Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Организация управленческих процессов подразделяется на. Организация процесса управления предприятием

Любая организация имеет две системы управления: объект управления и субъект управления. К объекту управления относятся рабочий персонал, внутриорганизационные отношения, экономические механизмы, структуры, маркетинг, информация и многое другое. Субъектом управления является управленческий персонал, осуществляющий все действия в отношении объекта управления.

Определение

Управленческий персонал – это сотрудники аппарата управления, служащие, входящие в администрацию предприятия, организации, конторские работники, дирекция предприятий и учреждений. Основной задачей управленческого персонала является обеспечение скоординированной, целенаправленной деятельности и отдельных участков работы, и всего коллектива в целом.

Достижение цели осуществляется путем подготовки и реализации совокупности решений, принятых управленческим персоналом. Таким образом, управленческое решение представляет собой специфический продукт управленческого труда. Это говорит, об информационной природе управленческого труда.

  1. Функциональное разделение – выделение функций, закрепленных производством за определенными работниками или подразделениями аппарата управления.
  2. Иерархическое – распределение работ согласно уровням управления.
  3. Технологическое – дифференциация процессов управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации.
  4. Профессиональное – дифференциация управленческих работников на основе их профессиональной подготовки.
  5. Квалификационное – распределение работ в соответствии с квалификацией, стажем работы и личными способностями.
  6. Должностное – распределение управленческих сотрудников в соответствии с их компетенцией.

В рамках данного категориального деления управленческий персонал можно также разделить на руководителей, специалистов и технический исполнителей. Это наиболее распространенный подход. Таким образом, деятельность управленческого персонала – это специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в ходе разделения и кооперации общественного труда.

Особенности деятельности управленческого персонала

Как известно, главную роль в управлении компанией играет руководитель (менеджер, администратор, начальник), стоящий во главе коллектива. Руководителя отличает наделение его необходимыми полномочиями для принятий решения по возникающим ситуациям, конкретным видам деятельности компании, а также несет за свое руководство полную ответственность. В первой категории управленческого персонала, т. е. менеджера, можно выделить несколько уровней по месту в систему управления компанией: высший, средний и низовой. Содержанием деятельности менеджеров различного уровня является процесс реализации функций управления : планирование, организация, координация, мотивация и контроль.

Вторая категория – это специалисты, выполняющие определенные функции управления. В их задачи входит анализ собранной информации, необходимой для руководителей соответствующего уровня, для совместного с ними принятия решения по поставленной задаче. К этой категории можно отнести: экономистов, бухгалтеров, финансистов, аналитиков, юристов и т. д. Главной особенностью деятельности специалистов является жесткая регламентация их работы. В своих действиях они опираются на приказы и распоряжения руководителей, технологических и юридических нормативов. Также им присущи четкие квалификационные требования и наличие специальных знаний по осуществлению логических операций.

Третья категория – это технические исполнители, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей, выполняющие информационно-технические операции с целью разгрузить руководителей и специалистов от трудоемкой работы. К этой категории можно отнести секретарей, машинисток, младших техников и др. Особенности их деятельности – выполнение стандартных процедур и операций, преимущественно поддаются нормированию. Также как и у сотрудников предыдущей категории управленческого персонала, доминируют логические и технические операции (см. табл.):

Роли управленческого персонала

Каждому сотруднику управленческого состава могут быть присущи определенные роли в организации. Перечислим их:

  1. Межличностные роли:
  • главный руководитель;
  • лидер;
  • связующее звено.
  • Информационные роли:
    • приемник информации;
    • распределитель информации;
    • представитель.
  • Решенческие роли:
    • предприниматель;
    • устраняющий нарушения;
    • распределитель ресурсов;
    • ведущий переговоры.

    Любой сотрудник из любой категории управленческого персонала работает со своими помощниками, со своей командой, тем самым, обеспечивая определенную функцию, выполняя определенную роль. Реализация общих функций и ролей управленческого персонала определяет успех управленческой деятельности и ведет к достижению заявленных результатов организации.

    Вывод

    Таким образом, управление осуществляется посредством разделения и кооперации управленческого труда, представляющего собой объективный процесс обособления отдельных видов в самостоятельные сферы управленческого труда.

    Процесс управления сегодня подвержен изменениям, связанным, прежде всего, с тем, что персонал рассматривается как основной ресурс организации. И при этом в процесс принятия управленческих решений вовлекаются не только менеджеры, но и весь персонал. В этих условиях менеджер работает в управленческой команде и в качестве лидера, и в качестве участника команды, что, в свою очередь, повышает требования к его деловым и личностным качествам.

    Реферат по предмету менеджмент на тему :

    Управленческие процессы в организации

    Введение 3

    Управленческий процесс 4

    Управленческий цикл и его этапы 6

    Производство и управление им 9

    Управление ассортиментной политикой предприятия 15

    Материально- техническое обеспечение предприятия 20

    Сбытовая политика предприятия 21

    Заключение 24

    Список литературы 25

    Введение

    Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих про­цессов, т. е. целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджера­ми в определенной последовательности и комбинации. Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:

    1) получение и анализ информации;

    2) выработка и принятие решений;

    3) организация их выполнения;

    4) контроль, оценка полученных результатов, внесение коррективов в ход даль­нейшей работы;

    5) вознаграждение или наказание исполнителей.

    Эти процессы развиваются и совершенствуются вместе с организацией. Они бы­вают первичными и производными; одноступенчатыми и многоступенчатыми; скоротечными и продолжительными; полными и неполными; регулярными и не­регулярными; своевременными и запаздывающими и т. п. Управленческие процес­сы содержат как жесткие (формальные) элементы, например, правила, процедуры, официальные полномочия, так и мягкие, такие, как стиль руководства, организационные ценности и прочее.

    Управленческий процесс и его характеристика

    Любой управленческий процесс состоит из определенных фаз (стадий).

    Фаза (стадия) - качественно определенная часть процесса. Переход из одной фазы в другую предполагает существенные качественные изменения как самого процесса, так и системы, в которой он осуществляется.

    Полное прохождение стадий процесса и возвращение к исходному образует цикл. В общем случае цикл - это полная совокупность последовательно осуществляемых стадий целостного процесса.

    Этап - более узкое понятие, чем фаза. Этапы выделяются только в процессах, ориентированных на достижение результатов. Этапы управления - это конкретные действия, входящие в управленческий процесс, в целях получения планируемого результата. Имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно. Вместе с тем они неразрывно связаны, более того, они как бы проникают друг в друга. Иными словами, все управленческие этапы образуют целостный управленческий цикл.

    Управленческий цикл - это завершенная последовательность повторяющихся активных действий, направленных на достижение поставленных целей. Управленческий цикл начинается с уяснения задачи или проблемы и заканчивается достижением определенного результата. После этого цикл управления повторяется. Частота его повторения определяется конкретным типом и природой управляемой системы. В социальных системах этот цикл повторяется непрерывно. Конечная цель управления системой может достигаться одним или несколькими циклами управления.

    Циклическая реализация процессов позволяет устанавливать и фиксировать характерные черты, общие зависимости, единые закономерности процессов и обеспечивать на этой основе их рациональную процессуализацию и предвидение.

    Общая система этапов:

      сбор и обработка информации, анализ, уяснение и оценка обстановки - диагноз;

      научно обоснованное предсказание наиболее вероятного состояния, тенденций и особенностей развития объекта управления на период упреждения на основе выявления и правильной оценки устойчивых связей и зависимостей между его прошлым, настоящим и будущим - прогноз;

      выработка и принятие управленческого решения;

      разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели, - планирование;

      своевременное доведение до исполнителей поставленных задач, правильный подбор и расстановка сил, мобилизация исполнителей на выполнение принятого решения - организация;

      активация деятельности исполнителей - мотивация и стимулирование;

      получение, обработка, анализ и систематизация сведений о ходе реализации заданий, проверка того, насколько организация дела и результаты исполнения соответствуют принятым решениям, - учет и контроль;

      общий для 4-х последних этапов - обеспечение пропорционального и непрерывного функционирования всей системы управления путем установления текущих оптимальных связей между отдельными исполнителями - регулирование.

    Данный алгоритм позволяет определить место каждого этапа в процессе управления, овладеть технологией и методикой, навыками и умением руководить коллективом. Строго последовательное расположение этапов показывает зависимость качества системы управления от каждого отдельного элемента и реализуемых функций. Начало выполнения очередного этапа не означает окончания предыдущего. Например, работа с информацией осуществляется на протяжении всего управленческого цикла, корректировка плана происходит в ходе его выполнения и т.д.

    Начинается цикл с появления управленческой проблемы. В качестве проблемы могут выступать как задачи, указания начальника, так и собственные задачи. В нашем случае проблему можно определить как вопрос, который объективно возникает в ходе управления, и решение которого представляет практический интерес, соответствует поставленным целям.

    Управленческий цикл и его этапы

    1. Диагноз

    Диагноз - сбор и обработка информации, анализ, уяснение и оценка обстановки.

    Решение проблемы требует наличия управленческой информации. Это множество сообщений, необходимых для осуществления процесса управления.

    Требования к информации: полнота, объективность, достоверность, оперативность, непрерывность поступления.

    Информация поступает из вышестоящего звена управления или может собираться самостоятельно. В первом случае информация обязательно уясняется, во втором случае необходимо применение научных методов сбора.

    2. Прогнозирование

    Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития и сроках существования.

    Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Это специальные исследования, преимущественно с количественными оценками и с указанием тенденций, характера и определенных сроков изменения объекта управления.

    Прогнозирование имеет два аспекта: предсказательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего, и предуказательный, предусматривающий собственно решение этих проблем. Следовательно, прогноз - не самоцель, а средство для выработки управленческого решения и планирования.

    3. Решение

    Принятие решений - одна из фундаментальных задач управленческой деятельности, и именно в этой точке управленческого цикла весьма часто начинаются неприятности. И не только тогда, когда решение оказывается неверным, - немало хлопот бывает и с правильными, грамотными решениями (С. Макаров).

    В научной литературе управленческое решение представлено в двух аспектах - широком и узком.

    В широком аспекте управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

    В узком смысле слова под управленческим решением понимают выбор альтернативы, акт, направленный на разрешение проблемной ситуацииСм.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.. Управленческое решение - это процесс подготовки и выбора из некоторой совокупности одного или нескольких взаимосвязанных методов воздействия на объект управления в целях его изменения или стабилизации.

    4. Планирование

    На базе результатов прогноза и решения руководителя проводится планирование и формируется план деятельности.

    Планирование заключается в установлении определенной последовательности и способов выполнения войсками каждой из задач, распределении усилий войск и материальных средств по задачам и направлениям действий, установлении порядка взаимодействия и всех видов обеспечения, позволяющих реализовать решение и достигнуть поставленной цели.

    Планом называется официальный документ, в котором отражаются:

      прогнозы развития организации в будущем;

      промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями;

      механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов;

      стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

    При планировании необходимо учитывать его принципы:

      единство;

      непрерывность;

      гибкость;

      координация и интеграция;

      обоснованность;

      скрытность (в условиях боевой обстановки).

    5. Организация

    Состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений, а также порядка и условий работы всех элементов и звеньев системы.

    Этапы планирования и организации тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация объединяются: планирование готовит почву для того, чтобы реализовать цели, стоящие перед частью (подразделением), а организация как функция управления создает рабочий процесс, главным компонентом которого выступают люди. Таким образом, планирование и организация как бы материализуют управление, делают его фактом социальной действительности.

    Тема 2 Психологическая характеристика процесса управления

    1. Понятие процесса управления

    2. Организация управления

    3. Основные принципы управленческой деятельности

    4. Методы управления и их характеристика

    5. Психологические закономерности управленческой деятельности

    Основные понятия и термины: управление, управляющая подсистема, управляемая подсистема, прямое информационное воздействие, обратная информационная связь, внутренние шумы, внутренние возмущения, внешние возмущения, организация управления, принципы управления, методы управления административно-правовые методы, экономические методы, социально-психологические методы.

    Понятие процесса управления

    Управление является неотъемлемым компонентом любой совместной деятельности в любой исторический период развития общества. С развитием общества усложнялась и управленческая деятельность. Но осознание того, что управление является особым видом человеческой деятельности, произошло только в ХIХ – начале ХХ столетия. Фундаментальное понятие «управление» рассматривается в науке управления в широком и в узком смысле слова [Вайнштейн].

    Управление в широком смысле слова – это целенаправленное воздействие на определенный объект или процесс [Урбанович]. Данное определение применимо как к социальным, так и к биологическим, техническим и другим объектам. Оно включает в себя не только само воздействие, но и подготовку к нему, контроль за деятельностью объекта управления и анализ полученных результатов [Вайнштейн].

    Понятие управления в узком смысле слова, которое может быть применено к социальным объектам, предложено М.А. Кременем.

    Управление – это целенаправленное информационное взаимодействие между субъектом и объектом управления с целью перевода последнего из одного состояния в другое (из более низкого в более высокое) или компенсацию действующих на объект возмущений (F возм), как внутренних, так и внешних Наглядно процесс управления можно представить в виде схемы (рис. 2.1) [Кремень, с. 245].

    Начальные условия F возм

    Управляющая подсистема Управляющая подсистема

    Проблема Цель Канал прямой свзи


    Канал обратной связи

    Рис. 2.1 Схема процесса управления

    ВШ – внутренние шумы, F возм - внешние и внутренние возмущения

    Управление – это профессиональная человеческая деятельность, в которой есть две подсистемы – управляющая (субъект управления, руководитель) и управляемая (организация или конкретный подчиненный). Субъект управления осуществляет управленческое воздействие на объект управления по каналу прямого информационного воздействия с помощью приказов и распоряжений. Это воздействие является целенаправленным, т.е. направленным на достижение целей, стоящих перед организацией, и систематическим, характеризующим непрерывную деятельность.

    Для оптимизации процесса управления огромное значение имеет обратная информационная связь . Она информирует об эффекте воздействия директивной информации (приказов, распоряжений и др.) и обеспечивает взаимодействие между субъектом и объектом управления. В результате руководитель может принимать дополнительные меры для совершенствования объекта управления, а также меры по самосовершенствованию. Обратная связь помогает руководителю понять не только эффект решения определенной проблемы, но и те изменения, которые могут наступить в социальных и психологических взаимоотношениях членов коллектива. Поэтому без полноценной обратной информационной связи эффективного управления быть не может.

    Организация процесса управления может затрудняться внутренними шумами в управленческой деятельности и организационными возмущениями.

    Внутренние шумы – это факторы, сдерживающие потенциал и результаты работы человека при выполнении определенной управленческой деятельности: ограничения личных знаний, навыков, умений и способностей руководителя, препятствующих эффективному управлению. К ним относятся недостаточное понимание особенностей управленческого труда, слабые навыки руководства, неумение человека управлять собой, остановленное саморазвитие и др.

    Внутренние возмущения – это ограничения, существующие внутри самой организации или предприятия, например, конфликтные ситуации в коллективе. К внешним возмущениям в организации относятся ограничения, вызываемые извне, например, экономический кризис, несвоевременная выплата зарплаты.

    Таким образом, управление выполняет важную социально-экономическую функцию, обеспечивая взаимосвязь и взаимодействие субъекта и объекта управления, и во многом предопределяя результативность их совместных действий.

    2. Организация управления [Кремень]

    Организация управления – совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, позволяющая реализовать цели управления [Кремень, с. 19].

    Организация управления рассматривается в виде специфического алгоритма, который может использоваться для практической работы по изучению систем управления и служить удобным способом, определяющим последовательность работ при совершенствовании процесса руководства.

    Рассматриваемый ниже алгоритм включает семь блоков, обозначающих составные части организации системы управления и взаимосвязи между ними (рис.2.2) [Кремень, с. 19].


    Рис 2.2 Организация системы управления

    Блок 1. Изучение целей организационной системы и определение процессов, необходимых для достижения этих целей. Организационная система обычно многоцелевая. Ее элементы с самого начала построены и согласованы так, чтобы обеспечить достижение всего комплекса целей.

    Эти цели с позиции организации управления означают, что для каждой из них должны быть определены процессы, реализация которых обеспечит их достижение; эти процессы должны быть управляемыми. Следовательно, появляются люди, органы, структуры, которые будут выполнять работу по достижению этих целей, и т.д.

    Блок 2. Определение состава системы управления . Знание целей позволяет определить необходимые производственные процессы (функции), т.е. отдельные виды работ, которые необходимо выполнить, чтобы достичь поставленных целей. На этой основе определяются состав и структура организационной системы в целом. Причем характер организации всякого учреждения определяется содержанием деятельности этого учреждения.

    Блок 3. Определение структуры системы управления. Определяются необходимые подсистемы управления, число и уровни управленческих органов, выявляются связи и коммуникации, обосновывается целесообразный тип структуры применительно к конкретным условиям.

    Параллельно устанавливаются сферы компетенции, формулируются и распределяются задачи, права и обязанности органов управления, разрабатывается их внутренняя структура, определяется необходимая численность работников, составляется штатное расписание и т.д.

    Блок 4. Разработка технологии управления. Технология управления – это способы, приемы, порядок выполнения управленческих функций на всех уровнях, во всех подсистемах системы управления. Она должна анализироваться параллельно со структурой управления.

    Блок 5. Определение связей, путей и объемов прохождения информации , разработка форм документов и порядка документооборота, организации делопроизводства. Эти задачи можно решать, когда очевидны принятые решения в области структуры системы управления и технологии управления.

    Блок 6. Подготовка и использование технических средств. Это трудоемкая работа, решаемая в процессе создания автоматизированных систем управления. Комплекс средств организационной техники позволяет решать вопросы механизации обработки информации и на этой основе совершенствовать технологию и методику управления, повышать эффективность управленческого труда.

    Блок 7. Подбор, расстановка и обучение управленческого персонала для работы в создаваемой системе управления. Подбор и расстановка людей могут быть проведены тогда, когда ясны все предыдущие блоки, иначе все будет сделано наугад.

    При анализе организации управления важен учет связей и взаимозависимости отдельных блоков. Их учет существенно влияет на качество решения задач организации управления, позволяет обеспечить системное решение проблемы.

    Связь (1) обусловливает приоритетное определение целей и задач организационной системы в целом, для того чтобы практические действия по организации систем управления исходили из заданных (известных) и осознанных целей.

    Связь (2) отражает принцип необходимого и достаточного разнообразия, утверждающего, что для оптимального функционирования организационной системы необходимо создание такой системы управления, которая позволила бы управлять всеми ее элементами.

    Связи (3,4). Между структурой системы управления и технологией управления должны быть взаимное соответствие и взаимосвязи. В структуре системы управления закладывается распределение задач, прав и обязанностей органов управления. Эти права и обязанности определяются и методически оснащаются в процессе разработки технологии управления. И наоборот, разрабатывая технологию управления, необходимо учитывать предполагаемую структуру органов управления, устанавливаемую степень централизации управления и т.д.

    Связь (5) свидетельствует о влиянии на технологию управления структуры, состава и особенностей управляемой системы. Например, определяющую роль играет тип производственного процесса и т.д.

    Связи (6,7) показывают влияние структуры и технологии управления на формы, порядок документооборота, поток (объем) информации.

    Связи (8, 9) подчеркивают, что выбор технических средств зависит от объема информации и технологии управления, и наоборот, технические средства влияют на технологию управления, на формы и порядок документооборота.

    Связь (10) свидетельствует о влиянии техники на структуру системы управления (например, централизация решений в области управления).

    Связь (11) показывает совокупность (объем) знаний, необходимых руководителям и управленческому персоналу.

    Анализ связи (12) может привести, например, к выводу, что в отдельных случаях приходится приспосабливать структуру под имеющиеся кадры. Это крайне нежелательно, хотя и происходит часто, поэтому задача подготовки (переподготовки) кадров становится более актуальной.

    Таковы взаимосвязи проблем в процессе анализа организации управления. Правильный их учет позволит уверенно изучать систему управления с развитой структурой, сложной сетью коммуникаций и информационных потоков, документооборотом, необходимыми техническими средствами и т.д.

    Основные принципы управленческой деятельности

    Принцип – это основное, исходное положение некоей теории, учения, руководящая идея, главное правило деятельности.

    Принципы управления – это фундаментальные истины, на которых строится система управления в целом или отдельные ее части [Вайнштейн].

    Если функции управления ориентированы на организационную структуру и показывают, что должен делать руководитель в организации, то принципы управления направлены на поведение людей и определяют, как он должен это делать. Принципы управления, в отличие от функций, не связаны жестко между собой, воплощают субъективный опыт руководителя и поэтому могут обогащаться, существенно трансформироваться в зависимости от конкретной ситуации, от нового управленческого опыта руководителя.

    Управление современной организацией строится на следующих основных принципах [Мещерякова]:

    1) принцип соответствия персонала структуре : нельзя подстраивать организацию к способностям работающих людей, надо строить ее как инструмент для достижения четко обозначенной цели и подбирать сотрудников, способных обеспечить достижение этой цели. Первоначально создается продуманная структура, в которой нет лишних подразделений или уровней управления, а затем подбираются соответствующие кадры;

    2) принцип единоначалия , или административной ответственности одного лица:каждый работник должен отчитываться о своей деятельности перед одним руководителем и получать приказы только от этого руководителя. Если один исполнитель получает непротиворечивые приказы сразу от двух руководителей, то это неэффективно, так как налицо ненужное дублирование. Но если приказы разные или противоречивые, то неэффективным становится само исполнение. Кроме того, распыляется ответственность административных лиц, неясно, кто должен отвечать за неправильный приказ;

    3)принцип департаментализации – создания новых подразделений (департаментов): организация строится снизу вверх, на каждом этапе анализируется необходимость создания новых подразделений. Следует точно установить функции и роль подразделения, его место в общей структуре организации;

    4) принцип специализации управления : все регулярно повторяющиеся действия нужно распределять между работниками управленческого аппарата, не дублируя их;

    5) принцип диапазона управления : на одного руководителя не должно приходиться в среднем более 6-12 подчиненных. При исполне­нии физической работы в подчинении у руководителя может находиться до 30 человек, но чем выше уровень управления, тем меньше диапазон контроля, который может осуществлять руководитель. На вершине управленческой пирамиды в непосредственном подчинении руководителя находится 3-5 человек;

    6) принцип вертикального ограничения иерархии : чем меньше иерархических степеней, тем легче управлять организацией, т.к. управление становится более мобильным;

    7) принцип делегирования полномочий : руководитель не должен делать то, что может сделать его подчиненный, при этом управленческая ответственность остается за руководителем;

    8) принцип соотношения : на всех уровнях управления власть и ответственность должны совпадать. В рамках своих полномочий руководитель несет всю полноту личной ответственности за действия подчиненных ему людей;

    9) принцип подчинения индивидуальных интересов общей цели : функционирование организации в целом, и каждого ее подразделения в отдельности, должно быть подчинено стратегической цели развития организации;

    10) принцип вознаграждения : каждый работник должен получать вознаграждение за свой труд, и оно должно оцениваться им как справедливое.

    Поменьше административного духа в деловой жизни,
    побольше делового духа в административной жизни.

    1.1 Архитектура системы управления

    В процессе управления компания и её часть — система управления — образуют структуру, подчинённую вектору целей. Качество управления обеспечивается при этом двумя факторами:

    • архитектурой структуры , т.е. функциональной нагрузкой её элементов (включая каналы коммуникаций) и упорядоченностью (организацией, иерархией) элементов в структуре;
    • функциональной пригодностью самих элементов, входящих в структуру, для осуществления возлагаемых на них функций (своего рода «квалификационным» уровнем элементов).

    Ошибки в построении структуры могут свести практически на нет высокую функциональную пригодность элементов структуры; поэтому при функционально пригодных (хороших в этом смысле) элементах, образующих структуру, ошибка управления тем не менее, будет вне допустимых пределов.

    При разработке архитектуры системы управления компании необходимо учитывать, что компания представляет собой производственно-хозяйственную, социальную, экологическую систему. Такое определение объекта управления означает, что:

    1. система управления компанией имеет многоцелевой характер;
    2. цели управления имеют различную природу (производственную, экономическую, социальную, экологическую и техническую);
    3. результатом деятельности предприятия являются эффекты различной природы, характеризующие степень достижения целей;
    4. в системе управления необходимо осуществлять постоянное слежение за изменением целей и корректировать целеустремленность объекта управления;
    5. ошибки в постановке целей неизбежно приведут к нарушению паритета целей и неоправданному расходу ресурсов;
    6. развитие компании, как и производство продукции, является постоянным процессом и осуществляется в интересах достижения всего вектора целей;
    7. корпоративные стандарты , регламентирующие систему управления и управленческие отношения, должны активно способствовать достижению объективных целей компании.

    [ 1 ] компании, как по составу, так и по структуре, формируется на основе системы процессов производства продукта (хотя и видится иначе ). Эта система нанизывается на систему производственных процессов (функциональную структуру) и поддерживает их стационарный режим, своевременно реагируя на возможные отклонения. Помимо этого компания вынуждена поддерживать взаимодействия с внешней средой, стимулировать благоприятные условия во внешней среде для компании и своевременно реагировать на различные аспекты среды, результат , — дополнительные звенья (посты, подразделения и т.д.) в системе управления.

    На достаточно больших предприятиях:

    • Организация управления — это построение системы управления и поддержание её в работоспособном состоянии, в частности воспроизводство стандартов управления и организационное проектирование;
    • — это процесс, протекающий в системе управления , несомый ею.

    Т.е. организация управления и управление — два разных дела , которыми профессионально далеко не всегда могут заниматься одни и те же люди.

    Инструмент руководства компании для достижения поставленных целей, путем воздействия на объект управления , при отклонениях процессов и производимых продуктов от заданного значения (по количеству, качеству и себестоимости), под влиянием внутренних изменений в компании и под влиянием внешних воздействий.

    Представляет собой созданную до начала процесса управления, совокупность:

    Устойчивость и качество процесса управления обеспечиваются архитектурой системы управления, которая остается стандартной (неизменной) в процессе управления и наличием внештатных рабочих групп, которые формируются по мере необходимости и могут формироваться для разрешения непредусмотренных форс-мажорных обстоятельств либо задач развития. В задачу рабочих групп входит выработка возможных управленческих решений, которые в свою очередь должны реализовываться административной структурой.

    Система управления позволяет заранее предусмотренным — стандартным — образом реагировать на изменения во внешней среде и во внутренней организации объекта управления, а так же на изменения, вызванные самим процессом управления.

    1.2 Стандарты управления

    Кроме системы бюжетирования , одной из функций, которой является соединение различной операционной деятельности в компании в единую производственно-финансовую систему, роль такого рода «клея», объединяющего множество частных функций в одну целостность, выполняет корпоративная культура в целом, и в частности, — поддерживаемая в компании система стандартов .

    В системе управления компании в процессе функционирования всегда имеет место большое число периодически повторяющихся функций, процессов и действий по принятию управленческих решений. При этом, как правило, существует масса разнообразных вариантов реализации одного и того же управленческого решения, процесса и множество всевозможных принципов и подходов к принятию аналогичных управленческих решений. В таких условиях, самопроизвольно и постепенно начинается формирование неких типовых моделей поведения системы управления — так называемых стандартов «де-факто» . При этом не всегда стандарты «де-факто» фиксируют желаемые для собственников и администрации компании свойства системы управления.

    Период формирования таких стандартов может быть очень длительным, в ходе которого поведение системы управления компании при отсутствии типовых моделей будет характеризоваться сильным разбросом параметров своего функционирования. Другими словами, в одних и тех же ситуациях при равных условиях система управления может функционировать по-разному, часто непредсказуемо и далеко от наиболее эффективного варианта.

    В соответствии с указанным, существует необходимость в оказании целенаправленных воздействий на процесс формирования стандартов управления в компании (управлять стандартизацией системы управления) посредством разработки, внедрения и использования неких оптимальных стандартных принципов, процессов, функций и инструментов управления.

    С другой стороны, процессы, связанные с развитием компании, существенно актуализируют вопросы повышения управляемости децентрализованными, пространственно-распределенными подразделениями (дочерними компаниями, филиалами, представительствами). Уже сейчас многие крупные компании формируют и распространяют единые принципы ведения бизнеса, планирования и отчетности; стандартные требования к персоналу и шаблонные управленческие технологии, часто зафиксированные в корпоративных информационных системах.

    Ощутимым преимуществом де-факто стандартов является относительная безболезненность их внедрения и использования, поскольку данный процесс реализуется постепенно (эволюционно). Однако процесс развития стандартов де-факто является неуправляемым со стороны администрации компании и может часто фиксировать нежелательные для руководства модели поведения компании, кроме того, период формирования таких стандартов достаточно длителен.

    Поэтому существует потребность в воздействии на процессы воспроизводства стандартов управления через непосредственную их разработку.

    Обыденное сознание часто отождествляет стандартизацию и унификацию и, стремясь к разнообразию, составляющему проявление красоты реальной жизни, возражает против стандартных решений разного рода во многих отраслях деятельности. Однако, По существу же лучший стандартизатор — Бог: около ста элементов Периодической таблицы создают основу всему многообразию, которое мы видим в жизни. И всё многообразие это — комбинаторика стандартных элементов и решений на разных иерархических уровнях.

    Решение большинства задач, которые возникают в жизни компании, организация производства большинства продуктов в сфере деятельности компании, вполне могут быть решены комбинацией стандартных методов, это не требует ни привлечения дополнительных ресурсов, ни дополнительного обучения персонала.

    Система стандартов позволяет согласовать деятельность различных подразделений, задать единые для всех требования к ее осуществлению, а так же формирует условия постоянной воспроизводимости этой деятельности с заданным результатом. Другими словами продукты производятся компанией СТАБИЛЬНО.

    В то же время стандарт в зависимости от его уровня может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на систему управления компании . Корректность выбора и установления уровня стандарта может повлечь различные эффекты в компании, и не любой стандарт управления имеет положительное действие, более того неверное установление стандартов может быть опасным для компании . Нельзя «занижать» требования в стандартах.

    1.3 Стандартное управление

    Администрирование тоже имеет свою типовую технологию, т.е. стандартный процесс по решению различных вопросов, возникающих в процессе работы.

    Администрирование (управление) — это процесс, в котором рассматривается, как организовать или создать для какой-либо производственной деятельности следующие условия (или исправить недочёты в этих условиях):

    • производственные площади;
    • оборудование, материалы и инструменты;
    • согласованное движение потоков (материальных, информационных, финансовых);
    • скоординированную деятельность персонала;
    • линии коммуникации; и так далее,

    с тем, чтобы создавать продукт в нужном количестве, заданного качества и себестоимости, а также обеспечить оптимальную устойчивость этой деятельности.

    Процесс администрирования (управления) , представляет собой адресное распространение функционально ориентированной информации по элементам управленческой структуры, неизменной в процессе управления .

    СТАНДАРТНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ означает, что применяется обычный порядок действий, который соответствует стандартам компании.

    Например . Правильный способ завести автомобиль существует. Вы проверяете, есть ли в баке бензин, стоит ли автомобиль на нейтральной передаче. Вы включаете стартёр, поворачивая ключ зажигания. Подаётся бензин, и автомобиль заводится. Если изменить эту последовательность. Например, если автомобиль был на первой передаче, то он дёрнется и заглохнет. Тем не менее, автомобиль не заводится, и тогда вызывают механика. И механик обнаруживает, что либо нет топлива, либо не было включено зажигание.

    Точно так же обстоят дела с любой стандартной ситуацией, которая у вас возникает в процессе работы, общения и т.д. Для нее тоже существует какая-то четко определенная, типовая последовательность действий для решения возникшей проблемы, определенного рода стандарт.

    Существует способ сделать что-либо правильно. Правильные способы, которыми что-либо делается, называются ТЕХНОЛОГИЕЙ (алгоритмом). И самое главное, что этот способ четко определен и при соблюдении у каждого приводит к желаемому результату.

    Для того чтобы различные сферы деятельности и подразделения компании, могли нормально существовать и развиваться, они должны иметь свою какую-то своеобразную технологию. А кроме этого, все должны знать эту технологию и ПРИМЕНЯТЬ. Примером может служить закон. Это тоже технология, принятая государством.

    Для того чтобы быть хорошим руководителем или сотрудником, необходимо знать, как правильно делать что-то, быть способным применять то, что знаешь, и добиваться выполнения этого, быть способным исправить нарушения и вернуться к правильным действиям в стандартах.

    Поскольку любая обширная сфера деятельности неизменно состоит из огромного количества отдельных действий, администрирование будет выглядеть сложным, если только вы не научитесь рассматривать один стандарт в единицу времени и приводить его в соответствие с другими стандартами .

    Предмет управления кажется трудным только потому, что те, чья работа связана с администрированием, РЕДКО УСВАИВАЮТ ПРАВИЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ. Вместо этого они делают какие-то другие, странные вещи (из лучших побуждений), которые, когда их рассматривают в целом, складываются в бардак.

    Критерием для любой системы стандартов является следующее: будет ли результатом выполнения этих стандартов слаженно работающая компания, которая производит ценный конечный продукт в нужном количестве при заданном качестве, и будет ли в результате их выполнения обеспечена устойчивость компании.

    Действия в соответствии со стандартом (знание и применение наших процедур) являются общим знаменателем в каждом случае устойчивого развития подразделения или компании. Несоответствие стандарту (незнание и неприменение наших процедур) - общим знаменателем каждого случая краха.

    Таким образом, если сотрудники компании, не знающие стандарт или пренебрегающие им и не применяющие его, ежедневно создают безумные ситуации, просто знайте: они пытаются завести автомобиль, приваривая крышку багажника или начищая шины!

    Решение проблемы всегда и неизменно состоит в следующем: найдите стандарт, примените его и избавьтесь от всех действий, которые находятся не в соответствии со стандартом.

    Обобщенный критерий эффективности администрирования должен давать возможность оценивать все виды организационных преобразований, а не только какие-то отдельные аспекты деятельности компании. Это позволяет придать всем бизнес процессам строго целевой характер и управлять компанией как единой системой.

    После освоения данной главы студент должен:

    знать

    Основные характеристики групповых процессов в организации;

    уметь

    Выявлять различные организационные структуры;

    владеть

    Технологиями взаимодействия в компаниях с различными организационными структурами.

    Содержание управленческой деятельности и основные управленческие функции

    Руководитель играет важную роль в любой организационной системе. Его деятельность тесно связана со всеми аспектами функционирования организации. Изучение психологии управленческой деятельности представляет определенную сложность. В настоящее время в большей степени изучены внешние проявления управленческой деятельности, а не ее внутреннее содержание.

    Изучение психологии менеджмента целесообразно проводить с опорой на деятельностный подход. Понятие деятельности имеет статус общенаучной категории и изучается такими науками, как философия, социология, психология, экономика, инженерные дисциплины, физиология и др.

    Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта . Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мотивов).

    Деятельность предполагает два основных плана характеристики – внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический). Внешняя характеристика деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности.

    Предмет труда – совокупность вещей, процессов, явлений, которыми субъект должен мысленно или практически оперировать в процессе работы. Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда – система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, структуры и содержания, операционных средств ее реализации .

    К структурным компонентам деятельности относятся: цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др.

    Анатолий Викторович Карпов классифицировал виды деятельности следующим образом:

    • по предметной сфере труда (профессии и специальности);
    • по специфике содержания (интеллектуальная и физическая);
    • по специфике предмета ("субъект-объектные" виды, где предметом деятельности является какой-либо материальный объект, и "субъект-субъекгные", где предметом трудовых воздействий выступают люди);
    • по условиям осуществления (деятельность в нормальных и в экстремальных условиях);
    • по общему характеру (трудовая, учебная, игровая) и др.

    Комплексная природа управленческой деятельности как индивидуально-совместной определяет не только ее принадлежность к особому, специфическому типу деятельности, но и предопределяет наличие у нее ряда базовых психологических особенностей. Управленческая деятельность характеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования той или иной организации. Чем больше управленческая деятельность сосредоточивается вокруг неисполнительских функций и освобождается от непосредственно исполнительского труда, тем выше ее эффективность.

    Суть управленческой деятельности – организация деятельности других людей, т.е. "деятельность по организации деятельностей" (деятельность "второго порядка"). Это свойство рассматривается в теории как основное – атрибутивное для управленческой деятельности (поэтому она и обозначается понятием метадеятельности).

    Цель управленческой деятельности – обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Содержание управленческой деятельности единообразно но своей сути и представляет собой выполнение ряда стандартных управленческих функций: планирование, прогнозирование, мотивирование, принятие решения, контроль и пр.

    Труд руководителя направлен на решение двух аспектов деятельности – обеспечение технологического процесса и организацию межличностных взаимодействий. Деятельность руководителя более эффективна, если руководитель является не только формальным начальником, но и лидером и умеет соединить иерархическое ("соблюдение дистанции") и коллегиальное (координационное) начала.

    По мнению А. В. Карпова, управленческая деятельность достаточно специфична по типичным условиям, которые подразделяются на внешние и внутренние. К внешним условиям относятся:

    • жесткие временные ограничения;
    • хроническая информационная неопределенность;
    • наличие высокой ответственности за конечные результаты;
    • нерегламентированность труда;
    • постоянная нехватка ресурсов;
    • частое возникновение так называемых экстремальных – стрессовых ситуаций.

    К внутренним условиям относятся:

    • необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач;
    • противоречивость нормативных (в том числе законодательных) предписаний, их неопределенность, а часто и отсутствие;
    • несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствие;
    • множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны;
    • практически полная неалгоритмизованность деятельности и др.

    В теории управления существует три базовых подхода к рассмотрению процесса управления: процессный, системный и ситуационный.

    Согласно процессному подходу процесс управления рассматривается как хронологически упорядоченная и циклически организованная система управленческих функций. Таким образом, условием успешного управления является не только эффективность управленческих функций, но и их точная организация в рамках единого процесса.

    По мнению А. Файоля, существует пять базовых управленческих функций: предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать . Впоследствии были выделены такие функции, как: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, распорядительство, руководство, мотивирование, коммуникация, координация (интеграция), исследование, контроль, оценка, принятие решения, коррекция, подбор персонала, представительство, маркетинг, управление инновациями и др.

    При этом все управленческие функции могут быть сгруппированы в четыре базовые категории:

    • планирование;
    • организация;
    • мотивирование;
    • контроль.

    Кроме того, выделяют две так называемые связующие функции (направленные на согласование базовых функций) – принятие решения и коммуникация .

    Планирование – это система способов, посредством которых руководство обеспечивает единую направленность усилий всех сотрудников организации на достижение поставленных целей, включающая в себя разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план.

    Организация – система мер, направленная на оптимизацию совместной деятельности сотрудников для достижения целей, включающая разработку режимов работы, адаптации к изменениям внешних и внутренних связей в системе управления, координацию деятельности.

    Мотивирование – побуждение сотрудников к качественному выполнению поставленных задач в соответствии с делегированными обязанностями.

    Контроль включает в себя установление стандартов, измерение достигнутого в работе, сравнение достигнутого с ожидаемым, а также действия, направленные на коррекцию отклонений от первоначального плана.

    Принятие решения – это выбор того, как и что планировать, мотивировать, организовывать и выполнять.

    Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми в процессе совместной деятельности.

    Системный подход исходит из того, что любая организация является системой, состоящей из взаимозависимых частей.

    Основная задача руководителя в этом случае – видеть организацию как единый организм, единую систему, составляющие части которой взаимодействуют как друг с другом, так и с внешним миром.

    Однако необходимо учитывать, что современные организации являются так называемыми социотехническими системами, т.е. они внутренне неоднородны и включают в себя качественно различные компоненты. Они состоят из комплекса подсистем, которые должны быть согласованы иерархически (по типу субординации) и "горизонтально" (по типу координации).

    Системный подход сформулировал новое понимание организаций как социотехнических систем, а также способствовал укреплению междисциплинарных связей теории управления с другими науками и направлениями исследований (общая теория систем Л. фон Берталанфи, "индустриальная динамика" Д. Форрестера, исследования "административных систем" Ч. Барнарда, исследования по теоретическим основам управления (кибернетическое направление) Н. Винера).

    Кроме того, системный подход продемонстрировал необходимость комплексного подхода к теории управления на основе интеграции различных школ управления.

    Ситуационный подход представляет собой единую методологию, способ мышления в области организационных проблем и способов их решения. Согласно данному подходу любая организация является открытой системой, находящейся в постоянном взаимодействии с внешней средой, когда основные причины того, что происходит в организации, необходимо искать в той ситуации, в которой организация работает. С точки зрения данного подхода ситуация определяется как конкретная система обстоятельств и условий, влияющих на организацию в данное время.

    В соответствии с данным подходом процесс управления включает четыре основных макроэтапа:

    • 1. Формирование управленческой компетентности руководителя.
    • 2. Умение предвидеть последствия определенных шагов в той или иной ситуации и проводить их сравнительный анализ.
    • 3. Адекватная интерпретация ситуации и выделение внешних и внутренних ситуационных переменных; оценка эффектов от воздействия на них.
    • 4. Согласование выбранных руководителем приемов управления с конкретными условиями на основе требования максимизации положительного и минимизации отрицательного эффектов.

    Основным в этом процессе является третий этап. Необходимо учитывать, что конкретные наборы ситуационных переменных могут сильно варьироваться. Однако есть ряд базовых переменных, которые актуальны для большинства управленческих ситуаций (рис. 1.1). Ситуационный подход показал, что эффективность любого подхода определяется ситуацией управления.

    Рис. 1.1. Структура внешней среды организации

    • Шадриков В.Д. Способности и деятельность. М., 1995.
    • Карпов А. В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2005.
    • Карпов А. В. Указ. соч.
    • Грейсон Дж., О"Дейл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991.
    • Альберт М., Мескон Л/., Хедури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.