Система социального обслуживания населения в рф. Организации социального обслуживания
Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.
Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.
Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь . Реализация деятельности основывается на следующих подходах:
· помощь должна носить реинтегрирующий характер;
· при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;
· социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;
· получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;
· механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).
Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.
К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.
В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов (см. табл.).
Система помощи клиенту в системе социального обслуживания
Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993 г.), выделяются следующие:
а) функция социальной помощи, которая включает:
выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;
профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);
содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;
организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;
б) функция консультирования, которая включает:
консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);
участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;
родительский медико-психологический всеобуч;
в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:
социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;
медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;
г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:
предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;
изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;
д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов. В этой связи предусматривается:
участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;
формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.
Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.):
· предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе и т.д.;
· социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;
· социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;
· предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта;
· организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
· консультативная помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;
· реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.
Социальное обслуживание базируется на принципах : равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста; доступности; добровольности; содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы; адресности; приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии; гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности; профилактической направленности; законности и учета международных стандартов.
Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:
Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.
Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая − необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда деятельность социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.
Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.
Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.
Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.
3. Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности
Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.
Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения. Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц Российской Федерации: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.
Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.). Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально-педагогическую, медико-социальную, профилактическую и т.д.
В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности. Службы могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.
Государственная социальная служба (федеральные органы и учреждения, предприятия социального обслуживания; подразделения социального обслуживания субъектов Российской Федерации).
Муниципальная социальная служба
(органы местного само
управления, отвечающие за социальное обслуживание; учреждения и предприятия социального обслуживания муниципального подчинения).
Негосударственная социальная служба (учреждения и предприятия социального обслуживания общественных, благотворительных, религиозных и других негосударственных организаций).
Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования. Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:
Ø нормативных отчислений из бюджетов соответствующего
уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;
Ø поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
Ø средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;
Ø финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;
Ø дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни и др.;
Ø доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;
Ø благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.
Средства специализированных центров формируются в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогообложения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.
Основным принципом организации социальных служб в Российской Федерации является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.
Однако развитие сети учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:
ü слабая правовая база системы социального обслуживания;
ü ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;
ü отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
ü нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;
ü низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
ü недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.
Учреждения социального обслуживания семьи и детей
Важным аспектом в регулировании социально-экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:
Расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач;
Установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
Содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;
Развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.
Общую функциональную схему можно представить как систему взаимодействия семьи государственными, общественными, конфессиональными и частными структурами.
Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям.
Областные учреждения призваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен, исходя из местной ситуации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., также представляются достаточно перспективными.
Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по мере необходимости.
Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:
аналитическую : изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;
планово-организационную : планирует и организует социальное обслуживание в социуме;
управленческую : обеспечивает контакт с государственными органами, от которых зависит решение проблем клиента, добивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;
информационную : сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной за щите населения.
Социальная работа в этих службах может выражаться в различных формах помощи семье . Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого состояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психологической помощи и др.
Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направленная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутренних резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и возможность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.
Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и др.), через различные государственные организации и фонды.
Кроме того, помощь может быть прямой и в другом смысле слова, а именно − в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение клиента, а также превентивного характера, т. е. предупреждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.
В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 г. было утверждено Примерное положение о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, в котором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.
Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.
Цель деятельности Центра − способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.
Основными задачами Центра являются :
ü выявление причин социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи;
ü определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
ü поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
ü социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
ü участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
ü анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;
ü привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семьи и детей.
Семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;
Дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в т.ч. инвалиды и т.д.;
Взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);
Бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.
Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, из них около 200 − центры социальной помощи семье и детям.
Учреждения социального обслуживания пенсионеров
В соответствии с Конституцией РФ граждане России имеют право на социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение в старости.
Пенсия − это денежное пособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости, при потере трудоспособности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, что является основанием для начисления пенсии. Выплаты производятся ежемесячно в связи с достижением пенсионного возраста.
В соответствии с законодательством пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначаются пенсии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия.
Пенсия назначается пожизненно. Пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством осуществляется государственными органами социального обеспечения.
Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении 60 лет со стажем работы не менее 25 лет, женщины - по достижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Определенным категориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях (т. е. при меньшем возрасте и стаже).
Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видов государственной пенсии. Исключение устанавливается только для лиц, ставших инвалидами вследствие военной травмы, которые могут получать одновременно два вида государственной пенсии: по старости (или за выслугу лет) и пенсию по инвалидности.
Большое значение в современных условиях приобретают институты социального обслуживания пенсионеров, межведомственная работа по организации социальной поддержки пожилых людей. Это связано с увеличением удельного веса пожилых людей в составе населения, изменением социального статуса человека в старости, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Все это диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми. Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствии с этическими принципами Международной организации труда :
достоинство личности − право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку;
свобода выбора − каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или окончательным;
координация помощи − помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный, координированный и последовательный характер;
индивидуализация помощи − помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение;
ликвидация разрыва между санитарным и социальным уходом − при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.
Нормативно-правовой базой для социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.). В соответствии с этим законом в сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; материальная помощь и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей.
На начальных этапах развития системы социальной помощи пожилым людям решались такие неотложные проблемы, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормальных условий жизни.
На современном этапе организация помощи пожилым людям, наряду с решением этих традиционных социальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или от одиночества. Необходимо также учитывать, как пожилые люди будут воспринимать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает до старости, их взаимоотношения с окружающими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и др. Следует отметить, что существуют различные категории пожилых людей. Среди них есть люди:
Не нуждающиеся в помощи;
Частично утратившие трудоспособность;
Нуждающиеся в обслуживании;
Требующие постоянного ухода и т. д.
Как правило, программы социальной помощи, реабилитации, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлежности к той или иной категории пожилых людей. С этим же связано и использование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом.
Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.
Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной за-" щиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.
Функцию социальной защиты и помощи выполняют и следующие учреждения:
ü дома-интернаты;
ü отделения дневного и ночного пребывания;
ü специальные дома для одиноких престарелых;
ü больницы и отделения для хронических больных;
ü стационары различного типа;
ü территориальные центры социального обслуживания;
ü отделения социальной помощи на дому;
ü геронтологические центры и т.д.
В системе стационарных учреждений РФ относительно новым элементом являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей.
Примерное Положение о специальном доме для таких пенсионеров (от 7 апреля 1994 г.) перечисляет его функции:
Ø обеспечение благоприятных условий для проживания и
самообслуживания;
Ø предоставление проживающим престарелым гражданам
постоянной социально-бытовой и медицинской помощи;
Ø создание условий для поддержания активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
Архитектурно-планировочные решения специального дома должны соответствовать возрастным особенностям проживающего контингента граждан. Такой дом состоит из одно-двухкомнатных квартир, включает в себя комплекс служб социально-бытового назначения: медицинский кабинет, библиотеку и помещение для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на продовольственные товары, сдачи вещей в прачечную и химчистку, а также помещения для трудовой деятельности и др.
Специальный дом оснащается средствами малой механизации, облегчающими самообслуживание проживающих в нем престарелых граждан. В нем должен круглосуточно действовать диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со всеми жилыми помещениями и внешней телефонной связью.
Медицинское обслуживание граждан осуществляется медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений.
На основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.
Организация специальных домов для одиноких престарелых и пожилых супружеских пар является одним из перспективных путей решения целого комплекса социальных проблем пенсионеров и пожилых граждан.
ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание (ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”).
О.с.о. в субъектах РФ создаются и действуют с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети О.с.о. и в соответствии с правилами организации деятельности О.с.о., их структурных подразделений.
В систему социального обслуживания входят:
- - О.с.о., находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
- - О.с.о., находящиеся в ведении субъекта РФ;
- - негосударственные (коммерческие и некоммерческие) О.с.о., в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
- - индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
Государственные (муниципальные) О.с.о. создаются в форме учреждений. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ 83 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” определяет три типа государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные и автономные. Все три типа учреждений - государственные или муниципальные и отличаются по степени финансовохозяйственной самостоятельности и независимости от государства.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Решение о создании бюджетного или казенного учреждения принимается в порядке, установленном:
- 1) Правительством РФ - для федеральных бюджетных или казенных учреждений;
- 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для бюджетных или казенных учреждений субъектов РФ;
- 3) местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Учредителем бюджетного или казенного учреждения является:
- 1) Российская Федерация - в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения;
- 2) субъект РФ - в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта РФ;
- 3) муниципальное образование - в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.
Решение о создании негосударственной организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем).
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.
Негосударственная организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.
Отдельные виды деятельности могут осуществляться организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, предусмотренной учредительным документом, гражданам и юридическим лицам за плату, а также вести иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.
Казенные учреждения могут осуществлять приносящую доходы деятельность, но доходы, полученные ими от этой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы.
Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Финансовое обеспечение деятельности О.с.о. субъекта РФ осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ за счет средств бюджета субъекта РФ, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.
Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Автономное учреждение, в отличие от казенного и бюджетного учреждений, вправе открывать не только лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (финансовых органах), но и счета в кредитных организациях. Кроме того, учреждениям данного типа разрешено размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами.
Бюджетное учреждение, как и автономное, отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (за исключением недвижимого и особо ценного движимого).
Казенные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенных учреждений несет собственник имущества.
В государственных О.с.о. создаются попечительские советы. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом О.с.о. в соответствии с законодательством РФ на основании примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания.
Координация деятельности и общее методическое обеспечение проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере социального обслуживания осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ).
Н.Н. Стрельникова, Л.И. Кононова
Лит.: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”; Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования”; Топчий Л.В. Организация социального обслуживания населения. М., 2008; Управление в социальной работе: Учебник для бакалавров / Под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2014.
Введение
В настоящее время в России очень противоречивая и многоаспектная ситуации как морально-психологическая, социально – экономическая, так и духовная. Экономика нестабильна. Тенденции неблагополучия (в том числе социальной девиации) проявляется все сильнее. Численность людей с доходом ниже прожиточного минимума не уменьшается. Зато дифференциация населения по доходам обостряется. Все это требует того, чтобы государство и общественные объединения неправительственных организаций приняли должные меры. Во-первых, меры в сфере формирования системы обеспечения социальной безопасности и социальной защиты населения.
Одна из наиболее значимых тенденций социальной политики сегодня – это становление системы социального обслуживания, а также обширное применение в работе с населением современных технологий и методов. В одних работах социальное обслуживание населения анализируется как очень результативная социальная технология, которая способствует результативной социальной поддержке граждан в обстановке непростой социальной экономической ситуации, нелицеприятно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, в иных работах – как новейшая парадигма социальной работы, в третьих – как принципиально важный сектор социальной сферы.
Анализируя процесс становления социальной профессии, науки и практики, ее теоретики говорят, что в современных условиях социальное обслуживание уступает в качестве одной из парадигм социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности.
По мере быстрого формирования команд квалифицированных социальных работников и других специалистов в сфере социальной педагогики, социальной работы и психологии и создания и усовершенствования сети территориальных социальных служб возможность реализации социального обслуживания в условиях современной России становится реальной и заметной.
Социальное обслуживание понимается во всех странах мира по-разному, очень часто этот термин имеет различное содержание.
В «Законе о социальном обслуживании» в Финляндии под социальным обслуживанием понимают множество социальных услуг, средствами поддерживающих существование, социальных пособий и связанных с ними действий, служат укреплению социальной обеспеченности и способствуют развитию сообщества, семьи, отдельного человека.
Ситуация в российском социальном обслуживании показывает, что теоретическое обоснование содержания и сущности социального обслуживания семьи, женщин и детей, других категорий населения находится под защитой.
1. Система социального обслуживания
Система социального обслуживание населения определяется не просто совокупностью учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью составляющих, а именно: межведомственная взаимосвязь, определенный порядок взаимодействия органов социального обслуживания, обоснованные действия всех учреждений в пользу поддержки различных слоев населения; определенный способ устройства региональной упорядоченной множества учреждений, связанных общими функциями, целями, задачами; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, сопоставление усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, проявляющихся в основном в степени эффективности социальных услуг и удовлетворенности клиентов социальных служб.
Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» внесли новое представление о сущности социального обслуживания населения.
В статье 1 федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяется, что социальное обслуживание выражает собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских, социально правовых, социально-бытовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудном житейском положении. Статьи Закона, раскрывающие основное содержания видов социального обслуживания, а именно: социального обслуживания в стационарных условиях, материальной помощи, социального обслуживания на дому, предоставления временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативной помощи, социального патронажа граждан и семей – наиболее важны для общества.
Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» значительно расширяет и уточняет представление о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества.
Его цель – регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, что является одним из основных направлений усилий по социальной защите населения. «Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах» – так определяется предмет в этом законе.
Социальное обслуживание охватывает всю совокупность социальных услуг, предоставляемых инвалидам и гражданам пожилого возраста в учреждениях социального обслуживания (вне зависимости от форм собственности) на дому.
Основные принципы социального обслуживания: совокупность, конфиденциальность, гуманность, адресность, добровольность, приоритетность, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; соблюдение прав человека и гражданина.
Закон предоставляет возможность получения социальных услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей. Эти услуги включаются в территориальный и федеральный перечень социальных услуг, обеспеченных государством.
Термин «социальное обслуживание» описывает некоторый идеальный объект. Исходя из системных его свойств, социальное обслуживание – это множество подсистем и элементов. С другой точки зрения, социальное обслуживание является видом социальной деятельности, реализующейся по средствам сети социальных служб, взаимодействующих друг с другом для достижения переходных и конечных целей предоставления социальных услуг клиентам.
1.1 Понятие и принципы социального обслуживания
Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для ее функционирования: Федеральный закон от 10.12.95 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Федеральный закон от 02.08.95 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и др.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальное обслуживание государственными социальными службами предоставляется бесплатно (в объемах, определенных государством):
o Несовершеннолетним детям, которые пребывают в трудной жизненной ситуации по причине инвалидности, конфликтов и жестокого обращения в семье, болезни, сиротства, безнадзорности, мало обеспеченности и т.д.
o Гражданам, не способным к самообслуживанию по причине инвалидности, преклонного возраста, болезни, или если они не имеют родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, – при условии, что среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации из-за безработицы, стихийных бедствий, катастроф;
Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация.
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.
Право на социальное обслуживание имеют:
· граждане РФ;
· иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.
1.2 Принципы социального обслуживания
Социальное обслуживание основывается на следующих принципах.
Адресность , т.е. предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах – миграционная служба, о лицах без определенного места жительства – органы внутренних дел и пр.
Доступность . Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.
Блок I
Основы организационно-административной деятельности социальных учреждений
Лекция №1: Опыт административной деятельности учреждений в системе социальных служб и направления его развития
1. Особенности деятельности учреждений социального обслуживания в системе социальных служб
2. Общие правила организации и принципы деятельности социальных учреждений
3. Организация социального обслуживания населения на муниципальном (районном) уровне
Особенности деятельности учреждений социального обслуживания в системе социальных служб
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» «Государственная система социальных служб – система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Социальное обслуживание может проводиться также предприятиями и учреждениями иных форм собственности либо гражданами, занимающимися педпринимательской деяетельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
В систему социальных служб входят следующие учреждения:
1. Центры социального обслуживания населения;
2. Комплексные центры социального обслуживания населения;
3. Территориальные центры социальной помощи семье и детям;
4. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
5. Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
6. Социальные приюты для детей и подростков;
7. Центры психолого-педагогической помощи населению;
8. Центры экстренной психологической помощи по телефону;
9. Центры реабилитации инвалидов4
10. Центры реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;
11. Дома ночного пребывания;
12. Специализированные дома для одиноких престарелых;
13. Геронтологические центры;
14. Иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Согласно ГОСТу Р 52498-2005, учреждения социального обслуживания населенеия классифицируют по следующим основным признакам (критериям):
· форма собственности учреждений;
· типы учреждений;
· виды учреждений;
По форме собственности учреждения подразделяются на государственные и иных форм собственности (негосударственны).
Государственные учреждения – это учреждения, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти этих субъектов.
Учреждения иных форм собственности (негосударственные) – это учреждения, учредителями которых являются благотворительные, общественные, религиозные и другие организации или отдельные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:
· стационарные;
· полустационарные;
· нестационарные;
· комплексные;
· учреждения социального обслуживания на дому;
· учреждения срочного социального обслуживания;
· учреждения срочного социально-консультационной помощи.
Система социальных учреждений на территории административной единицы РФ должна строиться по схемам, позволяющим обеспечить всем гражданам доступность социальных услуг и предоставление этих услуг в соответствии с требованиями государственных стандартов, обеспечивающих нормативную основу практической деятельности данных учреждений:
1. ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения»;
2. ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»;
3. ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»;
4. ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения»;
5. ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания»;
6. ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания»;
7. ГОСТ Р 52880-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»;
8. ГОСТ Р 52881-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей»;
9. ГОСТ Р 52882-2007 «Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания»;
10. ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания»;
11. ГОСТ Р 52884-2007 «Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам»;
12. ГОСТ Р 52885-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье»;
13. ГОСТ Р 52886-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам».
Государственный стандарт социального обслуживания населения – установленный национальным стандартом государственный эталон, образец различных сторон деятельности социальных служб по социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
К основным видам социального обслуживания относят:
2. Социальный патронаж
3. Социальное обслуживание в стационарных условиях
4. Предоставление временного приюта
5. Организацию дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания
6. Консультативную помощь
7. Реабилитационные услуги
Основными функциями социального обслуживания, реализуемыми в рамках работы учреждений социального обслуживания и по сути выступающими базой их миссии, являются:
1. Функция социальной помощи
2. Функция консультирования
3. Функция социального проектирования и реабилитации
4. Функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных потребностей, в рамках которой можно выделить три относительно самостоятельных направления:
5. Функция участия в реализации мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов
Социальные услуги предоставляются на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения в соответствующие органы или учреждения социальной защиты населения (в том числе в учреждения иных форм собственности), которые принимают по данному обращению решение о предоставлении запрашиваемых услуг.
При получении социальных услуг граждане должны иметь право на:
· выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;
· информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
· уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
· конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг
· защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке
· отказ от социальных услуг
Подытоживая лекцию, стоит сделать вывод о том, что деятельность социальных учреждений в системе социальных служб РФ регламентирована и проходит государственную стандартизацию как видов учреждений, так и качества предоставляемых социальных услуг.