процессов - например, в нефтепереработке - продвинулась далеко вперед. Работу современного нефтеперерабатывающего завода контролируют сотни тысяч датчиков и приборов, а поставки топлива в режиме реального времени отслеживаются системами спутниковой навигации. Каждый день средний российский НПЗ производит более 50 000 терабайт информации. Для сравнения, 3 миллиона книг, которые хранятся в цифровом хранилище Российской государственной библиотеки, занимают в сотни раз меньше - "всего" 162 терабайта.

Это и есть те самые "большие данные", или Big Data, - поток, сравнимый с информационной загрузкой самых крупных сайтов и социальных сетей. Скопившийся массив данных представляет собой уникальный ресурс, который может быть использован в управлении бизнесом. Но традиционные методы анализа информации для этого уже не подходят. По‑настоящему эффективно работать с таким объемом данных возможно лишь с помощью технологий Индустрии 4.0. условиях меняющейся экономической парадигмы богатый производственный "исторический опыт" - серьезное преимущество. Большие данные лежат в основе искусственного интеллекта. Его способность обучаться, понимать реальность и прогнозировать процессы напрямую зависит от объема загруженных знаний. При этом промышленные компании обладают мощной инженерной школой, активно занимаются внедрением и совершенствованием новых технологии. Это еще одно обстоятельство, которое делает их ключевыми игроками "новой экономики".

Наконец, отечественные промышленники знают цену эффективности бизнеса. Россия - страна больших расстояний. Нередко производственные активы находятся на большом удалении от потребителей. этих условиях очень непросто быстро реагировать на колебания рынка. Традиционные технологии позволяют экономить не больше десятой доли процента. А между тем, цифровые решения уже сегодня позволяют сокращать издержки до 10−15% в месяц. Факт очевиден: в эпоху четвертой промышленной революции конкурентоспособным будет тот, кто научится наиболее эффективно применять новые технологии в разрезе накопленного опыта. Петр Казначеев, директор Центра сырьевой экономики РАНХиГС : " качестве первого шага в сторону "интегральной" системы искусственного интеллекта в нефтегазе можно было бы рассмотреть "умное" управление и корпоративное планирование. данном случае речь могла бы идти о создании алгоритма оцифровки всей ключевой информации о деятельности компании - от месторождения до бензоколонки. Эта информация могла бы поступать в единый автоматизированный центр. На основе данной информации с помощью методов искусственного интеллекта могли бы делаться прогнозы и рекомендации по оптимизации работы компании".

Лидер цифровой трансформации

Осознавая эту тенденцию, индустриальные лидеры России и мира перестраивают бизнес-процессы, складывавшиеся десятилетиями, внедряют в производство технологии Индустрии 4.0 на основе промышленного интернета вещей, искусственного интеллекта и Big Data. Наиболее интенсивно трансформация происходит в нефтегазовой индустрии: отрасль динамично "цифровизируется", инвестируя в проекты, которые еще вчера казались фантастикой. Заводы, управляемые искусственным интеллектом и способные прогнозировать ситуации, установки, подсказывающие оператору оптимальный режим работы - все это уже сегодня становится реальностью.

При этом задача-максимум заключается в том, чтобы создать систему управления добычей, логистикой, производством и сбытом, которая объединила бы "умные" скважины, заводы и автозаправки в единую экосистему. идеальной цифровой модели, в тот момент, когда потребитель нажимает на рычаг заправочного пистолета, аналитики компании в оперативном центре мгновенно получают информацию о том, какая марка бензина заправляется в бак, сколько нефти нужно добыть, поставить на завод и переработать, чтобы удовлетворить спрос в конкретном регионе. Пока что никому из российских и зарубежных компаний не удавалось построить такую модель. Однако дальше всех в решении этой задачи продвинулась "Газпром нефть". Ее специалисты сегодня реализуют ряд проектов, которые в итоге должны стать основой для создания единой платформы управления переработкой, логистикой и сбытом. Платформы, которой пока нет еще ни у кого в мире.

Цифровые двойники

На сегодняшний день НПЗ "Газпром нефти" являются одними из самых современных в отрасли. Однако четвертая промышленная революция открывает качественно новые возможности, одновременно предъявляя и новые требования к автоматизации. Точнее, речь идет не столько об автоматизации, сколько о практически полной оцифровке производства.

Основой нового этапа станут так называемые "цифровые двойники" - виртуальные копии установок НПЗ. 3D-моделях достоверно описаны все процессы и взаимосвязи, происходящие в реальных прототипах. их основе лежит работа искусственного интеллекта на базе нейронных сетей. "Цифровой двойник" может предлагать оптимальные режимы работы оборудования, прогнозировать его отказы, рекомендовать сроки ремонта. Среди других его плюсов - способность постоянно обучаться. Нейросеть сама находит ошибки, исправляет и запоминает их, улучшая тем самым свою работу и точность прогноза.

Базой для обучения "цифрового двойника" служит массив исторической информации. Современные установки нефтепереработки также сложны, как и организм человека. Сотни тысяч деталей, десятки тысяч датчиков. Техническая документация для каждой установки занимает помещение размером с актовый зал. Чтобы создать "цифрового двойника", всю эту информацию необходимо для начала загрузить в нейронную сеть. Затем начинается самый сложный этап - этап обучения искусственного интеллекта понимать установку. него входят показания датчиков и контрольно-измерительных приборов, собранные за последние несколько лет работы установки. Оператор моделирует различные ситуации, заставляет нейронную сеть отвечать на вопрос "что будет, если поменять один из параметров работы?" - например, заменить один из компонентов сырья или увеличить энергоснабжение установки. Нейросеть анализирует опыт прошлых лет и методом вычисления исключает из алгоритма неоптимальные режимы, и учится прогнозировать будущую работу установки.

"Газпром нефть" уже полностью "оцифровала" два промышленных комплекса, задействованных в производстве автомобильного топлива - установку гидроочистки бензинов каталитического крекинга на Московском нефтеперерабатывающем заводе и установку, работающую на нефтеперерабатывающем заводе компании в Омске. Испытания показали, что искусственный интеллект способен одновременно учитывать огромное количество параметров их "цифровых двойников", принимать решения и оповещать о возможных отклонениях в работе еще до того момента, когда неприятность грозит перерасти в серьезную проблему.

Одновременно с этим "Газпром нефть" тестирует комплексные решения, которые позволят минимизировать влияние человеческого фактора в масштабах целого производства. Подобные проекты сейчас реализуются на битумных заводах компании в Рязани и Казахстане. Удачные решения, найденные опытным путем, впоследствии можно будет масштабировать до уровня больших НПЗ, что в итоге позволит создать эффективную цифровую платформу управления производством.

Николай Легкодимов, руководитель Группы консультирования по перспективным технологиям КПМГ в России и СНГ: "Решения, которые моделируют различные узлы, агрегаты и системы известны и применяются достаточно давно, в том числе и в нефтегазовой индустрии. О качественном скачке можно говорить лишь тогда, когда достигнута достаточная широта охвата этих моделей. Если удастся сочетать эти модели друг с другом, объединить их в целую сложную цепочку, то это, действительно, позволит решать задачи на совершенно новом уровне - в частности, моделировать поведение системы в критических, невыгодных и просто опасных условиях работы. Для тех сфер, где переоснащение и модернизация оборудования обходятся очень дорого, это позволит предварительно апробировать новые компоненты".

Управление эффективностью

перспективе вся цепочка добавленной стоимости в блоке логистики, переработки и сбыта "Газпром нефти" будет объединена единой технологической платформой на базе искусственного интеллекта. "Мозгом" этого организма станет Центр управления эффективностью, созданный год назад в Санкт-Петербурге. Именно сюда будет стекаться информация от "цифровых двойников", здесь она будет анализироваться и здесь же, на основе полученных данных, будут приниматься управленческие решения.

Уже сегодня, в режиме реального времени более 250 тыс. датчиков и десятки систем транслируют информацию в Центр со всех активов компании, входящих в периметр блока логистики, переработки и сбыта "Газпром нефти". Каждую секунду сюда поступают 180 тыс. сигналов. Человеку только на просмотр этой информации потребовалось бы около недели. Цифровой мозг Центра делает это моментально: в режиме реального времени отслеживает качество продукции и количество нефтепродуктов по всей цепочке - от выхода с НПЗ до конечного потребителя.

Стратегическая же цель Центра в том, чтобы, используя технологии и возможности Индустрии 4.0, радикально повысить эффективность сегмента downstream. То есть не просто управлять процессами - это можно делать и в рамках традиционных систем, а сделать эти процессы наиболее эффективными: за счет прогнозной аналитики и искусственного интеллекта на каждом этапе бизнеса сокращать потери, оптимизировать процессы и предотвращать убытки.

ближайшее время Центр должен научиться решать несколько ключевых задач, влияющих на эффективность управления бизнесом. том числе прогнозировать будущее на 60 дней вперед: как поведет себя рынок через два месяца, сколько нефти нужно будет переработать, чтобы удовлетворить спрос на бензин в актуальный момент времени, в каком состоянии будет оборудование, смогут ли установки справиться с предстоящей нагрузкой и нужен ли им ремонт. При этом в ближайшие два года Центр должен выйти на 50%-ную мощность и начать отслеживать, анализировать и прогнозировать количество запасов нефтепродуктов на всех нефтебазах и ТЗК компании; в автоматическом режиме мониторить более 90% параметров производства; анализировать надежность более 40% технологического оборудования и разрабатывать мероприятия, предупреждающие потери нефтепродуктов и снижение их качества.

К 2020 году "Газпром нефть" ставит цель выйти на 100% возможностей Центра управления эффективностью. Среди заявленных показателей - анализ надежности всего оборудования, предупреждение потерь по качеству и количеству продукции, предиктивное управление технологическими отклонениями.

Дарья Козлова, старший консультант VYGON Consulting: " целом интегрированные решения приносят существенный экономический эффект для отрасли. К примеру, по оценкам Accenture, экономический эффект от цифровизации может составить более 1 трлн $. Поэтому когда речь идёт о крупных вертикально-интегрированных компаниях, то внедрение интегрированных решений весьма оправдано. Но оно и оправдано для небольших компаний, так как повышение эффективности может высвободить им дополнительные средства за счёт снижения затрат, увеличить эффективность управления оборотным капиталом и т. д. ".

Цифровизация (в широком смысле) - процесс внедрения цифровых систем передачи (ЦСП) на уровне первичных сетей, средств коммутации и управления, обеспечивающих передачу и распределение потоков информации в цифровом виде на уровне вторичных сетей.

Время от времени у всех нас возникает необходимость создать небольшую базу данных с удобной и понятной логикой и интерфейсом, но при этом желание возиться с Access или прочими подобными программами совершенно отсутствует...