Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Назначение судебно экономической экспертизы. Порядок назначения судебно-экономической экспертизы

Заключение эксперта подлежит оценке следователем, дознавателем, прокурором, судом, лицом или органом, рассматривающим дело об административном правонарушении.

Заключение для суда и следствия не обязательно и оценивается по общим правилам и требованиям оценки доказательств, т.е. заключение эксперта-бухгалтера приравнивается к другим доказательствам по делу. Оно оценивается так же, как другие доказательства.

Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным для оценки доказательств. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу. Правила оценки заключения судебной экспертизы приводятся в статьях УПК «Правила оценки доказательств» и ГПК «Оценка доказательств».

В соответствии с нормами процессуального права каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения дела. Следовательно, заключение эксперта по уголовному делу должно быть оценено следственными органами с четырех позиций:

1) относимости по отношению к расследуемому делу;

2) допустимости в сравнении с другими доказательствами;

3) достоверности на соответствие действительности;

4) достаточности с позиций разрешения дела.

В гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве заключение эксперта-бухгалтера оценивается аналогичным образом. Суд может оценить его по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании заключения и имеющихся в деле доказательств.

Можно обозначить несколько принципиальных критериев

оценки заключения эксперта, которые приводятся в кодексах. В процессе оценки заключения эксперта необходимо:

Убедиться в том, что оно подготовлено экспертным учреждением или лицом, которые уполномочены представлять заключение судебно-бухгалтерской экспертизы;

Убедиться в том, что оно подписано лицом (лицами), имеющим право скреплять документ подписью, содержит все другие неотъемлемые реквизиты этого вида доказательств;

Проверить доброкачественность материалов, предоставленных в распоряжение эксперта.

Учитывая процессуальные требования, можно выделить несколько направлений оценки заключения эксперта-бухгалтера:



1. Соблюдение процессуального порядка подготовки, назначения и проведения экспертизы: заключение эксперта должно отвечать процессуальным требованиям. Его структура и содержание должны соответствовать процессуальным правилам составления заключения. При проведении экспертизы должны быть соблюдены все процессуальные нормы.

2. Соответствие заключения вопросам, сформулированным в определении (постановлении) о назначении экспертизы: необходимо сверить формулировки вопросов в заключении и постановлении (определении) правоохранительных органов. Эксперт должен проконтролировать тождественность вопросов.

3. Наличие логики и последовательности в изложении фактов, доказательств и выводов: эксперт должен соблюдать последовательность рассмотрения материалов дела, т.е. каждый вопрос следует раскрывать по порядку. Выводы эксперта должны быть взаимоувязаны с процессами хозяйственной деятельности, отраженными в бухучете. Содержание заключения не должно противоречить достоверным фактам, которые отражены в первичных документах, учетных регистрах, отчетности.

4. Объективность заключения: выводы эксперта должны подтверждаться установленными им фактами и документами и основываться на данных бухучета и отчетности. Эксперт может опираться на другую предоставленную ему информацию, если она имеет юридическую силу, документально подтверждена и не противоречит выводам эксперта.

5. Выводы следует подтверждать соответствующими комментариями к нормативным документам по расследуемому делу и подкреплять ссылками на законы, постановления, приказы и пр. Отсутствие ссылок позволяет при оценке экспертизы усомниться в объективности выводов эксперта.

6. Определение полноты заключения эксперта: заключение должно содержать информацию об исследовании объекта экспертизы со всех возможных сторон. При этом следует использовать разнообразную информационную базу или бухгалтерские документы. Эксперт может применить несколько традиционных методик проверки. Наличие нескольких вариантов исследования вопроса позволит оценить полноту результатов экспертизы.



7. Научная обоснованность: эксперт должен опираться на специальные методы исследования. При этом следует указать метод, прием или процедуру, которые использовались при проведении экспертизы. Следует избегать нетрадиционных и сомнительных приемов. Также выводы могут быть обоснованы аналитическими расчетами. Ценность заключения возрастает при параллельном применении аналитических и документальных приемов проверки.

8. Конкретность заключения: в нем не должно быть различных толкований вопросов. Необходимо дать однозначный ответ на поставленный вопрос, подкрепленный доказательствами. Ответы должны звучать четко, точно, кратко, конкретно.

9. Характер изложения и стиль: заключение должно быть доступно для понимания. Если оно непонятно, использованы сложные термины и не дана их интерпретация, эксперт может быть вызван для допроса.

Выводы эксперта-бухгалтера могут противоречить другим доказательствам, собранным по делу. Расхождения связаны с двумя причинами: наличием возможных ошибок в заключении эксперта-бухгалтера; недостоверностью других доказательств при истинности выводов эксперта. В этих случаях субъекты, назначившие экспертизу, оценивают заключение по своему внутреннему убеждению во взаимосвязи со всеми имеющимися доказательствами по делу.

Результатом оценки заключения эксперта-бухгалтера может быть признание его:

Полным, научно обоснованным и пригодным для использования в доказывании в полном объеме;

Недостаточно ясным или неполным, требующим дополнительного исследования некоторых объектов. В этом случае назначается дополнительная экспертиза;

Необоснованным, вызывающим сомнение в его правильности. В этом случае мотивированным определением или постановлением назначается повторная экспертиза.

Суд или следователь могут не согласиться с выводами эксперта и, не назначая повторной экспертизы, решить дело на основании других доказательств, если они в совокупности позволяют сделать истинный вывод о действительных фактических обстоятельствах по делу.

Результаты оценки заключения правоохранительные органы обязаны отразить в своем решении. При этом в решении приводятся:

Мотивы, по которым заключение эксперта отвергнуто, а другие доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда (следствия). Может сложиться другая ситуация, когда заключение эксперта является основным доказательством по делу, а другие доказательства не принимаются к рассмотрению;

Основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед заключением эксперта, и наоборот.

В мотивированной части решения должны содержаться убедительный анализ недостатков экспертного заключения и доводы, почему оно отвергается.


Планирование процесса судебно-экономической экспертизы.

Процессуальными нормами предусмотрены сроки рассмотрения уголовных и гражданских дел.

Определениями и постановлениями о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы в числе других задач предусматривается срок проведения экспертизы, т.е. дата начала и дата ее окончания, и представления заключения эксперта-бухгалтера. Руководитель государственного или негосударственного судебно-экспертного учреждения, выдавая задание эксперту или группе экспертов, придерживаются сроков, установленных в постановлении или определении.

Для того чтобы задание на проведение экспертизы выполнить в сроки и в полном объеме, эксперт-организатор, являющийся руководителем группы экспертов-бухгалтеров (если экспертиза проводится несколькими экспертами), или сам эксперт составляют план-график проведения судебно-бухгалтерской экспертизы.

Требования к составлению плана проведения судебно-бухгалтерской экспертизы процессуальным законодательством не регламентируются. Необходимость планирования обусловлена объективными причинами.

Планирование экспертом своей работы позволяет:

Соблюдать сроки экспертного производства;

Уделить необходимое внимание всем сторонам дела;

Выполнить работу с оптимальными затратами, качественно и своевременно;

Эффективно распределить работу между членами группы экспертов, участвующих в проверке;

Координировать работу экспертов;

Выявить события, операции, документы, информацию, которые могут оказать существенное влияние на выводы эксперта и исход дела.

Планирование процесса судебно-бухгалтерского экспертного может осуществляться на основании принципов планирования, применяемых в аудиторской практике, но с учетом требований процессуального законодательства. Такое планирование регулируется федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита».

Планирование является начальным этапом проведения судебно-бухгалтерской экспертизы. На основе плана-графика разрабатывается программа судебно-бухгалтерской экспертизы, в которой могут определяться объем, виды и последовательность осуществления экспертных процедур, необходимых для формирования у экспертов-бухгалтеров объективного и обоснованного мнения об организации бухучета экономического субъекта.

Программа экспертизы является набором инструкций для эксперта, выполняющего исследование, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В процессе разработки программы эксперту следует учитывать направления исследования вопросов, которые поставлены правоохранительными органами. Исследование вопросов может быть самостоятельно детализировано экспертом в зависимости от предмета экспертизы (например, вопрос предполагает проведение документальной экспертизы и арифметическую проверку данных).

Планирование судебно-бухгалтерской экспертизы должно осуществляться экспертом-бухгалтером в соответствии с общими принципами проведения экспертного исследования, а также с учетом следующих частных требований планирования:

Комплексности – обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов экспертного исследования;

Эффективности – увязка всех этапов планирования по срокам, по кругу анализируемых вопросов, по перечню исследуемых объектов;

Оптимальности – обеспечение вариантности планирования для выбора оптимального плана, позволяющего сократить сроки экспертизы и оптимизировать эффективность экспертного результата.

Комплект тестов

Дисциплины

Уровень профессионального образования: высшее профессиональное образование первого уровня – магистратура

Направление подготовки (специальность): 40.04.01 Юриспруденция

Профиль «Правовое обеспечение экономической, управленческой и

экспертной деятельности»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: (заочная)

Тула 2016 г.

Комплект тестов учебной дисциплины «Судебно-экономическая экспертиза» составлены к.ю.н. доцент кафедры судебной экспертизы и таможенного дела Звезда И.И. и обсуждена на заседании кафедры судебной экспертизы и таможенного дела Института права и управления (протокол №1 заседания кафедры от «31» августа 2016 г.)

Разработчик(и) дисциплины (модуля) _______________________

личная подпись(и)

*г) бухгалтерская;

д) компьютерно-технические.

5. Эксперт имеет право:

7. Бухгалтерский документ это:

а) частное лицо;

*б) некомпетентен;

*в) все указанные органы.

11. Когда проводится повторная документальная ревизия?

а) заключением;

б) постановлением;

в) описью;

*г) актом;

д) сличительной ведомостью.

14. В течение какого времени, после получения постановления следователя о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы, должен быть выделен эксперт?

*а) незамедлительно;

б) в течение 1 дня;

в) в течение 5 дней;

г) в течение 1 месяца.

*в) все перечисленные случаи;

а) справку;

б) постановление;

*в) мотивированное сообщение.

21. Допускается ли в заключении эксперта рассматривать вопросы, касающиеся юридической квалификации и субъективной стороны преступления?

22. Является ли причиной для самоотвода эксперта его участие в производстве по уголовному делу в качестве специалиста?

а) да, по своему усмотрению;

г) только показания эксперта.

28. В какой срок акт ревизии, проведенной по инициативе ктрольно-ревизионного органа, в результате которой выявлены факты правонарушения в сфере экономики, предоставляется в правоохранительный орган?

*а) 10-дневный срок;

б) через 1 месяц;

б) формальная проверка;

в) хронологический анализ;

г) сравнительный анализ.

31. Каким нормативным актом предусмотрено назначение судебной экспертизы органами предварительного следствия?

32. Предмет судебно-экономической экспертизы составляют явления,

33. Основными задачами судебно-экономической экспертизы являются:

*Г) Все ответы верны.

34. Объектами исследования эксперта являются:

Б) материалы инвентаризаций

*В) оба ответа верны.

35. Исследовательская часть заключения эксперта:

36. Различают следующие основания для самоотвода эксперта:

*Г) Все ответы верны.

37. Эксперт имеет следующие права:

38. Эксперт не обязан:

им заключения

39. Основными видами хозяйственного учета являются:

*А) управленческий учет

*Б) бухгалтерский учет

В) статистический учет

40. К защитным функциям бухгалтерского учета относятся:

А) следообразующая

*Б) охранительная

*В) превентивная

Г) распределительная

41. К распорядительным документам относятся:

*А) приказ

*Б) распоряжение

*В) предписание

Г) накладная

42. К подложным документам относятся:

*А) фальсифицированные

Б) неправильно оформленные

В) первичные

43. Изъятие бухгалтерских документов могут осуществить:

*А) органы внутренних дел

Б) налоговая инспекция

Г) таможенное управление

44. За организацию и состояние бухгалтерского учета на предприятии

несет ответственность:

А) руководитель

*Б) главный бухгалтер

45. При выявлении хищений из фонда заработной платы на промышленном предприятии используются следующие документы:

А) платежные ведомости*

В) документы отдела кадров

Г) материальные отчеты

46. Какие виды судебных экспертиз относятся к экономическим :

а) экспертиза продовольственных товаров

*г) бухгалтерская;

д) компьютерно-технические.

47. Какие виды экспертиз относятся к судебно-бухгалтерской экспертизе:

*а) экспертизы данных управленческого учета;

*б) экспертизы исполнения налоговых обязательств;

в) экспертизы управленческих решений.

48.Какие виды экспертиз относятся к финансово-экономической экспертизе:

*а) экспертизы записей о существе хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;

б) экспертизы отдельных показателей производственной деятельности (в частности, экономико-трудовая экспертиза);

*в) экспертизы расчетных операций, связанных с изменением имущества предприятия.

49. Какие задачи решаются в рамках судебно-бухгалтерской экспертизы:

а) определение обоснованности расчета плановой себестоимости единицы выпускаемого продукта;

*б) выявление фактов искажения учетных данных и определение их характера;

*в) определение степени влияния установленных следствием фактов интеллектуального подлога на финансовые результаты деятельности предприятия.

50. Эксперт имеет право:

а) самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования;

*б) отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных бухгалтерских познаний;

в) давать заведомо ложное заключение;

*г) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы.

51. Общими объектами исследования эксперта являются:

*а) первичные и сводные бухгалтерские документы;

б) протоколы изъятия документов и постановления о приобщении их к делу;

*в) документы бухгалтерского оформления (бухгалтерские проводки, накопительные ведомости);

г) акты документальной ревизии заключения экспертов в других областях знаний.

52. Бухгалтерский документ это:

а) любой материальный носитель данных об объектах учета;

б) любой материальный носитель данных об объектах бухгалтерского учета;

в) нет понятия «бухгалтерский» документ;

*г) материальный носитель данных об объектах бухгалтерского учета, который позволяет юридически доказательно подтвердить право и факт совершения операции.

53. Документы можно квалифицировать по признакам:

а) по назначению, способу охвата операций, по месту составления;

б) по назначению, строению, месту составления и по объему информации;

в) на распорядительные и оправдательные;

*г) по назначению, способу охвата операции, строению, месту составления, способу составления и структуре.

54. При каких обстоятельствах исключается участие эксперта в производстве по уголовному делу, если:

а) частное лицо;

*б) некомпетентен;

*в) участвует в качестве специалиста;

*г) если он находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей.

55. Какие органы вправе проводить вневедомственные документальные ревизии?

а) контрольно-ревизионные управления Минфина РФ;

б) органы государственной налоговой службы;

*в) все указанные органы.

56. Когда проводится повторная документальная ревизия?

а) в ситуации, если не проводилась инвентаризация;

б) в любых случаях по усмотрению органа дознания, следователя;

*в) в ситуации, когда установлен низкий методический уровень первичной ревизии и недобросовестности ревизора по любым мотивам.

57. Каким документом оформляется результаты документальной ревизии?

а) заключением;

б) постановлением;

в) описью;

*г) актом;

д) сличительной ведомостью.

58. Предупреждается ли ревизор об уголовной ответственности за составление заведомо ложного акта?

59. В течение какого времени, после получения постановления следователя о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы, должен быть выделен эксперт?

*а) незамедлительно;

б) в течение 1 дня;

в) в течение 5 дней;

г) в течение 1 месяца.

60. В каких случаях эксперт-бухгалтер обязан проводить судебно-бухгалтерскую экспертизу?

а) если он может ответить хотя бы на один вопрос, поставленный перед ним следователем;

*б) только в случаях, если он может ответить на все вопросы, поставленные перед ним следователем.

61. Может ли эксперт-бухгалтер применять методы фактической проверки?

в) только в случаях, если это указано в задании.

62. Что может являться основанием отвода эксперта по делу?

а) обнаружение его некомпетентности;

б) нахождение эксперта-бухгалтера в служебной или иной зависимости от сторон и их представителей;

*в) все перечисленные случаи;

г) участие его в данном деле в качестве специалиста-бухгалтера.

62. Какой документ составляет эксперт, когда не может дать заключение по поставленным перед ним вопросам?

а) справку;

б) постановление;

*в) мотивированное сообщение.

64. Имеет ли право эксперт знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету экспертизы?

65. Имеет ли право подозреваемый, обвиняемый знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы?

в) по усмотрению органов предварительного расследования.

66. Допускается ли в заключении эксперта рассматривать вопросы, касающиеся юридической квалификации и субъективной стороны преступления?

67. Является ли причиной для самоотвода эксперта его участие в производстве по уголовному делу в качестве специалиста?

68. Вправе ли специалист задавать вопросы участникам следственного действия?

а) да, по своему усмотрению;

*б) да, но только с разрешения дознавателя, следователя, прокурора, и суда;

69. Когда назначается дополнительная судебно-бухгалтерская экспертиза?

а) при несоответствии между выводами проведенной по требованию следователя (суда) ревизии и другими материалами дела;

б) при обоснованном ходатайстве обвиняемого о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы;

*в) при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела.

70. Когда назначается повторная судебно-бухгалтерская экспертиза?

*а) в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличии противоречий в выводах эксперта;

б) в случае, если первичная ревизия проведена ведомственными органами.

71. Допускается ли использование в качестве доказательств заключения эксперта и показания эксперта?

в) только заключение эксперта;

г) только показания эксперта.

72. Могут ли первичные документы быть изъяты работниками правоохранительных органов?

73. В какой срок акт ревизии, проведенной по инициативе ктрольно-ревизионного органа, в результате которой выявлены факты правонарушения в сфере экономики, предоставляется в правоохранительный орган?

*а) 10-дневный срок;

б) через 1 месяц;

в) по усмотрению руководителя контрольно-ревизионного управления.

74. Какие приемы используются при проверке взаимосвязанных документов?

*а) встречная проверка, взаимный контроль;

б) формальная проверка;

в) хронологический анализ;

г) сравнительный анализ.

75. Какие приемы используются при проверке отдельного бухгалтерского документа?

а) взаимный контроль и хронологический анализ;

*б) формальная, нормативная и арифметическая проверки;

в) сравнительный анализ и встречная проверка.

76. Каким нормативным актом предусмотрено назначение судебной экспертизы органами предварительного следствия?

а) Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»;

б) Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

*в) Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

77. Предмет судебно-экономической экспертизы составляют явления,

характеризующиеся следующими признаками:

*А) Связанными с хозяйственной деятельностью

Б) Находящие отражение в бухгалтерском учете

В) Определяется вопросами, поставленными следователем (судом)

78. Основными задачами судебно-экономической экспертизы являются:

А) проверка и установление наличия или отсутствия недостачи, излишков,

материальных ценностей, а также размера причиненного ущерба.

Б) проверка документальной обоснованности расходов товарно-материальных ценностей и денежных средств

В) проверка и определение факта совершения хозяйственных операций, не

получивших отражение в данных бухгалтерского учета

*Г) Все ответы верны.

79. Объектами исследования эксперта являются:

А) первичные и сводные бухгалтерские документы

Б) материалы инвентаризаций

*В) оба ответа верны.

80. Исследовательская часть заключения эксперта:

А) содержит основания для экспертизы, обстоятельства дела и исходные

данные, имеющие значение для дачи заключения

*Б) содержит методы, применяемые при исследовании поставленного вопроса.

81. Различают следующие основания для самоотвода эксперта:

А) участие эксперта-бухгалтера в данном деле в ином качестве

Б) нахождение бухгалтера-эксперта в служебной или иной зависимости от

обвиняемого, потерпевшего, ответчика

В) некомпетентность бухгалтера-эксперта

*Г) Все ответы верны.

82. Эксперт имеет следующие права:

*А) знакомиться с материалами дела

*Б) дать ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов

*В) обжаловать в установленном порядке действия и решения следователя,

нарушающие права и законные интересы эксперта

Г) выполнять встречные проверки на других предприятиях.

83. Эксперт не обязан:

А) явиться по вызову следователя для разъяснения или дополнения данного

им заключения

*Б) не заявить самоотвод в случаях, предусмотренных законом.

84. Основными видами хозяйственного учета являются:

*А) управленческий учет

*Б) бухгалтерский учет

В) статистический учет

Г) оперативно-технический учет

85. К защитным функциям бухгалтерского учета относятся:

А) следообразующая

*Б) охранительная

*В) превентивная

Г) распределительная

86. К распорядительным документам относятся:

*А) приказ

*Б) распоряжение

*В) предписание

Г) накладная

87. К подложным документам относятся:

*А) фальсифицированные

Б) неправильно оформленные

В) первичные

88. Изъятие бухгалтерских документов могут осуществить:

*А) органы внутренних дел

Б) налоговая инспекция

В) административные органы управления

Г) таможенное управление

89. За организацию и состояние бухгалтерского учета на предприятии

несет ответственность:

А) руководитель

*Б) главный бухгалтер

90. При выявлении хищений из фонда заработной платы на промышленном предприятии используются следующие документы:

А) платежные ведомости*

Б) расчетно-платежные ведомости*

В) документы отдела кадров

Г) материальные отчеты

91. Какие виды судебных экспертиз относятся к экономическим :

а) экспертиза продовольственных товаров

*г) бухгалтерская;

д) компьютерно-технические.

92. Какие виды экспертиз относятся к судебно-бухгалтерской экспертизе:

*а) экспертизы данных управленческого учета;

*б) экспертизы исполнения налоговых обязательств;

в) экспертизы управленческих решений.

93. Какие виды экспертиз относятся к финансово-экономической экспертизе:

*а) экспертизы записей о существе хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;

б) экспертизы отдельных показателей производственной деятельности (в частности, экономико-трудовая экспертиза);

*в) экспертизы расчетных операций, связанных с изменением имущества предприятия.

94. Какие задачи решаются в рамках судебно-бухгалтерской экспертизы:

а) определение обоснованности расчета плановой себестоимости единицы выпускаемого продукта;

*б) выявление фактов искажения учетных данных и определение их характера;

*в) определение степени влияния установленных следствием фактов интеллектуального подлога на финансовые результаты деятельности предприятия.

95. Эксперт имеет право:

а) самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования;

*б) отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных бухгалтерских познаний;

в) давать заведомо ложное заключение;

*г) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы.

96. Общими объектами исследования эксперта являются:

*а) первичные и сводные бухгалтерские документы;

б) протоколы изъятия документов и постановления о приобщении их к делу;

*в) документы бухгалтерского оформления (бухгалтерские проводки, накопительные ведомости);

г) акты документальной ревизии заключения экспертов в других областях знаний.

97. Бухгалтерский документ это:

а) любой материальный носитель данных об объектах учета;

б) любой материальный носитель данных об объектах бухгалтерского учета;

в) нет понятия «бухгалтерский» документ;

*г) материальный носитель данных об объектах бухгалтерского учета, который позволяет юридически доказательно подтвердить право и факт совершения операции.

98. Документы можно квалифицировать по признакам:

а) по назначению, способу охвата операций, по месту составления;

б) по назначению, строению, месту составления и по объему информации;

в) на распорядительные и оправдательные;

*г) по назначению, способу охвата операции, строению, месту составления, способу составления и структуре.

99. При каких обстоятельствах исключается участие эксперта в производстве по уголовному делу, если:

а) частное лицо;

*б) некомпетентен;

*в) участвует в качестве специалиста;

*г) если он находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей.

100. Какие органы вправе проводить вневедомственные документальные ревизии?

а) контрольно-ревизионные управления Минфина РФ;

Таким образом, в соответствии с предметом судебно-экономической экспертизы к ее объектам по уголовным делам относятся документы, имеющие юридическое значение для судебной защиты имущественных прав и не соответствующие фактическим обстоятельствам предпринимательской деятельности в связи с безвозмездным изъятием доходов у субъекта предпринимательской деятельности как потерпевшей от преступления стороны.

Поскольку в гражданском процессе доказательствами являются достоверные документы, представляется, что и к объектам судебно-экономической экспертизы по гражданским делам относятся также указанные достоверные документы.

Следуя логике предмета экспертного исследования по гражданским делам, можно утверждать, что к объектам экспертизы наряду с балансом организации относятся только те первичные документы, которыми подтверждаются убытки, причиненные стороне-истцу в связи с невыполнением договорных обязательств стороной-ответчиком.

Как показывает практика производства экспертиз, весьма важное значение наряду с объектами экспертизы имеют иные материалы дела , содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы. Изучение иных материалов дела позволяет эксперту укрепиться в выводах из исследования своих собственных объектов, лучше вникнуть в фабулу дела, тем самым предупредить возможные ошибки при исследовании объектов. Часто “своих” объектов бывает недостаточно для дачи заключения. В этом случае эксперт исследует относящиеся к предмету экспертизы исходные данные, содержащиеся в других материалах дела.

Иные материалы дела, содержащие исходные данные, относящиеся к предмету судебно-экономической экспертизы, включают в себя протоколы допросов с показаниями обвиняемых, свидетелей, потерпевших.

Протоколы допросов содержат сведения о фактах предпринимательской деятельности, которые не содержатся в объектах исследования по данному уголовному делу. К ним, например, относятся сведения о фактах продажи (реализации) товаров (продукции, работ, услуг), расчетов исследуемой организации с поставщиками или другими сторонними организациями, фактах натурального продуктообмена (товарообменных операций), принятых в организации формах бухгалтерского учета и порядке документооборота, соответствии сведений кассового и других участков учета исследуемой организации первичным документам, соответствии начисленной амортизации стоимости основных производственных фондов, срокам их окупаемости и нормам амортизации и другие.

Эксперт не дублирует показания, а отбирает из показаний относящиеся к предмету экспертизы исходные данные, исследует их и делает выводы относительно предмета экспертизы. Так, весьма важно отбирать из показаний свидетелей только сведения о фактах хозяйственных операций и абстрагироваться от определений характера гражданско-правовых сделок между субъектами предпринимательской деятельности. В противном случае можно сделать неверный вывод о причиненном ущербе.

Например, в одном уголовном деле исходные данные для дачи заключения о сумме причиненного государству ущерба содержались только в протоколах допросов свидетелей. При этом свидетелями употребляются термины, включая разные письменные формы договоров гражданско-правового характера, для показаний по поводу одной и той же сделки, в том числе “маркетинговые услуги”, “посреднические операции”, “взыскание дебиторской задолженности” и другие. Только абстрагирование от гражданско-правовых характеристик позволило эксперту сделать вывод о том, что коммерческой организацией оказывались специфические услуги по принуждению к погашению кредиторской задолженности в пользу поставщика со стороны потребителей за отпущенную электроэнергию. Доходы от оказания этих услуг составили разницу между стоимостью отпущенных в счет оплаты электроэнергии товаров народного потребления и стоимостью этих товаров, переданных коммерческой организацией кредитору – поставщику электроэнергии.

В целом возможны следует обозначить правила, которыми должны пользоваться судебные эксперты для работы с показаниями свидетелей:

  • выделение из протоколов допросов сведений о фактах товародвижения и встречного движения денег;
  • обязательное абстрагирование (непринятие во внимание) от гражданско-правовой формы взаимоотношений с другими субъектами предпринимательской деятельности;
  • четкое определение конкретного предмета продаж для данного субъекта предпринимательской деятельности (конкретный вид продукции, товара, работы или услуги);
  • определение доходов от продаж данного предмета продаж согласно имеющимся сведениям и в соответствии с объективным балансом взаимоотношений между продавцами и покупателями;
  • непринятие во внимание частного мнения свидетеля по поводу сведений о фактах взамен самих фактов товародвижения и движения денег.

Выводы эксперта из исследования показаний свидетелей могут быть истинными при условии признания следователем или судом правильными представленных эксперту исходных данных.

Объекты исследования и иные материалы дела, исследуемые экспертом-экономистом, включают в себя копии, ксерокопии, вторые и третьи экземпляры документов, имеющие значение для дела и приобщенные к делу в качестве доказательств. Эти документы исследуются при условии проверки их доказательственной силы средствами судебно-экономической экспертизы или другими следственными действиями.

Так, Российское гражданское процессуальное право не содержит ограничений в использовании производных доказательств. Однако закон подчеркивает, что письменные доказательства, как правило, представляются в подлиннике. Если представлена копия документа, суд вправе в случае необходимости потребовать представление подлинника.

При уничтожении подлинных первоначальных доказательств установление истины на основании производных выступает как необходимость. Закон обязывает стремиться к получению первоначальных доказательств в случае сомнений в правильности производных; при исследовании доказательств необходимо проведение проверки условий формирования производных доказательств и обстоятельств, влияющих на их достоверность.

Судья (суд) не может отказать в приобщении к делу доказательств по причине того, что они не являются первоисточниками. Достоверность как первоначальных, так и производных доказательств оценивается судом в результате сопоставления тех и других со всеми материалами дела.

1.3. Производство судебно-экономических экспертиз

Порядок назначения судебно-экономической экспертизы

Основаниями производства судебно-экономической экспертизы являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего постановления или определения.

Экспертиза в стадии предварительного следствия может назначаться как органом дознания, так и следователем. Однако после возбуждения дела органы дознания обязаны провести лишь неотложные следственные действия по выявлению и закреплению следов преступления, после чего передают дело следователю. Поэтому в подавляющем числе случаев судебно-экономическая экспертиза назначается именно следователем. На следователя в соответствии со ст. 69 УПК возлагается обязанность собирания доказательств, на основе которых устанавливаются наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, и иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются показаниями свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, заключением эксперта, вещественными доказательствами, протоколами следственных и судебных действий и иными документами.

Согласно ст. 69 УПК заключение эксперта является доказательством, а экспертиза - процессуальным действием по его получению. Имеющиеся в деле акты, справки, заключения о результатах ведомственного исследования какого-либо обстоятельства, именуемые экспертизой (например, о недостаче ТМЦ и т.п.), хотя бы и полученные по запросу органов следствия или суда, но не отвечающие требованиям правил проведения судебно-экономической экспертизы, не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении судебной экспертизы.

Следователь может назначить экспертизу, если при производстве предварительного расследования необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле и если возникает необходимость в более компетентном анализе и истолковании собранных фактических данных, характеристике хода определенных процессов, связанных с делами, по которым предварительно уже проведена ревизия (ст.78 УПК).

Наиболее существенными основаниями для назначения судебном. бухгалтерской экспертизы являются:

  • необходимость исследования вопросов, требующих применения специальных познаний эксперта-экономиста;
  • недоброкачественное проведение ревизии, выразившееся в наличии противоречий между актом ревизии и другими материалами дела, противоречий в выводах ревизоров при проведении первоначальной, повторной или дополнительной ревизий;
  • обоснованное ходатайство обвиняемого о назначении судебно-экономической экспертизы;
  • заключение экспертов других специальностей о необходимости проведения судебно-экономической экспертизы.

Назначение судебно-экономической экспертизы в соответствии со ст. 79 УПК не является обязательным и отнесено на усмотрение следователя. Кроме того, следователь вправе приостановить или прекратить проведение экспертизы по своей инициативе или на основании заявлений участников процесса (в том числе и эксперта) на любой стадии ее производства. Эти функции могут выполнить также руководители следственных подразделений и прокуроры, осуществляющие надзор за следствием.

После принятия решения о проведении экспертизы следователь оценивает с точки зрения достаточности и полноты материалы дела и собирает для экспертизы дополнительные данные, без которых ее проведение невозможно. Собранный материал анализируется следователем и только после этого выносится постановление о назначении судебно-экономической экспертизы, в котором перечисляются вопросы, подлежащие разрешению экспертом. Следователь, суд не должны допускать постановку перед экспертом правовых вопросов, не входящих в его компетенцию (например, имело ли место хищение, недостача, кто виновен в растрате и т.п.). Материалы, необходимые эксперту-экономисту по каждому конкретному делу, устанавливает следователь. Однако представление дополнительных материалов может осуществляться и после назначения экспертизы, если об этом ходатайствует эксперт.

Признав собранные для производства экспертизы материалы достаточными, следователь назначает экспертизу.

Процессуальным актом, реализующим это решение, является постановление следователя о назначении экспертизы. Следователь, суд не вправе заменять постановление, определение о назначении экспертизы другими документами, не предусмотренными законом (сопроводительным письмом, списком вопросов эксперту и т.п.).

Постановление по своему содержанию состоит из вводно-описательной и резолютивной части.

Первая из них должна содержать следующие обязательные реквизиты: время и место составления постановления; классный чин или воинское звание следователя, его фамилию; наименование следственного органа; при назначении судебно-экономической экспертизы судом в определении указываются наименование суда, фамилии судьи и заседателей; № дела; указывается место и дата составления постановления.

В резолютивной части объявляется решение следователя о назначении экспертизы, фамилия эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза, излагаются вопросы, поставленные перед экспертом к разрешению в ходе исследования, и описываются предоставляемые в распоряжение эксперта материалы. В перечне материалов указываются: объекты исследования; образцы для сравнения; следственные материалы, знание которых необходимо эксперту. Указывается также местонахождение документов и объектов.

Способы производства экспертизы определяются, как правило, экспертом. Однако следователь правомочен исходя из обстоятельств дела указать в постановлении на необходимость определенного способа исследования (например, встречной проверки документов).

Предварительное следствие должно быть закончено в соответствии со ст. 133 УПК не позднее чем в двухмесячный срок. Поэтому если объем экспертной работы велик, то для ускорения проведения экспертизы по инициативе следователя или руководителя экспертного учреждения к экспертизе привлекаются несколько экспертов одной специальности.

Назначение судебной экспертизы судом - сложный процесс, который является результатом реализации как инициативы участвующих в деле лиц, так и правомочий суда.

При назначении экспертизы судом складывается комплекс процессуальных отношений: между судом и каждым из участвующих в деле лиц; между судом и экспертом. Эти отношения различаются по основаниям возникновения, содержанию, процессуальному значению. Отношения между судом и каждым из участвующих в деле лиц возникают по поводу ходатайства о назначении экспертизы, о назначении конкретного эксперта, об отводе эксперта, о формировании круга вопросов.

Указанные процессуальные отношения опосредуются в ходатайствах заинтересованных лиц и определениях суда об их удовлетворении или отклонении и характерны для самого процесса назначения судебной экспертизы; они как бы предваряют назначение.

Результат действий по назначению экспертизы отражается в особом процессуальном акте - определении суда о назначении судебной экспертизы. Именно оно вызывает к жизни систему отношений между судом и экспертом. Поэтому на его структуре следует остановиться подробнее.

В определении суда о назначении экспертизы (как и в постановлении следователя) по уголовным делам должны быть указаны конкретные основания назначения экспертизы, вопросы, которые требуется разрешить, материалы и обстоятельства дела, подлежащие исследованию. В том случае, когда в стадии предварительного следствия по делу проводилась экспертиза, суд вправе поставить перед экспертом вопросы, аналогичные тем, которые он разрешал по заданию следователя, и определить тот же круг материалов для исследования. Но от этого экспертиза по поручению суда не становится повторной. Принцип непосредственности исследования доказательств по делу означает, что суд не связан и не ограничен материалами предварительного следствия. Он самостоятельно назначает и проводит экспертизы, предусмотренные законом, -первичные, дополнительные, повторные - и может допросить эксперта (в соответствии со ст. 289 УПК).

Особенности назначения экспертизы в судебном заседании обусловлены тем, что в формулировании вопросов, определении объема исследуемых обстоятельств принимают участие обвинитель, защитник, подсудимый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители; по всем поставленным эксперту вопросам заслушивается мнение участников судебного разбирательства, заключение прокурора. Какие вопросы следует поставить на разрешение эксперта, устанавливает в конечном счете суд, включая их в свое определение либо дополняя ими ранее вынесенное.

ГПК в отличие от УПК (ст. 184) не содержит четких правил на этот счет. Тем не менее судебной практикой и доктриной выработаны некоторые общие требования и правила по составлению данного определения. Определение о назначении экспертизы должно содержать все реквизиты, свойственные судебному определению и перечисленные в ст. 224 ГПК.

  • указание на время и место вынесения;
  • наименование суда (его состав и секретарь судебного заседания);
  • наименование лиц, участвующих в деле, и предмета спора (краткая фабула дела);
  • указание на обстоятельства, имеющие значение для дела (факты предмета доказывания или доказательственные факты), для подтверждения или опровержения которых назначается экспертиза;
  • мотивы суда, по которым он пришел к выводу о потребности в экспертизе, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался при назначении экспертизы;
  • наименование частного предмета (вида) экспертизы;
  • формулирование экспертной задачи - вопросы эксперту;
  • определение объекта исследования (или в отношении кого оно проводится);
  • кому поручается производство экспертизы (наименование организации, лаборатории, фамилия, имя, отчество эксперта);
  • наименование материалов дела, передаваемых в распоряжение эксперту (например, протокола судебного заседания, протоколов допроса свидетелей, собственноручные записи испытуемого - перечисляются, какие именно);
  • описание сравнительных материалов (если таковые передаются в распоряжение эксперту);
  • срок, в течение которого должна быть проведена экспертиза;
  • место проведения экспертизы (в суде или вне суда);
  • предупреждение экспертов об ответственности, согласно действующему законодательству (ст. 307 УК РФ), за дачу заведомо ложного заключения;
  • подпись судьи (судей), вынесшего определение.
  • Как видим, структурно определение включает три части:
  • подготовительную или вводную (место, время вынесения, состав суда, по какому делу, по ходатайству какой стороны, если таковое имело место);
  • описательную (краткая фабула дела - с выделением юридических обстоятельств, доказывание которых требует проведения экспертизы, а также поводов и оснований экспертизы);
  • постановляющую (объект и предмет исследования” вопросы эксперту, кому поручается, перечень передаваемых материалов).

Описательная часть должна быть сформулирована таким образом, чтобы из нее было ясно, почему возникла потребность в данной экспертизе, для установления судом какого юридически значимого обстоятельства могут быть пригодны ее результаты, какова специальная цель данного исследования.

Учитывая необходимость усиления процессуальных гарантий прав сторон при назначении экспертизы, постановляющую часть следует дополнить указанием на ознакомление сторон с определением о назначении экспертизы.

В определении о назначении экспертизы не указываются порядок и сроки обжалования, поскольку закон не предусматривает такой возможности. Заинтересованное лицо, не согласное с определением о назначении экспертизы (например, с кругом заданных эксперту вопросов или с самим фактом назначения экспертизы), не может обжаловать такое определение отдельно от обжалования судебного решения.

Если вышестоящий суд признает назначение экспертизы незаконным или необоснованным и отменит определение о назначении экспертизы, то, соответственно, “аннулируются” все юридические последствия такого определения. Например, если суд уже успел получить заключение эксперта (в случае, когда обжалование определения происходит без приостановления производства экспертизы), то отмена вышестоящим судом определения о назначении экспертизы делает невозможным использование судом первой инстанции заключения эксперта в качестве доказательства.

Так, назначая экспертизу в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, нужно обращать внимание на сроки, установленные ст. 99 ГПК (подготовка дела совершается в пределах семидневного срока). Если производство экспертизы требует большего времени, то по мотивированному определению судьи общий срок подготовки дела может быть продлен до 20 дней; однако данное полномочие судьи предусмотрено законом для исключительных случаев (ч. 1 ст. 99 ГПК).

Поскольку судебная экспертиза чаще всего проводится вне суда (т.е. не в зале судебного заседания), то при ее назначении в стадии судебного разбирательства возникает необходимость предоставить эксперту время на специальное исследование. Поэтому в ГПК предусмотрено право суда приостановить производство по делу в случае назначения экспертизы (п. 5 ст. 215 ГПК). Определение о приостановлении производства выносится судом по ходатайству заинтересованных лиц либо по своей инициативе.

На необходимость комиссионной или комплексной экспертизы указывается в постановлении (определении) о назначении экспертизы. Руководитель экспертного учреждения вправе дать указание о проведении комиссионной или комплексной экспертизы по своей инициативе или по инициативе эксперта. Эксперт, производящий экспертизу вне экспертного учреждения, придя к выводу о необходимости комиссионной или комплексной экспертизы, ставит об этом вопрос перед следователем (судом) в порядке, предусмотренном процессуальным законом.

Производство экспертизы в судебно-экспертном учреждении

Постановлением Правительства РФ от б октября 1994 г № 1133 “О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации” ВНИИСЭ Министерства юстиции РФ преобразован в Российский федеральный центр судебной экспертизы, а центральные научно-исследовательские лаборатории и научно-исследовательские лаборатории судебной экспертизы - соответственно в центральные лаборатории и лаборатории судебной экспертизы Минюста России. Российский федеральный центр судебных экспертиз осуществляет методологическое руководство судебными экспертизами, на местах эту работу ведут лаборатории судебных экспертиз, организационно подчиненные городским (областным) отделам юстиции Министерства юстиции РФ. В Федеральном центре в соответствии с профилем научно-исследовательской работы организованы научно-исследовательские лаборатории, в том числе и лаборатория судебно-экономических экспертиз. Производство судебно-экономических экспертиз в учреждениях системы Минюста России осуществляется на основании утвержденной 9 июня 1987 г. “Инструкции о производстве судебных экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции СССР”.

Руководитель экспертного учреждения, получив постановление следователя об экспертизе, обязан поручить ее производство одному или нескольким экспертам. Согласно ст. 78 УПК вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний последнего. Кроме того, руководитель экспертного учреждения проверяет соответствие задания требованиям закона и оформляет проведение экспертизы в виде задания (Приложение 3).

Задание составляется в двух экземплярах и выдается под расписку эксперту-экономисту. Первый экземпляр задания передается органу, назначившему экспертизу. На обороте этого экземпляра эксперт-экономист дает подписку о предупреждении об ответственности за отказ от дачи заключения, за дачу заведомо ложного заключения и о неразглашении данных предварительного следствия или дознания без разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Второй экземпляр задания остается в учреждении судебной экспертизы.

На основании поручения следователя руководитель экспертного учреждения разъясняет экспертам права и обязанности, они предупреждаются об ответственности за отказ или уклонение от дачи заключения и за дачу заведомо ложного заключения.

В соответствии со ст. 189 УПК, если экспертиза производится вне экспертного учреждения, следователь после вынесения постановления о назначении экспертизы вызывает к себе лицо, которому поручается экспертиза, удостоверяется в его личности, специальности и компетентности, устанавливает отношение эксперта к обвиняемому, подозреваемому и потерпевшему, а также проверяет, нет ли оснований к отводу эксперта.

Следователь вручает эксперту постановление о назначении экспертизы, разъясняет эксперту права и обязанности, предусмотренные ст. 82 УПК и предупреждает его об ответственности за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения. О выполнении этих действий следователь делает отметку в постановлении о назначении экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта.

При отсутствии ходатайств либо после разрешения их и установленном порядке эксперту предоставляются необходимые материалы дела, и он приступает к исследованию. Объем предоставляемых эксперту материалов, направление расследования определяется следователем. Он может по своей инициативе предоставить эксперту дополнительные материалы, поставить перед экспертом новые дополнительные вопросы и исключить ранее поставленные.

При этом рекомендуется избегать ознакомления экспертов с материалами, как негативно характеризующими личность обвиняемых, так и прочими обстоятельствами, не имеющими непосредственного отношения к предмету экспертизы. Эксперту также не следует высказывать предположений, которые могут не подтвердиться в процессе исследования, но влияют на принимаемые решения следователя до получения им заключения экспертизы.

Эксперт может работать с материалами дела в помещении, предоставленном ему следователем. При производстве экспертизы в экспертном учреждении эксперт работает с документами на своем рабочем месте. С разрешения следователя допускается часть исследований производить в организациях, имеющих отношение к изучаемым обстоятельствам.

Руководитель экспертного учреждения в течение пяти суток должен сообщить о нарушениях в оформлении представленных на экспертизу материалов назначившему ее органу. Если этим органом не принимаются необходимые меры для устранения недостатков, руководитель экспертного учреждения имеет право вернуть материалы без исполнения вместе с сообщением о невозможности дачи заключения.

Согласно действующей Инструкции сроки производства экспертиз устанавливаются руководителем экспертного учреждения (структурного подразделения) в пределах 20 дней после предварительного ознакомления эксперта с материалами дела. Предварительное ознакомление должно продолжаться не более пяти дней. Если экспертиза не может быть выполнена в 20-дневный срок, руководитель экспертного учреждения ставит об этом в известность лицо (орган), назначившее экспертизу, и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок.

Руководитель экспертного учреждения обязан контролировать качество и сроки проведения экспертизы. По завершении экспертизы руководитель экспертного учреждения проверяет обоснованность выводов, полноту исследования, правильность оформления заключения и направляет материалы в назначивший экспертизу орган. Заключение экспертизы представляется следователю в отпечатанном виде и оговоренном заранее количестве экземпляров. В соответствии со ст. 193 УПК следователь, получив заключение эксперта (или его сообщение о невозможности дать заключение), обязан предъявить его для ознакомления обвиняемому, который вправе дать свои объяснения и заявить возражения по существу заключения, а также ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной экспертизы.

Важнейшими статьями, регулирующими назначение и проведение дополнительной или повторной экспертизы являются: ст. 68 АПК, ст. 81, 194 и 290 УПК, ст. 77 и 181 ГПК, ст. 95 НК.

Несогласие с заключением эксперта-экономиста лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда должно быть мотивировано и отражено в решении или постановлении.

Назначение дополнительной или повторной экспертизы при несогласии участников процесса с выводами эксперта-экономиста не является обязательным. При их назначении следует учитывать наличие в деле иных доказательств, а также практическую возможность проведения вторичной экспертизы,

Постановление о назначении дополнительной или повторной экспертизы должно содержать, кроме данных, предусмотренных для первичных экспертиз, также изложение конкретных оснований, по которым она оказалась необходимой. К важнейшим из них можно отнести: кто и по каким вопросам ранее производил экспертизу и к каким выводам пришел; какие дополнительные вопросы необходимо поставить на разрешение экспертом; какие обстоятельства остались невыясненными, требуют разъяснения или проверки.

Назначение дополнительной или повторной судебно-экономической экспертизы оформляется соответствующим определением (постановлением), схожим по своей структуре с определением о назначении первичной экспертизы, которое выносится в совещательной комнате.

Главная особенность постановлений о назначении дополнительной и повторной экспертиз в том, что в них подробно излагаются причины, обусловившие необходимость назначения и проведения последних. Подробно указывается, в чем неясность или неполнота заключения первичной экспертизы, в результате каких обстоятельств возникли дополнительные вопросы, поставленные на рассмотрение эксперту, и появились сомнения в правильности предыдущего заключения эксперта.

К постановлению о назначении дополнительной или повторной экспертизы приобщаются заключения первичных экспертиз со всеми приложениями к ним. Постановление о назначении дополнительной или повторной экспертизы оглашается обвиняемому, при этом поясняются его права.

Если по вновь открывшимся обстоятельствам дела возникает необходимость в изучении новых материалов и объектов или меняются исходные данные исследования, то вместо дополнительной или повторной экспертиз может назначаться новая экспертиза. Допускается поручение ее проведения тому же эксперту-экономисту.

Результаты нового экспертного исследования оцениваются во взаимозависимости с результатами предыдущих. Например, следователь может согласиться с выводами новой (повторной или дополнительной) экспертизы, а суд установить их неосновательность и использует при вынесении приговора первоначальное заключение по рассматриваемому вопросу. То есть следователь и суд оценивают эти заключения по существу.

Дополнительная экспертиза проводится в случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта. Ее проведение поручается тому же или другому эксперту Недостаточно полным признается заключение, базирующееся на изучении не всех представленных эксперту документов или не содержащее исчерпывающих ответов эксперта на поставленные вопросы.

В определении (постановлении) оговаривается, какие объекты дополнительно направляются на экспертное исследование, помимо материалов, бывших предметом первой экспертизы.

Следователь, суд и арбитраж назначают дополнительную судебно-экономическую экспертизу, главным образом когда:

  • возникают новые обстоятельства (например, появление новых документов и показаний, не являвшихся объектами исследования экспертизы) в расследуемом деле, которые невозможно решить без дополнительной экспертизы;
  • в процессе разбирательства возникли новые вопросы, имеющие существенное значение для данного дела;
  • необходимо удовлетворить мотивированное требование обвиняемого или истца о назначении дополнительной экспертизы;
  • первичное заключение оказалось недостаточно полным.

При несогласии с заключением эксперта следователь или суд по ходатайству лица, участвующего в деле, может назначить повторную экспертизу . Вопрос о повторной экспертизе может быть поставлен теми же лицами, что и о дополнительной экспертизе, - следователем, судом, обвиняемым и другими участниками процесса.

Особенностями повторной судебно-экономической экспертизы является то, что в постановлении о назначении повторной экспертизы указывается, что она обязательно поручается другому эксперту или другой группе экспертов.

При производстве повторной экспертизы наряду с вопросами, которые были предметом первичной экспертизы, целесообразно поставить вопросы о правильности (научной обоснованности и применимости в данном случае) того или иного метода исследования; о возможности получить с помощью примененных при первоначальной экспертизе методов и средств те данные, которые зафиксированы в заключении.

К основным причинам назначения повторных судебно-экономических экспертиз относятся следующие:

  • нарушение процессуальных правил проведения экспертизы;
  • нарушение прав обвиняемых при назначении и проведении экспертизы;
  • выявленная некомпетентность эксперта в данном вопросе и необоснованность его заключения;
  • наличие противоречий в заключениях нескольких экспертов, проводивших исследования по одному делу, урегулировать которые в процессе проведенного расследования не удалось;
  • возможная заинтересованность эксперта в исходе дела;
  • несоответствие и противоречие исходных данных и выводов по ним;
  • установление новых данных, которые могут повлиять на выводы эксперта.

Комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной или разных специальностей. Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившими, либо руководителем судебно-экспертного учреждения. Организация и производство комиссионной судебной экспертизы возлагаются на руководителя судебно-экспертного учреждения либо на руководителей нескольких судебно-экспертных учреждений. Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.

В составе комиссии экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять роль эксперта-организатора; его процессуальные функции не отличаются от функций остальных экспертов.

При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты. Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия.

При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами разных специальностей (комплексной экспертизы) каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за них ответственность. Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия.

Заявления обвиняемого по выводам экспертизы должны быть обязательно проверены путем допроса эксперта в порядке разъяснения и (или) дополнения данного им заключения, выполнения иных следственных действий, анализа и оценки достоверности проведенного экспертного исследования. Решение по результатам ознакомления обвиняемого с заключением эксперта принимает следователь.

Согласно ст. 192 УПК следователь вправе допросить эксперта для разъяснения или дополнения данного им заключения, а эксперт вправе изложить свои ответы в письменной форме.

По прочтении эксперт своей подписью удостоверяет (на каждой странице) правильность записи всех ответов, а в конце протокола собственноручно указывает способ изучения протокола (“прочитан лично”, “оглашен следователем”) и фиксирует правильность сделанных в нем записей. Протокол подписывается и следователем.

При производстве судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации.

Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.

При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.

В случае, если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.

Руководитель судебно-экспертного учреждения после получения постановления или определения о назначении экспертизы выполняет предусмотренные законом процессуальные функции по организации производства судебной экспертизы и по обеспечению участия судебного эксперта на стадии дознания, предварительного следствия, в судебном заседании.

Руководитель судебно-экспертного учреждения обязан:

  • по получении постановления или определения о назначении экспертизы поручить ее производство конкретному лицу или комиссии специалистов из числа сотрудников учреждения, обладающих специальными познаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные перед экспертом (экспертами) вопросы;
  • разъяснить эксперту или каждому члену экспертной комиссии обязанности и права судебного эксперта;
  • предупредить эксперта (экспертов) об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем отбирает у него (у них) подписку, которая вместе с заключением эксперта направляется следователю;
  • определить срок производства экспертизы в порядке, установленном процессуальным законодательством и подзаконными нормативными актами, и контролировать его соблюдение;
  • по окончании экспертного исследования направить заключение эксперта, объекты исследования и материалы дела органу или лицу, назначившему экспертизу.
  • перед направлением заключения эксперта органу или лицу, назначившему экспертизу, проверить полноту ответов на поставленные вопросы, правильность оформления заключения, сохранность объектов исследования и материалов дела.

Руководитель судебно-экспертного учреждения обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:

  • наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;
  • соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;
  • сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Руководитель судебно-экспертного учреждения вправе:

  • возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы и представленные для ее производства объекты и материалы дела, если в данном учреждении отсутствуют соответствующие специалисты или необходимая материально-техническая база либо специальные условия для производства исследований;
  • ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим экспертизу, о включении в состав экспертной комиссии лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные познания необходимы для дачи заключения; включаемые в комиссию недостающие специалисты персонально указываются в постановлении или определении о назначении экспертизы;
  • направлять копию постановления или определения о назначении экспертизы руководителям всех учреждений (подразделений), силами и средствами которых обеспечивается производство экспертных исследований, необходимых для разрешения поставленных вопросов. Организация такого рода экспертиз осуществляется руководителями ряда экспертных учреждений по согласованию между собой.

Руководитель судебно-экспертного учреждения не вправе:

  • истребовать без постановления или определения органа или лица, назначившего экспертизу, объекты или материалы дела, необходимые для производства экспертизы;
  • самостоятельно привлекать к производству экспертизы лиц, не работающих в данном учреждении;
  • давать эксперту указания, предрешающие ход исследования и содержание выводов по экспертизе.

Руководитель судебно-экспертного учреждения вправе требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с:

  • компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением;
  • транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов;
  • хранением объектов исследований в судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  • ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили о специальных правилах обращения с указанными объектами или они были ненадлежаще упакованы.

Порядок назначения и проведения бухгалтерской экспертизы налоговыми органами регламентируется ст. 95 НК. Основные отличия организации ее проведения от организации проведения экспертизы по требованию следствия, суда и прокуратуры заключаются в следующем:

  • эксперты привлекаются для участия только в выездных налоговых проверках;
  • результаты экспертизы (или сообщение о невозможности дать заключение) прилагаются к актам выездных налоговых проверок;
  • на экспертное рассмотрение ставятся узкие, сугубо специальные вопросы бухгалтерского учета, так как должностные лица налоговых органов в силу своей компетенции должны обладать профессиональными познаниями в области бухгалтерского учета и решать подавляющее число этих вопросов самостоятельно;
  • согласно п. 2 ст. 95 НК привлечение к сотрудничеству эксперта осуществляется на договорной основе путем заключения гражданско-правового договора на оказание услуг между экспертом иди экспертным учреждением и налоговым органом;
  • отказ эксперта от заключения с налоговым органом договора (ввиду принципа свободы его заключения) не может служить основанием для привлечения эксперта к ответственности за отказ в проведении экспертизы;
  • экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего налоговую проверку;
  • об ознакомлении эксперта с постановлением о назначении экспертизы и разъяснении ему своих прав составляется протокол.

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации в соответствии с п. 8 Положения о ней проводит судебно-экономические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы для решения возложенных на нее задач (выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений и т.д.).

Действующий УПК почти не регламентирует порядок назначения и проведения экспертизы в суде . По смыслу ст.ст. 288 УПК и Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 марта 1971 г. № 1 “О судебной экспертизе по уголовным делам” речь идет о вызове и участии в судебном заседании того эксперта, который давал заключение на предварительном следствии. Вынесение определения о назначении экспертизы ст. 288 УПК не предусматривает. Часто суд, вызвав эксперта в судебное заседание, ставит ему вопросы, возникшие в судебном разбирательстве дела. Однако в строгом соответствии со ст.ст. 261 и 290 УПК, ст.ст. 74, 223 и 224 ГПК, ст.ст. 45, 66, 140 АПК при необходимости проведения экспертизы по делу суд должен во всех случаях выносить определение о назначении экспертизы.

Экспертиза в судебном заседании состоит из следующих основных этапов:

  • исследование экспертом-бухгалтером доказательств, относящихся к предмету экспертизы;
  • постановка перед экспертом участниками процесса вопросов, входящих в его компетенцию;
  • подготовка экспертом ответов на поставленные перед ним вопросы;
  • составление заключения и согласование его с другими экспертами;
  • оглашение заключения эксперта в судебном заседании;
  • допрос эксперта для дополнения или разъяснения его заключения.

В современных условиях в связи развитием финансово-экономической сферы возрастает объем споров по экономическим вопросам между хозяйствующими субъектами. Причем имеет место увеличение не только количества, но и разнообразия спорных вопросов, рассматриваемых в судебном порядке. Этот процесс тесно взаимосвязан с анализом информации о хозяйственных операциях, отраженной в документах учета и отчетности. Такая информация может быть получена при проведении судебно-экономической экспертизы. Судебно-экономические экспертизы являются одними из наиболее распространенных в гражданском судопроизводстве, хотя их производство организовано пока только в некоторых государственных судебно-экспертных учреждениях.

Судебно-экономические экспертизы представляют собой процессуальные действия, проводимые в установленном законом порядке, основывающиеся на специализированном исследовании экономической деятельности на основании финансово-хозяйственной документации, которые осуществляются с использованием специальных знаний в области экономической науки с целью выявления фактических данных о совершении хозяйственных операций.

Основная цель судебно-экономических экспертиз - содействие судебным органам в исследовании и интерпретации экономических показателей, выявления их умышленных и неумышленных искажений.

Предметом судебно-экономических экспертиз являются фактические данные о совершении хозяйственных операций, исследование и оценка которых требуют специальных знаний в сфере экономики, бухгалтерского учета, финансов, необходимых для разрешения дела.

Если конкретизировать предмет судебно-экономических экспертиз по гражданским делам и арбитражным спорам, то им являются фактические данные (обстоятельства дела), позволяющие с использованием специальных знаний установить нарушения законодательства (гражданского, налогового, финансового, трудового и пр.), являющиеся причинами споров между сторонами.

Объектами экономических экспертиз являются первичные и отчетные документы, которые отражают произведенные хозяйственные операции и содержат информацию о наличии и движении материальных и денежных средств. Такими документами являются:

  • - договоры между хозяйствующими субъектами;
  • - инвентаризационные и сличительные ведомости и иные материалы инвентаризации;
  • - первичные бухгалтерские документы;
  • - учетные регистры бухгалтерского учета (ведомости, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов и т.д.);
  • - бухгалтерская отчетность;
  • - иные материалы, необходимые для производства судебно-экономической экспертизы (материалы проведенных аудиторских проверок и т.д.).

Вышеуказанные документы отражают хозяйственные процессы деятельности организации и имеют доказательную силу при рассмотрении дела в суде. В ходе рассмотрения арбитражных и гражданских дел по экономическим спорам необходимо проведение экспертизы бухгалтерской документации.

В качестве доказательств в арбитражном и гражданском процессах принимается исключительно заключение эксперта (а не, например, аудиторское заключение, так как аудитор не является участником процессуальных правоотношений).

Производство судебных экономических экспертиз регулируется процессуальным законодательством и Законом о судебно-экспертной деятельности. Помимо этого эксперт-экономист опирается в своих исследованиях на нормы кодексов, другие законы и нормативные акты.

Основаниями для назначения судебно-экономической экспертизы являются:

  • - необходимость ответов на вопросы с применением специальных знаний в области экономики;
  • - противоречие между материалами дела;
  • - ходатайство участников процесса о назначении судебно-экономической экспертизы;
  • - заключение экспертов других специальностей о необходимости проведения судебно-экономической экспертизы.

Современная судебно-экономическая экспертиза имеет широкие возможности. С ее помощью производится, например:

  • - установление соответствия операций нормативным документам;
  • - выявление фактически совершенных операций;
  • - определение стоимости акции и других элементов бизнеса;
  • - определение полноты уплаты налогов в бюджеты всех уровней и др.

Методическая база судебно-экономических экспертиз - это совокупность методических приемов, применяемых при экспертном исследовании хозяйственных операций, отраженных в учете и оценке финансовой деятельности организаций. При производстве судебно-экономических экспертиз нет типовых ситуаций, а вопросы суда зависят от особенностей рассматриваемой ситуации. Это обусловливает отсутствие единой методики судебно-экономических экспертиз.

При проведении судебно-экономических экспертиз, как правило, используются следующие методы:

Синтез- метод изучения объекта в его целостности, единстве и взаимосвязи его частей. В финансово-хозяйственном контроле синтез можно связать с анализом. Он позволяет соединить объекты, расчлененные в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое.

Индукция - прием исследования, представляющий собой умозаключение от частных факторов к общим выводам, т.е. вывод о состоянии объекта делается на основании исследования отдельных его сторон, например экспертиза документов, отражающих задолженность организации, проводится первоначально по данным аналитического учета, а затем - по данным синтетического учета.

Дедукция - исследование состояния объекта в целом на основе логических рассуждений, выведение выводов о его составных элементах, т.е. умозаключение от общего к частному.

Конкретизация - исследование объектов во всей их разносторонности, многообразии.

Системный анализ - изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему, т.е. возможность дать оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование.

Экономический анализ - система приемов раскрытия и определения причинно-следственных связей, обусловивших конфликтную ситуацию в хозяйственных операциях, которая в результате стала объектом расследования правоохранительными органами.

Экономико-математический метод применяется при установлении интенсивности влияния факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности с целью оптимизации функционирования организации.

Проверка арифметических расчетов (пересчет) представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение экспертом самостоятельных расчетов.

Проверка документов (инспектирование): документальная информация может быть внутренней, внешней, внешней и внутренней одновременно. Документы, подготовленные и обработанные внутри экономического субъекта, являются внутренними. Внешние документы готовятся и отправляются эксперту-экономисту третьими лицами. Проверка документов заключается в том, что эксперт-экономист должен убедиться в достоверности и доброкачественности определенного документа. Для этого контролируются определенные записи в бухучете и первичном документе, которые подтверждают реальность и целесообразность выполнения операции, например, проверка документов по формальным признакам (соответствие унифицированной форме, наличие необходимых реквизитов) и по существу отраженных операций (их целесообразность и законность).

Прослеживание представляет собой процедуру, в ходе которой эксперт-экономист проверяет некоторые первичные документы, отражение их данных в регистрах синтетического и аналитического учета, соответствие типовой корреспонденции счетов плану счетов и положениям по бухучету.

Встречная проверка представляет собой проверку документов у контрагента проверяемой организации.

Эксперт-экономист в заключении отвечает на вопросы, поставленные судом о соответствии организации системы бухгалтерского учета нормативным актам, о нарушении законодательства (гражданского и налогового), о выполнении договорных обязательств и т.д.

Необходимо отметить, что в заключении не допускаются выводы о преднамеренных действиях (искажениях), нецелевом использовании и т.д., т.е. возможна только констатация тех или иных фактов, но не оценка действий конкретных лиц, являющаяся прерогативой суда.

При проведении экономических экспертиз используются показатели в трех измерителях: 1) натуральных; 2) стоимостных; 3) трудовых.

В настоящее время судебно-экономическая экспертиза делится на два основных рода: судебно-бухгалтерскую и судебную финансово-экономическую экспертизы1. Каждый из родов экономических экспертиз подразделяется на виды в зависимости от характера исследуемой экономической информации. Виды экономических экспертиз в свою очередь, подразделяются на подпилы и зависимости от специфики исследуемых объектов.

В современных экономических условиях любая хозяйственная операция представляет собой симбиоз финансов, учета и других экономических явлений. Это обусловливает взаимосвязь судебно-бухгалтерской и судебной финансово-экономической экспертиз. Исходя из этого, в некоторых случаях необходимо проведение комплексных экспертиз, когда эксперту определен круг вопросов, требующих применения широкого спектра экономических знаний (например, оценка стоимости акций и их отражение в учете предприятия). В этом случае решение вопроса невозможно без одновременного совместного участия специалистов в различных областях знания в формулировании одного общего вывода.


Подобные документы

    Понятие и признаки государственного унитарного предприятия. Особенности составления бизнес-плана с помощью программы Project Expert 6.0. Анализ экономической деятельности ФКП "УТ ЛенВО" с целью составления финансового плана развития организации.

    дипломная работа , добавлен 05.11.2011

    Сущность, структура и значения бизнес–планирования. Анализ организационно–экономической характеристики предприятия. Принципы разработки бизнес-плана по выпуску нового вида продукции. Понятие плановой деятельности и ее связь с предпринимательством.

    курсовая работа , добавлен 01.09.2014

    Методологические основы бизнес-планирования. Организация планирования на предприятии ОАО "Санаторий "Чувашия". Организационно-экономическая характеристика, оценка эффективности системы планирования. Разработка бизнес-плана создания нового производства.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2013

    Понятие бизнес-плана, задачи, особенности составления и значение в процессе корпоративного планирования. Этапы внедрения бизнес-планирования в корпорации "Эконика-Техно": определение целей, анализ финансово-хозяйственной деятельности, аудит маркетинга.

    реферат , добавлен 03.02.2012

    Сущность, цели и задачи бизнес-планирования на предприятии. Характеристика предприятия ООО "ВТК". Методика составления и формирования бизнес-плана. Организационная структура управления отдела. Управление развитием предприятия на основе бизнес-плана.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2015

    Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием. Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес-плана на предприятии. Описание товарной продукции. Оценка рынков сбыта. Конкуренция на рынке сбыта. Оценка риска и страхование.

    дипломная работа , добавлен 04.04.2015

    Сущность и формы планирования деятельности фирмы, его задачи и проблемы. Цель и этапы разработки бизнес-плана, его функции и виды (внутренний, кредитный, инвестиционный, финансового оздоровления). Структура и содержание основных разделов бизнес-плана.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2014

    Теоретические аспекты бизнес-планирования, место и роль, этапы составления и содержание основных разделов бизнес-плана. Анализ и роль инвестиций в отрасли авиапромышленности. Организация маркетинга и производственный план авиаремонтного предприятия.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2011

    Экономические основы создания компании по разработке программного обеспечения в сфере бизнес-планирования. Описание отрасли программного обеспечения и рынка сбыта. Оценка экономической эффективности бизнес-плана. Маркетинговый и производственный планы.

    бизнес-план , добавлен 15.03.2015

    Характеристика теоретических основ составления финансового плана в системе бизнес-планирования деятельности фирмы. Анализ финансовых аспектов составления бизнес-плана. Знакомство с деятельностью ООО "Агрофон", особенности содержания финансового плана.