Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Методика расчета по возмещению коммунальных услуг. Расчет объемов КУ для нежилых помещений без ИПУ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПЛАТЕЖЕЙ
ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
ПРИ КОМБИНИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ
УЧЕТА ИХ ПОТРЕБЛЕНИЯ
ПО ПРИБОРАМ И НОРМАТИВАМ

Москва
2003

В настоящей Методике даны рекомендации по расчету платежей за услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения (отопление и горячее водоснабжение) при комбинированной системе учета их потребления по приборам (в зависимости от конкретной конфигурации установки приборов учета: на ЦТП, на домовых вводах, на вводах в квартиры, на нагревательных приборах в помещениях) и нормативам. Рассмотрены также вопросы организации начисления и сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Методика разработана Институтом экономики ЖКХ

(к. э. н. Бычковский И. В., к. э. н. Минц И. Г.)

Основные понятия и термины

Экономически обоснованный тариф (ЭОТ) на жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги - удельная стоимость обслуживания 1 м 2 площади жилищ или предоставления единицы материального носителя коммунальной услуги (1 м 3 воды, 1 Гкал тепла и т. п.), обеспечивающая возмещение текущих эксплуатационных затрат и затрат на развитие (расширенное воспроизводство) инфраструктуры при установленной надежности и качестве услуг. ЭОТ на коммунальные услуги может быть двухкомпонентным.

Тарифы для потребителей - размер оплаты единицы натурального измерителя (м 2 площади жилья, м 3 воды, Гкал тепла и т. п.), в расчете на который осуществляются платежи потребителей за жилищно-коммунальные услуги.

Социальная норма площади жилья - минимальный социальный стандарт, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормативы потребления коммунальных услуг (минимальные социальные стандарты) - нормативы, характеризующие минимально необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения объемы потребления материального носителя услуг, которые должны быть реально обеспечены всем гражданам за счет личных средств и субсидий малоимущим.



Исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, осуществляется предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Среднестатистический норматив потребления - сложившейся в населенном пункте и контролируемый приборными измерениями средний объем удельного потребления материального носителя коммунальной услуги в расчете на одного потребителя: используется, в основном, для расчета платежей потребителей.

Минимальный социальный стандарт не должен превышать среднестатистический норматив потребления услуг.

Нормативы измеряются количеством материального носителя услуги (м 3 воды или сточной жидкости, Гкал тепла, кВт/час электроэнергии, м 3 газа и т. д.)

Материальный носитель коммунальной услуги - производимые, доставляемые и потребляемые в процессе жизнедеятельности домохозяйств, предприятий и организаций вода, тепловая и электрическая энергия, газ, а также отводимые сточные воды, собираемые и утилизируемые бытовые отходы. Материальный носитель представляет собой вещественную составляющую коммунальной услуги, на реализацию которой заключается договор купли-продажи. На доставку материального носителя потребителю заключается договор возмездного предоставления услуг. В совокупности договор на предоставление ЖКУ носит смешанный характер.

Единственное жилье - жилое помещение, занимаемое гражданином по договору социального найма или найма в связи с членством в жилищном, жилищно-строительном кооперативе либо принадлежащее гражданину на праве собственности, если у данного лица нет иных жилых помещений по любому из указанных выше оснований. Единственным жильем признается также несколько (два и более) жилых помещений, в которых гражданин либо члены его семьи имеют право пользования, если суммарная площадь этих помещений не превышает социальной нормы площади жилья для данной семьи.

Расчетно-кассовый центр (РКЦ) - самостоятельный хозяйствующий субъект либо подразделение службы, выполняющей функции заказчика (муниципального заказчика), обеспечивающий начисление платежей за жилье и коммунальные услуги с учетом льгот и субсидий, их сбор и учет, а также распределение средств между организациями-поставщиками услуг.

Прибор учета на домовом вводе - измерительный прибор, обеспечивающий измерение поданного объема материального носителя услуги (тепла, холодной и горячей воды и др.); устанавливается на вводах систем горячего и холодного водоснабжения, трубопроводах систем теплоснабжения в многоквартирных домах.

Узел учета и регулирования - комплекс устройств, измерительных и регулирующих приборов, обеспечивающий учет потребления в здании холодной воды, учет и регулирование потребления тепла и горячей воды.

Квартирный прибор учета воды - измерительный прибор, обеспечивающий учет потребления холодной и горячей воды в квартире.

Распределитель тепла - специальное устройство, которое устанавливается на нагревательных приборах (радиаторах, конвекторах) и используется для измерения потребления тепла (Гкал) для отопления каждого помещения (комнаты) квартиры в многоквартирных жилых домах.

Общие положения

Задача финансового оздоровления ЖКХ требует новых подходов к ценообразованию, совершенствования организации оплаты коммунальных услуг, стимулирования ресурсосбережения предприятиями и потребителями услуг. В частности, важен переход к приборному учету.

В настоящее время в большинстве городов России (даже при наличии приборов учета в отдельных квартирах и на 25 - 40 %% домовых вводов) расчеты с потребителями осуществляются по нормативам, зачастую не отражающим реальных объемов потребления. Как правило, нормативы завышены, что ведет к оплате реально не потребленных услуг.

В этой связи необходим четкий механизм определения платежей за коммунальные услуги при комбинированной системе учета их потребления - как по приборам, так и по нормативам. При этом можно будет исходить из показаний приборов, учитывая интересы установивших их потребителей. Выбрать единый подход к расчетам платежей и их распределению между потребителями без приборного учета достаточно сложно. Имеющие место попытки распределить фактический объем потребления воды, тепла по показаниям домового прибора учета между жителями, исходя из количества проживающих в каждой квартире или общей отапливаемой площади жилья, вызывают, как правило, противодействие потребителей. Полученные таким образом результаты иногда превышают объемы потребления, рассчитанные даже по завышенным удельным нормативам. Это объясняется тем, что приборы на домовых вводах помимо фактических объемов потребления услуг жителями отражают расход воды и тепла на общедомовые нужды (уборка лестничных клеток, подъездов, мытье мусоросборочных камер, уборка придомовой территории, полив зеленых насаждений и др.), а также потери и утечки во внутридомовых сетях.

Кроме того, серьезные проблемы расчета платежей по нормативам и показаниям приборов связаны с различными конфигурациями систем приборного учета. В практике встречаются следующие основные комбинации установки приборов учета:

Только на домовых вводах трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения, теплоснабжения в многоквартирных жилых домах. Распределение оплаты по квартирам осуществляется по нормативам (возможно несоответствие с показаниями приборов);

На вводах в отдельные квартиры и нежилые помещения внутридомовых трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения - квартирные водосчетчики (усложняется технология расчета и появляются конфликтные ситуации между соседями, несоответствие между суммой платежей по приборам и нормативам в квартирах и подачей в здание);

На вводах в квартиры и нежилые помещения двухтрубных поквартирных систем отопления - квартирные теплосчетчики. Коллизии возможны в результате сверхнормативного потребления тепла, потерь и утечек во внутридомовых сетях;

На нагревательных приборах (радиаторах, конвекторах) - распределители тепла. Основная проблема - большие погрешности такого учета.

Развитие системы учета потребления воды и тепловой энергии по показаниям приборов учета, а также повышение ценовой чувствительности к нерациональному потреблению услуг требует серьезного изменения методических подходов к формированию и использованию нормативов потребления воды и тепловой энергии.

"Бухучет в здравоохранении", 2012, N 5

В статье описывается методика определения лимита денежных средств, получаемых бюджетным учреждением в рамках государственного задания по статье "Коммунальные услуги и расходы на содержание имущества", с учетом Приказа Минэкономразвития России "О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях".

Расчет объемов потребления энергоресурсов и источники финансирования их потребления

Одним из видов расходов в деятельности любой организации являются расходы на оплату коммунальных услуг. В каждом учреждении здравоохранения существуют постоянные расходы на коммунальные услуги, которые классифицируются как расходы на содержание имущества. К ним относятся расходы на электроэнергию и теплоэнергию и переменные расходы, связанные непосредственно с оказанием услуг, такие как расходы на холодное и горячее водоснабжение, теплоэнергию и электроэнергию.

Для получения коммунальных услуг учреждение здравоохранения заключает договоры с поставщиками соответствующих услуг. Для заключения договора на предоставление услуг как бюджетные, так и автономные учреждения должны провести открытый аукцион в электронной форме. Однако Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусматривает ряд ситуаций, в которых возможно размещение заказа на оказание услуг у единственного поставщика или путем запроса корректировок. К таким случаям относится оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

Следующим вопросом после заключения договора встает вопрос о том, из каких средств будет проводиться оплата коммунальных услуг. С принятием Федерального закона N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменились основные финансовые механизмы функционирования учреждений здравоохранения. Согласно Федеральному закону N 83-ФЗ государственные и муниципальные учреждения здравоохранения могут иметь следующий правовой статус: казенные, новые бюджетные или автономные. Способ финансирования казенных учреждений здравоохранения остался неизменным. Казенное учреждение здравоохранения (например, психиатрическая больница) финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Сумма денежных средств, предусмотренная сметой, рассчитывается исходя из суммы расходов предыдущего периода и не учитывает количество оказанных учреждением услуг. Бюджетное и автономное учреждения финансируются иначе. Им выделяются субсидии на выполнение государственных или муниципальных заданий . Получение субсидии на выполнение государственного или муниципального заказа отражается в учете следующими записями:

Д-т 4 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам".

К-т 4 401 10 180 "Прочие доходы"

начислены доходы в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания.

К-т 4 205 81 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам".

При этом размер субсидии на обеспечение выполнения государственного задания определяется исходя из нормативных затрат. В нормативные затраты на оказание бюджетными и автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг включаются затраты, прямо или косвенно связанные с оказанием услуги, в том числе:

  • оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
  • затраты на приобретение расходных материалов;
  • техническое обслуживание;
  • оплата коммунальных услуг;
  • содержание здания;
  • сигнализация, охрана и т.п.

Нормативные затраты на оплату коммунальных услуг рассчитываются учредителем бюджетного или автономного учреждения на основании Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат, утвержденных Приказом Минфина России, Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 137н/527, а также Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13.12.2010 N 458 "Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Роспотребнадзора, государственных услуг (выполнения работ) и нормативных затрат на содержание их имущества".

Для определения нормативных затрат могут использоваться следующие методы:

  • нормативный;
  • структурный;
  • экспертный.

Нормативные затраты на коммунальные услуги определяются обособленно по видам энергетических ресурсов исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения или исходя из фактических объемов потребления коммунальных услуг за прошлые годы с учетом изменений в составе используемого при оказании государственных услуг особо ценного движимого и недвижимого имущества:

  • нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение;
  • нормативные затраты на горячее водоснабжение;
  • нормативные затраты на теплоснабжение;
  • нормативные затраты на электроснабжение.

При этом нормативные затраты на коммунальные услуги учредители определяют самостоятельно, как правило, они устанавливают нормативы потребления коммунальных услуг на единицу государственной услуги для группы учреждений, находящихся в однотипных зданиях и оказывающих одинаковый набор услуг. В свою очередь, лимиты на содержание имущества учреждения рассчитываются с учетом расходов: на потребление электроэнергии в размере 10% от общего объема затрат образовательного учреждения на оплату данного вида коммунальных платежей; на потребление тепловой энергии - в размере 50% от общего объема затрат учреждения на оплату этого вида коммунальных платежей .

Однако финансовых средств, предусмотренных субсидией, может быть недостаточно для оплаты коммунальных услуг. И прежде всего это связано с позицией Минэкономразвития, согласно которой начиная с 2009 г. государственные и муниципальные учреждения должны снизить объемы потребляемых ресурсов.

Минэкономразвития в Приказе от 24.10.2011 N 591 "О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях" определил методику расчета объемов снижения потребляемых учреждением ресурсов. Бюджетные организации получили задание по фактическому снижению потребления каждого энергетического ресурса в течение 5 лет не менее чем на 15%. При этом ежегодное сокращение потребления ресурсов должно быть не менее чем 3%.

Таким образом, в целях планирования бюджетных ассигнований государственное (муниципальное) учреждение должно самостоятельно подготовить информацию о снижении объема потребления энергетического ресурса в отчетный период и в течение 45 календарных дней с момента завершения отчетного периода направить ее главному распорядителю бюджетных средств.

Определение объемов снижения потребления ресурсов включает в себя следующие этапы:

  • определение базового показателя;
  • расчет объемов снижения потребляемого ресурса;
  • приведение полученных данных к сопоставимым условиям.

Определение базового показателя

Базовым показателем для расчета снижения объемов выступают показатели 2009 г., а именно данные приборов учета энергетического ресурса не менее чем за 330 календарных дней 2009 г. Приказом также предусмотрены два способа определения базового показателя, в случаях если потребление энергетического ресурса осуществлялось без приборов учета более 35 дней. Первый способ используется в тех случаях, если потребление ресурсов осуществлялось без использования приборов учета свыше 35 дней не только в 2009 г., но и в отчетном периоде. В такой ситуации объем потребления определяется исходя из объема потребления ресурса в 2009 г., в котором в соответствии с договором поставки осуществлялась оплата. Второй способ используется, если в отчетном периоде потребление ресурсов осуществлялось с использованием приборов учета более чем за 330 календарных дней, и учитывает показатели первого последующего после 2009 года, в котором объем потребления энергетического ресурса определялся на основании фактических данных приборов учета энергетического ресурса не менее чем за 330 календарных дней такого года. В таком случае базовый показатель рассчитывается по формуле:

Vбаз. = Vотчетн. год. перв. прибор x (1 + 0,03 x N), (1)

где Vбаз - базовый объем потребления;

Vотчетн. год. перв. прибор - объем потребления энергетического ресурса в первом последующем после 2009 г. году, в котором объем потребления энергетического ресурса определялся на основании фактических данных приборов учета энергетического ресурса не менее чем за 330 календарных дней такого года;

N - разница между годом, за который определен Vотчетн. год. перв. прибор, и 2009 г. (определяется в количестве лет) .

Расчет объемов снижения потребляемого ресурса

После определения базового объема потребления ресурсов учреждению необходимо произвести расчет объемов снижения потребляемых ресурсов.

Так, объем снижения потребления энергии, используемой для отопления зданий , определяется в три этапа с использованием следующих формул.

Определение удельного показателя потребления соответствующего энергетического ресурса на кубический метр общего объема зданий:

Uотч. объем = (Vотч. потребл. x Кпот. тепл.) / Vотч. объем, (2)

Uотч. объем - общий объем зданий в метрах кубических, определенный по данным на конец отчетного периода;

Кпот. тепл. - поправочный коэффициент. (Расчет величины поправочного коэффициента смотри ниже.)

Определение базового объема потребления ресурса:

Uбаз. объем = Vбаз. потребл. / Vбаз. объем, (3)

Vбаз. объем - общий объем зданий, по которому определялся базовый объем потребления в метрах кубических;

Uбаз. объем - удельный показатель потребления соответствующего энергетического ресурса на кубический метр общего объема зданий.

Определение объема снижения потребляемого энергетического ресурса:

V = ((Uотч. объем / Uбаз. объем) - 1) x Vбаз. объем, (4)

Uбаз. объем - удельный показатель потребления соответствующего энергетического ресурса на кубический метр общего объема зданий в том году, по которому определялся базовый объем потребления.

Объем снижения других потребляемых ресурсов рассчитывается также в три этапа. Первый этап - определение удельного показателя потребления соответствующего энергетического ресурса на квадратный метр общей площади зданий:

Uотч. = Vотч. потребл. / Sотч., (5)

где Vотч. потребл. - объем потребления соответствующего энергетического ресурса в отчетном периоде;

Sотч. - общая площадь зданий на конец отчетного периода.

Второй этап - определение удельного показателя потребления соответствующего энергетического ресурса на квадратный метр общей площади зданий в году, по которому определялся базовый объем потребления:

Uбаз. = Vбаз. потребл. / Sбаз., (6)

где Vбаз. потребл. - базовый объем потребления соответствующего энергетического ресурса;

Sбаз. - общая площадь зданий в году, по которому определялся базовый объем потребления (метр квадратный).

Третий этап - определение объема снижения потребляемого ресурса:

V = ((Uотч. / Uбаз.) - 1) x Vбаз., (7)

где V - объем снижения потребляемого энергетического ресурса в отчетном периоде относительно базового объема потребления;

Uотч. - удельный показатель потребления соответствующего энергетического ресурса на квадратный метр общей площади зданий;

Uбаз. - удельный показатель потребления соответствующего энергетического ресурса на квадратный метр общей площади зданий в году, по которому определялся базовый объем потребления.

Вне зависимости от вида потребляемого ресурса в формулах используется объем общей площади зданий. Согласно Приказу N 591 учреждение для определения общей площади может воспользоваться одной из двух формул.

метрах кубических

Vотч. объем = Vнач. объем + (Vизм. x (dэксп. / 365)), (8)

где Vнач. объем - общий объем зданий на начало отчетного периода (метр кубический);

Vизм. - измененный объем зданий в отчетном периоде (метр кубический);

dэксп. - период эксплуатации Vизм. зданий в отчетном периоде (определяется в днях).

Для определения общей площади в метрах квадратных необходимо использовать следующую формулу:

Sотч. = Sнач. + (Sизм. x (dэксп. x dэксп. / 365)), (9)

где Sнач. - общая площадь зданий на начало отчетного периода (метр квадратный);

Sизм. - измененная площадь зданий в отчетном периоде (метр квадратный);

dэксп. - период эксплуатации Sизм. зданий в отчетном периоде (определяется в днях).

Приведение полученных данных к сопоставимым условиям

Так как на объем потребления ресурсов влияют различные факторы, Приказ N 591 предусматривает учет их влияния при расчете снижения объемов потребления.

Для приведения объема потребления тепловой энергии в отчетном периоде в сопоставимые условия к базовому объему потребления тепловой энергии применяется поправочный коэффициент. Он отражает влияние изменения погодных условий на объем потребления тепловой энергии.

Таким образом, изменение объема потребления энергии с учетом всех влияющих факторов можно рассчитать по формуле:

D = Di x Кпог. тепл., (10)

где Di - доля объема потребления энергии на отопление в объеме потребления в отчетный период;

Кпог. тепл. - коэффициент, отражающий влияние изменения погодных условий на объем потребления энергии.

Поправочный коэффициент учитывает фактические данные о продолжительности отопительных периодов, средней температуре воздуха в отапливаемых помещениях, средней температуре воздуха на улице за отапливаемый период.

Поправочный коэффициент Кпог. тепл. определяется по формуле:

Кпог. тепл. = Котопит. период x К. наружн. темп., (11)

где Котопит. период - коэффициент, отражающий влияние изменения продолжительности отопительных периодов, определяемый по формуле:

Котопит. период = nбаз. / ni, (12)

где nбаз. - фактическая продолжительность отопительных периодов в году, потребление энергетического ресурса в котором является базовым объемом потребления (дни);

ni - фактическая продолжительность отопительных периодов за отчетный период (дни);

К. наружн. темп. - коэффициент, отражающий изменение средней температуры наружного воздуха в отопительные периоды отчетного периода .

После того как рассчитаны плановые объемы потребления ресурсов и учреждение получило лимит средств на оплату коммунальных услуг, перед руководителем учреждения встает вопрос о том, за счет каких источников можно снизить потребление энергоресурсов. На наш взгляд, следующие мероприятия должны способствовать контролю за эффективным потреблением всех видов ресурсов:

  • разработка положения об энергосбережении для организации;
  • разработка положения о порядке стимулирования работников за экономию энергии и энергоресурсов;
  • назначение ответственных лиц за энергосбережение;
  • разработка и соблюдение режима работы электрооборудования;
  • определение порядка отчетности по достигнутой экономии;
  • финансовый учет экономического эффекта от проведения энергосберегающих мероприятий и организация рефинансирования части экономии в проведение новых энергосберегающих мероприятий.

Бюджетный учет расчетов по платежам за коммунальные услуги

Для учета расчетов по коммунальным услугам в бюджетных учреждениях здравоохранения используется счет 10900 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг". На этом счете собираются как прямые, так и накладные расходы, связанные с выполнением работ, услуг. Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги. Накладные расходы распределяются пропорционально прямым материальным затратам согласно базе распределения, определенной учреждением здравоохранения и согласованной с учредителем. Общехозяйственные расходы учреждения распределяются на себестоимость реализованных услуг, а в части нераспределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года.

Затраты на оказание услуг учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета. Группировка затрат осуществляется по видам расходов в разрезе следующих групп затрат:

  • прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг;
  • накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;
  • общехозяйственные расходы;
  • издержки обращения.

Так, для учета расходов на коммунальные услуги будут использоваться следующие счета:

0 109 60 223 "Затраты на коммунальные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг";

0 109 70 223 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг";

0 109 80 223 "Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг";

0 109 90 223 "Издержки обращения в части коммунальных услуг".

Бюджетные учреждения здравоохранения могут оплачивать коммунальные услуги либо за счет средств, полученных от внебюджетной деятельности, либо за счет лимитов субсидии, предоставленной из бюджета соответствующего уровня на выполнение государственного (муниципального) задания.

Для расчетов по принятым обязательствам используется счет 30200 "Расчеты по принятым обязательствам". Группировка расчетов по принятым организацией обязательствам осуществляется по аналитическим группам синтетического счета объекта учета.

Так, для учета обязательств по коммунальным платежам будет использоваться счет 302 20 000 "Расчеты по работам, услугам" .

Рассмотрим примеры отражения бухгалтерских записей по учету коммунальных платежей.

Пример. Бюджетное учреждение здравоохранения "Детская поликлиника N 1" заключило договор на предоставление теплоэнергии стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС - 36 000 руб.). Согласно договору учреждение перечислило поставщику аванс в размере 20% от договорной стоимости - 47 200 руб. (236 000 руб. x 20%). Согласно учетной политике учреждения все затраты на отопление считаются общехозяйственными расходами. Бухгалтер должен сделать следующие записи. Начислены доходы в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания:

Д-т 4 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"

К-т 4 401 10 180 "Прочие доходы" на 236 000 руб.

поступили субсидии на лицевой счет.

Д-т 4 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"

К-т 4 205 81 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам"

поступили субсидии на лицевой счет на 236 000 руб.

Перечислен аванс в счет предварительной оплаты стоимости предоставленных услуг:

Д-т 4 206 23 560 "Увеличение дебиторской задолженности по авансам по коммунальным услугам"

К-т 4 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" на 47 000 руб.

Отражена сумма оказанных услуг на основании счета-фактуры:

Д-т 4 109 80 223 "Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг"

К-т 4 302 23 730 "Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам" на 236 000 руб.

Зачтен ранее перечисленный аванс в счет предварительной оплаты:

К-т 4 206 23 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по коммунальным услугам" на 47 000 руб.

Перечислена окончательная сумма за оказанные услуги:

Д-т 4 302 23 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по коммунальным услугам"

К-т 4 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" на 189 000 руб.

Таким образом, при планировании расходов на коммунальные услуги следует учитывать требование о снижении их объемов потребления.

Литература

  1. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
  2. Приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 138н/528 "Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания".
  3. Приказ Министерства экономического развития РФ от 24.10.2011 N 591 "О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях".
  4. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".

А.Г.Коротких

каф. БуиА

Костромского государственного

технологического университета

Содержащая разъяснения порядка определения количества постоянно и временно проживающих граждан для целей расчета размера платы за коммунальные услуги (далее — КУ) при отсутствии приборов учета. В связи с поступлением в АКАТО большого числа вопросов по порядку расчета размера платы за КУ для собственников нежилых помещений, не оборудованных приборами учета, публикуем дополнительные разъяснения.

Различия расчетов для жилых и нежилых помещений

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее — Правила 354), устанавливают различный порядок расчета платы за коммунальные услуги для жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (далее — МКД) при отсутствии приборов учета. Различный порядок установлен для расчета стоимости потребленных холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод, газа и электрической энергии. Порядок расчета для жилых помещений регламентируется пунктом 42 Правил 354, для нежилых помещений — пунктом 43. Стоимость отопления и для жилых, и для нежилых помещений МКД рассчитывается одинаково согласно пункту 42(1) Правил 354.

Если для жилых помещений, не оборудованных приборами учета, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из , то для нежилых помещений абзацы 2-4 пункта 43 устанавливают:
«При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса .
Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил, а при отсутствии таких данных определяется:
для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения — расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договоре холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, а при отсутствии такого условия — расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении, электроснабжении и газоснабжении ».

Расчетные способы определения объемов потребления КУ

Объемы водоснабжения (горячего и холодного) рассчитываются в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными ПП РФ от 04.09.2013 N776 , которые устанавливают:
«14. Коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях:
а) при отсутствии прибора учета…

15. При расчетном способе коммерческого учета воды применяются:
а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;
б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;
в) метод гарантированного объема подачи воды;
г) метод суммирования объемов воды.
16. Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:

в) при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды , допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены;

18. Применение метода гарантированного объема подачи воды, определенного договорами водоснабжения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, используется в следующих случаях:
а) при отсутствии у абонента прибора учета воды , кроме случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 настоящих Правил;
».

Объем водоотведения для нежилого помещений в соответствии с абзацем 5 пункта 43 Правил 354 определяется «исходя из суммарного объема потребленных холодной воды и горячей воды ».

Объем электроснабжения в отсутствие приборов учета определяется по формулам Приложения N3 к «Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденным ПП РФ от 04.05.2012 N442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Применение расчетных способов

Необходимо отметить, что выбор конкретного расчетного способа определения объема потребления коммунального ресурса для каждого конкретного случая необходимо согласовывать с соответствующей ресурсоснабжающей организацией и фиксировать достигнутые договоренности в соответствующих договорах.

Расчет размера платы за коммунальную услугу, потребленную в нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, рассчитывается как произведение потребленного объема коммунального ресурса, определенного расчетным способом, на тариф на указанный коммунальный ресурс, для соответствующей категории потребителей.

Методики, которыми должен руководствоваться экономист ЖКХ

Пример калькуляции себестоимости очистки воды

Обоснование размера амортизационных отчислений в случае, когда одни и те же основные средства используются для выработки различных услуг

Контроль объема выработанных услуг в натуральных измерителях и в количественных показателях при калькулировании себестоимости

Регуляторы и потребители услуг предъявляют все более жесткие требования к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ), управляющим компаниям. Это касается качества оказываемых услуг, энергоэффективности, прозрачности и обоснованности тарифов. Последнее — прямая ответственность экономиста. Задача профессионального экономиста — рассчитать стоимость всех видов работ (услуг), выполняемых предприятием: техническое обслуживание зданий и лифтов, внешнее благоустройство зданий, уборка придомовых территорий, озеленение территории, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и т. п.

Рассмотрим специфику калькулирования себестоимости очистки воды.

Методики

Цель учета затрат и калькулирования себестоимости — своевременно, полностью и достоверно отразить фактические затраты на выполнение и реализацию услуг в документах о финансово-хозяйственной деятельности, а также проконтролировать эффективность использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов. Цель калькулирования единицы услуги — обосновать тариф на жилищно-коммунальное хозяйство, исчислить налоги, оценить эффективность проведенных технологических и экономических мероприятий.

Отдельно на управляющие организации возложены обязательства по раскрытию финансово-экономической информации (Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (в ред. от 27.09.2014) «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»), в состав которой входят:

  • сметы доходов и расходов, отчет о выполнении смет доходов и расходов;
  • информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости работ (услуг);
  • информация об оказываемых коммунальных услугах, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг.

Важно!

Каждое предприятие сферы ЖКХ и управляющие компании должны иметь калькуляции на свои услуги.

Учет и калькулирование жилищно-коммунальных услуг выполняется на основании Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 № 9 (в ред. от 13.10.2000; далее — Методика).

В Методике представлены формы отчетных калькуляций себестоимости жилищно-коммунальных услуг:

6-в и 6-к — водоснабжение и водоотведение;

6-т — теплоснабжение;

6-гвс — горячее водоснабжение

6-э — электроснабжение;

6-с — санитарная уборка городов;

6-г — гостиницы;

6-п — прачечные.

6-б — бани;

6-общая — прочие виды деятельности

На этапе учета и калькулирования себестоимости отдельных видов работ, при расчете тарифов рекомендуем учитывать положения Методики проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 29.12.1997 № 17-142 (в ред. от 23.02.1999).

Поскольку большая часть предприятий ЖКХ, управляющих компаний относится к регулируемым организациям, на предприятии должны быть следующие распорядительные документы:

  • утвержденные нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
  • порядок регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
  • методические указания о порядке расчета тарифов и размера платы за услуги;
  • система показателей и информационных данных, представляемых для утверждения тарифов;
  • перечень норм и нормативов, которыми должно руководствоваться предприятие при планировании материальных, трудовых и прочих затрат;
  • порядок взаимоотношений с бюджетом;
  • другие документы, имеющие отношение к регулируемой деятельности.

К сведению

Как правило, это распорядительные документы регулирующих органов, но не исключается и издание внутренних локальных нормативных актов.

Если экономист приходит на предприятие, где уже существует экономическая служба, то с введением в должность проблемы возникают редко — есть наставник или более опытный коллега, который подскажет (даст указание), что и как нужно делать. А если должности экономиста ранее не было, то у нового сотрудника может возникнуть вопрос, какие делать расчеты и какие сдавать отчеты.

1) мониторьте действующее законодательство. ЖКХ — сфера достаточно зарегулированная, «нормативка» указанными методиками не ограничивается, постоянно издаются новые законы, приказы и т. п.;

2) согласуйте с главным бухгалтером, как в его представлении выглядят обязанности экономиста на предприятии, поскольку именно главный бухгалтер несет ответственность за финансово-экономическую деятельность компании и в его интересах задать правильное направление в работе экономиста. Кроме того, главный бухгалтер — это еще и лучший внутренний контролер;

3) совет для экономистов негосударственных предприятий — выясните у собственников, директора компании, какие отчеты, расчеты, калькуляции будут им интересны с точки зрения контроля и принятия управленческих решений, кроме обязательных и утвержденных на законодательном уровне;

4) если позволяет бюджет компании — посетите семинар по учету и правовым вопросам в сфере ЖКХ, подпишитесь на специализированные издания для бухгалтеров и экономистов ЖКХ. Это позволит определить первостепенные задачи, избавит от ненужной работы, позволит поддерживать высокий уровень квалификации.

Калькуляция

Элементы затрат и статьи калькуляции зависят от видов деятельности компании, ее специфики и оргструктуры.

Чтобы изучить организационную структуру компании, целесообразно пройти по производственным подразделениям, провести беседы с персоналом, не связанным с ведением учета. Это позволит получить необходимую информацию, представление об условиях производства и определить:

  • информацию и сроки, необходимые для контроля;
  • содержание внутренней отчетности;
  • правильность выбора объектов учета;
  • формы документов и регистров, порядок их составления, обработки и утверждения.

Кроме того, знание технологии производства поможет выбрать наиболее рациональные формы и методы учета затрат на производство услуг и калькулирования себестоимости услуг, цель которых — проконтролировать соблюдение производственных норм и норм потребления жилищно-коммунальных услуг.

Элементы затрат согласно типовой калькуляция на очистку воды по Методике:

  • электроэнергия;
  • материалы;
  • амортизация (износ);
  • ремонт и техническое обслуживание (в т. ч. капитальный ремонт);
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • цеховые расходы.

Рассмотрим калькуляцию себестоимости очистки воды исходя из специфики отдельно взятого предприятия.

В составе материальных затрат (стр. 2) отражается стоимость реагентов, а также фильтрующих материалов. Определяется по их фактическому расходу, действующим ценам с учетом транспортно-заготовительных расходов.

Прямых затрат в виде затрат на оплату труда в условиях данного предприятия нет, поскольку процесс автоматизирован, реагенты подаются с помощью насосов-дозаторов. Штатный аппаратчик химводоочистки отнесен к вспомогательному персоналу цеха, поэтому его зарплата отражается по статье «Цеховые расходы» (стр. 7).

В строке 3 «Амортизация» указываются амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, находящихся на балансе организации ЖКХ и используемых для очистки воды. С определением суммы амортизационных отчислений могут возникнуть трудности из-за отсутствия ответов на вопросы:

1. Амортизацию по перечню каких объектов основных средств включать в себестоимость очистки воды?

2. Основное средство используется только для очистки воды или для других процессов (услуг) тоже? Например, для очистки воды и услуг по подаче технической воды часть оборудования может быть одна и та же — насосы, водоводы, здание и т. п. Соответственно экономисту необходимо определить, какую часть амортизационных отчислений отнести на процесс очистки, а какую — на процесс подачи техводы. За базу распределения можно взять объем воды (как, например, в форме «Расчет-распределение амортизационных отчислений»), время работы оборудования или сумму прямых затрат.

Чтобы ответить на эти вопросы, стоит провести совещание с мастером участка, главным инженером и определить, какое оборудование брать, а результаты совещания закрепить актом-расчетом, который и будет для экономиста основанием. Утверждают акт-расчет главный бухгалтер и директор предприятия.

Аналогичная ситуация по электроэнергии (строка 1): необходим, во-первых, обозначенный перечень оборудования; во-вторых —значения потребленной электроэнергии. Оптимальный вариант — показания приборов учета. Если счетчиков нет, тогда выхода два:

1) включать в себестоимость затраты на силовую электроэнергию, используемую на двигательные и технологические нужды, исходя из норм расхода электроэнергии, объема выполненных услуг, установленной мощности электродвигателей и действующих тарифов;

2) при отсутствии норм расхода электроэнергии затраты электроэнергии (Э п) рассчитываются на основе данных:

О суммарной установленной мощности электромоторов (m );

Числе часов их работы в смену (Т см);

Числе рабочих дней за отчетный период (D р);

Числе смен работы цеха (а );

Коэффициента полезного действия (h ):

Э п = m × Т см × D р × а × h .

В графе 4 указаны затраты на ремонт и техническое обслуживание основных средств, используемых для очистки воды. Затраты на ремонт рационально расшифровать по статьям затрат. Рассмотрим более детально две из них:

1) материалы (4.1) — запасные части, используемые для текущего и капитального ремонта оборудования, механизмов и других основных средств жилищно-коммунального хозяйства, для обслуживания основных средств;

2) затраты на оплату труда — зарплаты и полагающиеся надбавки, премии рабочих, занятых ремонтом и обслуживанием оборудования именно для процесса очистки воды.

На крупных предприятиях, как правило, отдельно выделяют рабочих или бригады, которые занимаются именно ремонтными работами оборудования по очистке. Тогда указывают просто взять всю зарплату такого рабочего или всейбригаде.

На небольших предприятиях одни и те же рабочие могут обслуживать оборудование нескольких участков, по нескольким услугам, например кроме обслуживания участка очистки воды проводить работы по ремонту, монтажу теплосетей, выполнять слесарные работы в домах.

Важно!

Учет выработки ремонтных рабочих следует вести в разрезе тех объектов, где выполнялись работы.

Как быть, если учет не велся? Необходимо обратиться к мастеру и выяснить, сколько времени (% от общего времени) и на каких работах находились рабочие. Можно воспользоваться данными пропускной системы — сколько времени на каком объекты пребывали рабочие. Но это единоразовая мера. Необходимо наладить получение от мастеров участков нарядов выполненных работ в разрезе объектов, обработку, систематизацию и хранение такой информации.

Цеховые расходы (стр. 7) включают заработную плату административно-управленческого и инженерно-технического персонала цеха очистки, амортизационные отчисления, затраты по содержанию зданий и инвентаря общецехового назначения, включая их текущий ремонт, на охрану труда в цехе (устройство и содержание ограждений машин и их движущихся частей, люков, отверстий, сигнализации и т. п.), другие цеховые затраты.

В статью калькуляции «Услуги сторонних организаций (услуги лаборатории)» (стр. 10) включают следующие затраты:

  • на проведение испытаний для определения качества потребляемых сырья и материалов;
  • контроль за соблюдением установленных технологических процессов, нормативов реализации услуг (проведение замеров расхода воды, тепла, топлива и т. п.);
  • ремонт основных средств и пр.

К работам и услугам производственного характера относятся транспортные услуги сторонних организаций по перевозкам грузов (например доставка материалов, запасных частей и др.). В нашем случае на эту статью отнесены услуги лаборатории по проведению анализов очищенной воды, поскольку в штате компании нет своей лаборатории.

К сведению

Если в цехе есть собственная лаборатория по определению качества воды, то статьи «Услуги лаборатории не будет», а в цеховые расходы должны быть включены расходы по содержанию цеховой лаборатории: затраты на оплату труда лаборантов, отчисления на соцнужды, амортизация оборудования, оплата материалов для анализов и проб и другие расходы.

Аналогично с затратами на техническое обслуживание, поверку, ремонт и замену приборов учета (стр. 6):

  • если эти работы выполняет структурное подразделение компании и четко известны затраты, их можно условно приравнять к прямым, значит, можно отражать, как это сделано в калькуляции;
  • если руководство не интересует этот вид затрат (хотя для ЖКХ это принципиально) и работы выполняются службой предприятия, эти затраты могут находится в составе общеэксплуатационных расходов;
  • если такая работа выполняется сторонней, как правило, специально сертифицированной организацией, то затраты плюсуются к «Услугам сторонних организаций» (стр. 10).

Статья «Проведение аварийно-восстановительных работ» (стр. 5) комплексная и включает затраты:

  • на оплату труда работников, закрепленных непосредственно за этой службой;
  • отчисления на соцнужды от затрат на оплату труда этой категории работников;
  • материалы и запасные части, используемые для ликвидации аварии;
  • амортизацию оборудования, закрепленного за аварийно-диспетчерской службой;
  • на горючее и смазочные материалы, используемые аварийными машинами в процессе ликвидации аварий;
  • оплату услуг сторонних организаций, единой диспетчерской службы, связанных с ликвидацией аварий.

Здесь также возможны варианты в учетной политике: затраты на аварийно-восстановительные работ могут относится на затраты на ремонт оборудования.

  • затраты на ремонт планируются и учитываются в разрезе затрат на капитальный и текущий ремонт, есть соответствующие сметы. Запланировать аварийные ситуации — что именно поломается и когда — невозможно. Планируются затраты на аварийно-восстановительные работы исходя из анализа фактической надежности работы объектов ЖКХ. Когда экономист работает с фактом, важно разделять затраты: какие запчасти и материалы использовались на текущий ремонт, а какие — на аварийно-восстановительный. Для этого в первичных документах должна указываться соответствующая аналитика;
  • себестоимость очистки воды является частью Отчетной калькуляции себестоимости отпущенной воды (форма 6-в Методики), где проведение аварийно-восстановительных работ выделено отдельным показателем.

Затраты по управлению организацией (стр. 9.1) включают затраты на оплату труда и соцотчисления работников аппарата управления компании, затраты на все виды командировок работников управления, на оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительские расходы (услуги переводчиков, затраты на проведение совета директоров и ревизионной комиссии), прочие расходы (типографские, почтовые, телефонные, канцелярия), затраты на содержание технических средств управления, содержание зданий и помещений управления (отопление, освещение), расходы на ремонт инвентаря.

К общехозяйственным расходам (стр. 9.2) относят затраты на оплату труда, соцотчисления общеэксплуатационного, не административно-управленческого персонала. Это абонентский отдел, отдел сбыта, диспетчеры, лаборатория (если лаборатория обслуживает в целом все подразделения предприятия), кладовщики центрального склада.

К общехозяйственным расходам относят затраты по содержанию всех основных средств общеэксплуатационного характера; их амортизацию; затраты на ремонт основных средств общехозяйственного назначения; затраты на охрану труда, производимые для общепроизводственных целей; затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, прочие расходы общехозяйственного назначения.

Обратите внимание!

Общеэксплуатационные расходы (раздел 9 калькуляции) распределяются по видам услуг и работ, выполняемым производственными подразделениями организации, пропорционально сумме прямых затрат на эти услуги и работы или другим способом, утвержденным в учетной политике компании.

Баланс по воде

На себестоимость очистки 1 м 3 воды (стр. 12) влияют два показателя:

1) суммарные затраты за период;

2) объем выработанных услуг в натуральных измерителях (стр. 11).

Важно!

Собрать все затраты за период недостаточно — необходимо быть четко уверенным в натуральных количественных показателях.

В данном случае объект калькулирования — кубометры очищенной воды.

Производственная программа организаций может предусматривать как расход воды на питьевые (очищать), так и на технические нужды (не очищать). Поднятая вода частично теряется в трубопроводах (утечки) или не полностью учитывается водомерами, что оказывает влияние на конечную себестоимость.

Объем очищенной воды необходимо подтверждать приборами учета, следовательно, необходимо вести (организовать ведение) журналов учета по каждому счетчику.

На практике все намного сложнее: редко показания только одного счетчика можно использовать для определения количества калькулируемых услуг — необходимо составлять «балансы». Например, достаточно простая схема показана на рисунке, но на практике может быть гораздо больше разветвлений в системе, приборов учета.

Количество очищенной воды в этом случае равно:

Водомер № 3 = Водомер № 1 - Водомер № 2.

Экономист должен четко знать «арифметику» приборов учета, т. е. какие водомеры участвуют в расчете, какие данные суммируются, какие вычитаются и т. д.

Как мы уже говорили, оптимальный вариант — вести учет очищенной воды в виде баланса. В этом случае экономист видит количество, необходимое для калькулирования себестоимости, потери, может оценить динамику других показателей (объем добычи (поднято), сколько пропущено через очистные сооружения), сопоставить количественные показатели с затратами.

Теоретически количество поданной воды на установку очистки должно совпадать с суммарным объемом очищенной воды и стоков. Но практически такое равенство можно получить не всегда из-за протечек, иных не идентифицированных потерь.

Если такие расхождения на предприятии есть постоянно, устанавливают процент допустимых потерь.

В нашем балансе допустимый процент потерь — 2 от суммы граф «Стоки» и «Очищенная вода»:

(8 + 0,6) × 2 / 100 = 0,2 м 3 .

Обратите внимание!

Если потери превышают допустимые значения, необходимо выяснять их причины.

В графе «Потери» рассмотренного баланса как раз и указана разница между подачей на установку и приборами учета после установки очистки.

Особого внимания для правильного расчета себестоимости необходимо уделять и данным графы «Стоки». По сути стоки — это технологические потери.

Например, при механической очистке воды (от примесей, взвесей, цвет, запах) потери на промывку (та вода, которая уходит через водомер в стоки) составляют от 7 до 15 %. При очистке, приводящей к изменению химического состава воды (осматические установки), потери могут составлять от 30 до 50 % в зависимости от селективности и производителя мембраны, качества входящей воды.

Важно!

В компании должны быть утверждены технически обоснованные нормы технологических потерь и порядок калькуляции себестоимости, если потери превышают установленные лимиты.

Выводы

От правильно выстроенного процесса калькулирования затрат и исчисления себестоимости на всех этапах ее формирования зависит:

  • принятие правильных управленческих решений по оптимизации затрат, снижению убыточности по отдельным видам деятельности;
  • экономическое обоснование тарифов на оказываемые услуги;
  • повышение объективности в принятии решений регулирующими органами по установлению тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Экономисту важно так организовать свою работу с фактическими данными в разрезе нужных аналитик, чтобы он мог предоставлять как калькуляции и отчетность, определенную законодательством (Методикой и другими документами), так и отчетность по запросу и в интересах собственника.

Е. С. Панченко,
бизнес-консультант

Методика расчета размера возмещения расходов (размера компенсаций) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопление и освещение)

  1. 1. Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на педагогического работника, определяется по формуле: S = S - S , о л где: S - размер общей площади жилого помещения, приходящейся на педагогического работника (кв. м) (далее - размер общей площади); S - размер общей площади жилого помещения (кв. м); о S - размер площади жилого помещения, на которую предоставляются меры л социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по другим основаниям совместно проживающим с педагогическим работником гражданам (кв. м). 2. Размер компенсации по оплате жилого помещения определяется по формуле: K = S x T , ж ж где: K - размер компенсации расходов по оплате жилого помещения (руб.); ж S - размер общей площади (кв. м); T - размер платы за жилое помещение (руб./кв. м). ж В случае если в размер платы за жилое помещение (T) не включена плата ж за пользование жилым помещением (плата за наем), услуги по вывозу бытовых отходов и обслуживанию лифта, то дополнительно: 1) размер компенсации расходов за наем жилого помещения определяется по формуле: K = S х T , н н где: K - размер компенсации расходов за наем жилого помещения (руб.); н S - размер общей площади (кв. м); T - размер платы за наем жилого помещения (руб.); н 2) размер компенсации расходов на оплату услуг по вывозу бытовых отходов определяется по формуле: K = T х u, бо бо где: K - размер компенсации расходов на оплату услуг по вывозу бытовых бо отходов (руб.); T - стоимость услуги по вывозу бытовых отходов (руб.); бо u - количество лиц, проживающих в жилом помещении, за вычетом лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по другим основаниям; 3) размер компенсации расходов на оплату услуг по обслуживанию лифта определяется по формуле: K = T х u, л л где: K - размер компенсации расходов на оплату услуг по обслуживанию лифта л (руб.); T - стоимость услуг по обслуживанию лифта (руб.); л u - количество лиц, проживающих в жилом помещении, за вычетом лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по другим основаниям. 3. Размер компенсации расходов по оплате освещения определяется по формуле: 1) при отсутствии приборов учета: K = S х (P / 1000) х N х K х T , о уд ч j э где: K - размер компенсации расходов по оплате освещения (руб.); о S - размер общей площади (кв. м); P - удельная мощность приборов освещения в расчете на 1 кв. м уд (15 Вт/кв. м); N - количество часов использования приборов освещения в месяц (8 часов ч х 30.4 дня); K - коэффициент одновременного включения приборов освещения (0.35); j T - тариф на электроэнергию для населения (руб./кВт ч); э 2) при наличии приборов учета: K = P х T , о1 п э где: K - размер компенсации расходов по оплате освещения (руб.); о1 P - показания прибора учета электроэнергии (кВт ч), за вычетом объема п электроэнергии, на который предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по другим основаниям совместно проживающим с педагогическим работником гражданам; T - тариф на электроэнергию для населения (руб./кВт ч). э 4. Размер компенсации расходов по оплате отопления определяется по формуле: 1) при наличии центрального отопления: а) при отсутствии прибора учета: K = S х T , от от где: K - размер компенсации расходов по оплате отопления (руб.); от S - размер общей площади (кв. м); T - плата за отопление жилых помещений (руб./кв. м); от б) при наличии прибора учета: K = V / S х S х T , от1 о тэ где: K - размер компенсации расходов по оплате отопления (руб.); от1 V - показания общедомового (коллективного) прибора учета (Гкал); S - размер общей площади жилых помещений в доме (кв. м); о S - размер общей площади (кв. м); T - тариф на тепловую энергию (руб./Гкал); тэ 2) при отсутствии центрального отопления и использовании электроотопительного оборудования: а) при отсутствии приборов учета электроэнергии на отопление жилого помещения: K = P х T х u, эо эо эо где: K - размер компенсации расходов по оплате электроотопления (руб.); эо P - норматив потребления электроэнергии на отопление жилого помещения эо (кВт ч на чел.); T - тариф на электроэнергию для населения (руб./кВт ч); эо u - количество лиц, проживающих в жилом помещении, за вычетом лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по другим основаниям; б) при наличии приборов учета электроэнергии на отопление жилого помещения: K = P х T , эо1 эо1 эо1 где: K - размер компенсации расходов по оплате электроотопления (руб.); эо1 P - показания прибора учета электроэнергии на отопление жилого эо1 помещения (кВт ч), за вычетом объема электроэнергии, на который предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по другим основаниям совместно проживающим с педагогическим работником гражданам; T - тариф на электроэнергию для населения (руб./кВт ч); эо1 3) при отсутствии центрального отопления и использовании местных газовых приборов: а) при отсутствии приборов учета: K = S х P х Ц, гот гот г где: K - размер компенсации расходов на оплату газоснабжения на отопление гот жилого помещения (руб.); S - размер общей площади (кв. м); P - норматив потребления газа на отопление жилого помещения (куб. м гот на кв. м); Ц - розничная цена на газ, реализуемый населению, а также г жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (руб./куб. м); б) при наличии приборов учета: K = P х Ц, гот1 гот1 г где: K - размер компенсации расходов на оплату газоснабжения на гот1 отопление жилого помещения (руб.); P - показания прибора учета газоснабжения (куб. м), за вычетом гот1 объема газа, на который предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по другим основаниям совместно проживающим с педагогическим работником гражданам; Ц - розничная цена на газ, реализуемый населению, а также г жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (руб./куб. м); 4) при наличии печного отопления педагогическому работнику выплачивается компенсация на приобретение твердого топлива и его доставку в размере 2200 руб. В случае превышения фактических расходов педагогического работника над установленной суммой компенсации и предоставления им документов, подтверждающих оплату приобретенного твердого топлива и его доставку, дополнительно: а) размер компенсации при приобретении в качестве топлива угля рассчитывается: K = N х S х (C / 1000) + K , у у дост где: K - размер компенсации расходов на приобретение угля и оплату расходов у по его доставке (руб.); N - норматив расхода угля в отопительный период (50.4 кг на кв. м); S - размер общей площади (кв. м); C - стоимость угля, подтвержденная документом о приобретенном топливе у (руб./т); K - стоимость транспортных расходов на доставку угля, согласно дост представленному подтверждающему документу; б) размер компенсации при приобретении в качестве топлива дров рассчитывается: K = N х S х C + K , др др дост где: K - размер компенсации расходов на приобретение дров и оплату др расходов по его доставке (руб.); N - норматив расхода дров в отопительный период (0.051 куб. м на кв. м); S - размер общей площади (кв. м); C - стоимость дров, подтвержденная документом о приобретенном топливе др (руб./куб. м); K - стоимость транспортных расходов на доставку дров, согласно дост представленному подтверждающему документу. Размер компенсации за приобретенное топливо и транспортные услуги по его доставке не может превышать фактически произведенных расходов.".