Мой бизнес - Франшизы. Рейтинги. Истории успеха. Идеи. Работа и образование
Поиск по сайту

Электронный муниципалитет. Что такое «Электронный муниципалитет»? Межведомственное информационное взаимодействие

Сегодня важно, чтобы муниципальное сообщество, органы местной власти, активные граждане на местах были включены в управленческие, технологические, информационные процессы, которые происходят в стране. Развитие информационного общества, информационных технологий и социальных сетей ведет к появлению новых форм политического участия. Все более востребованы инструменты работы с новыми социальными и электоральными группами - креативным классом, новыми горожанами и другими - и формирование соответствующего этим группам контента. Зарождающиеся электронные формы непосредственного осуществления самоуправления населением созвучны обозначенной президентом задаче формирования цифровой экономики.

В своем Послании Федеральному собранию 1 декабря 2016 года Владимир Путин поручил до 1 июня разработать и утвердить программу «Цифровая экономика» и запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического направления - «цифровой экономики». Пятого июля на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам глава государства подчеркнул, что цифровая экономика - это не отдельная отрасль, а, по сути, уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, бизнеса, социальной сферы, и сравнил задачу построения цифровой экономики по ее масштабам с задачей электрификации страны в двадцатом веке.

Одним из институтов цифровой экономики является государственное и муниципальное управление. На местном уровне мы вправе называть систему отношений в сфере муниципального управления термином «цифровой муниципалитет». Перед нами стоит задача формирования института цифрового муниципалитета. Составляющими этого института являются: физическая инфраструктура (сети, центры обработки данных и другое); системы управления жизненным циклом данных; управление безопасностью и рисками; инфраструктура пространственных данных (геосенсоры, сеть геостанций).

Какие характеристики имеет цифровой муниципалитет? Это предоставление муниципальных услуг в проактивном режиме (дистанционное взаимодействие с государством), в реальном времени и по экстерриториальному принципу; электронный документооборот; внедрение интегрированных цифровых платформ управления муниципальными топливно-энергетическими, водными и транспортными ресурсами; активное вовлечение жителей в управление развитием муниципалитета.

В рамках политики стратегического планирования перспективна реализация концепции «умного муниципалитета». В программе развития цифровой экономики предусмотрено создание «умных городов». Цифровые технологии в муниципальном управлении позволят вести оперативный и достоверный учет ресурсов; повысят надежность генерации и доставки топливно-энергетических ресурсов потребителям путем применения цифровых технологий мониторинга, диагностики и управления; повысят эффективность управления транспортными потоками и использования муниципальной транспортной инфраструктуры; повысят эффективность транспортного и градостроительного планирования. Важный аспект созд

Программа представляет собой информационно-справочную систему для решения задач в органах государственной и муниципальной власти, оказывающих услуги населению и предназначена для повышения качества и доступности муниципальных услуг, предоставляемых гражданам и организациям, и способствует упрощению процедуры и сокращению сроков предоставления услуг; расширению возможностей самообслуживания, повышению технологической осведомленности и квалификации граждан и сокращению очередей.

Программа взаимодействует с большим количеством других автоматизированных систем и обеспечивает выполнение следующих функций:

  • просмотр и администрирование информации
  • осуществляет запись на прием, заполнение и отправку бланков документов
  • ведет статистику посещений
  • создает опросы
  • создает карточки обращений
  • позволяет узнать состояние прохождения своего обращения, заявки и исполнения поручений

Что такое «Электронный муниципалитет»?

«Электронный муниципалитет» - эффектное решение для реализации государственной программы «Информационное общество (2011-2020)»

Он позволяет:

  • Повысить качество, эффективность и доступность, предоставляемых гражданам и организациям, муниципальных и государственных услуг, упростить процедуры и сократить срок их оказания;
  • Сократить очереди;
  • Снизить воздействие фактора географического местоположения;
  • Сократить нагрузку на специалистов;
  • Предоставить гражданам возможность самообслуживания.

Электронные сервисы для граждан на вашем сайте или на инфокиоске

Онлайн-сервис проверки состояния обращений граждан. Используя возможности системы, гражданину не нужно звонить или приходить в организацию, чтобы узнать, на каком этапе находится его обращение. Пользователю достаточно зайти на сайт и ввести в специальную форму идентификационный номер обращения, после чего он получит информацию о том, на каком этапе рассмотрения находится его обращение.

Онлайн-сервис проверки состояния заявки. В режиме реально времени, реального доступа гражданин узнает, на каком этапе находится прохождение его заявки. Работают с ней или отклонили.

Информационно-справочная система

  • Полноценное веб-приложение.
  • настраиваемый интерфейс
  • раздел администрирования
  • создание опросов
  • интернет-приемная
  • электронная очередь
  • статистика, аналитика
  • отчеты для руководителя
  • правовая информация
  • личный кабинет

Система «Электронный муниципалитет» состоит из блоков:

Описание блоков:

Базовый блок «Информационно-справочная система муниципалитета» (терминал\сайт):

Базовый блок содержит 5 информационных кнопок. Базовый блок может отображаться в интернете и на информаионном сенсорном терминале.
Все содержимое наполняется с помощью блока администратора.

Возможности базового блока:
  • Просмотр состояния своего обращения
  • Просмотр состояния прохождения своего обращения
  • Узнать изменения сроков исполнения
  • Отображение результатов исполнения обращения, заявки

Просмотр информации по категориям

  • Автоматическое формирование документов, на основе заполненной информации
  • Просмотр графика приема, контактной информации
  • Запись на прием
  • Просмотр правовой информации
Сервис «Заполнение бланков» (для сайта):
  • Пользователь выбирает услугу
  • Выбирает документ для заполнения
  • Заполняет поля в специальной форме
  • Нажав на кнопку сформировать документ, на экране появляется уже заполненный документ
  • Документ можно сохранить, распечатать или отправить по почте

Пример полей для заполнения заявления (слева) и уже сформированного заявления(справа) на доставку товара в разделе услуг: Товары и услуги



Блок «Раздел администратора» (сайт):

Раздел администратора представляет собой систему внутреннего пользования для управления содержимым системы.


Возможности блока администратора:
  • Добавление информации об услугах
  • Изменение информации об услугах
  • Составление графиков приема и расписания записи на прием
  • Управление настройками системы
  • Создание документов для заполнения
Блок «Просмотр состояния прохождения документов пользователей»(терминал\сайт)

Данный блок дает возможность гражданам не выходя из дома узнать состояние прохождения своего обращения, заявки. Этот сервис делает работу муниципалитета "прозрачной" для граждан. Человеку достаточно зайти на сайт, ввести в специальную форму (Рис1.) штрих-код (идентификационный номер) и получить ответ (Рис2.) о состоянии прохождения своего документа

УДК 352.075

«электронный муниципалитет» как перспективная модель эффективного местного самоуправления*

а. в. шевандрин,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономической информатики и управления E-mail: shevandrin@mail. ru

Волгоградский государственный университет

Реализация задачи формирования информационного общества в Российской Федерации актуализирует исследования в области систематизации уже полученных результатов создания основных элементов электронного правительства. В статье представлены основные теоретические положения формирования электронного правительства на местном уровне. Сделан обзор основных проблем информатизации муниципальных образований и предложены меры по их устранению.

Ключевые слова: электронный муниципалитет, местное самоуправление, информатизация.

Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65, обозначила качественно новые уровни функциональной деятельности органов публичной власти, управления и организации местного самоуправления. Это стало отправной точкой для введения целого ряда новых понятий и качественно новых действий - «электронное правительство», «электронный муниципалитет», «электронная услуга» и др.

*Работа выполнена в рамках гранта Рособразования от 18.08.2009 № П 904 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. «Обеспечение эффективного исполнения государственных функций и предоставления услуг учреждениями и региональными органами исполнительной власти».

не получило широкого применения. Справедливо подходить к электронному муниципалитету как к выражению определенной концепции, представлению скорее «будущего состояния» муниципальной деятельности и качественно нового развития муниципальных образований на основе активного освоения и применения новых информационных технологий на муниципальной службе, содействия другим инфраструктурным звеньям в производстве и оказании качественных услуг на территории.

Период становления и развития субъектов муниципального управления сопровождается значительным ростом информационных потоков, связанных с необходимостью получения и обмена достоверной информацией в реальном масштабе времени. По существу, задача повышения эффективности определяется в первую очередь возможностями качественного анализа полученной информации, последующей подготовки и принятия решения, а также контроля за его исполнением. В связи с чем электронный муниципалитет рассматривается как инструмент перехода на новое качество муниципального управления.

В широком смысле под электронным муниципалитетом следует понимать сетевую информационно-коммуникационную инфраструктуру местного самоуправления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих и административных процессов в масштабах территории и служащую цели существенного по-

вышения эффективности местного управления и снижения трансакционных издержек для каждого субъекта муниципального образования.

Электронный муниципалитет может быть представлен как нижний уровень в иерархии элементов электронного государства:

1) федеральное электронное правительство (Правительство РФ);

2) электронное ведомство (федеральные органы исполнительной власти РФ);

3) региональное электронное правительство (органы исполнительной власти субъектов РФ);

4) электронный муниципалитет (органы местного самоуправления).

Реализация модели электронного муниципалитета в местном самоуправлении позволит снизить степень информационного неравенства, повысить прозрачность и контролируемость местной власти со стороны общества, сократить влияния человеческого фактора в деятельности чиновников «на местах», привлечь к управлению широкие слои населения территории.

Для достижения указанных задач и преимуществ электронного муниципалитета в процессе информатизации деятельности органов местного самоуправления необходимо обеспечить реализацию следующих принципов:

> обеспечение электронного обмена информацией с гражданами (открытая нормативная база, порталы электронных услуг, интернет-приемные);

> принцип «одного окна» в предоставлении государственных услуг с применением электронного обмена информацией между гражданами и ведомствами, а также между самими ведомствами;

> отказ от использования бумажной технологии документооборота (внутри муниципалитета, а также межведомственный, между уровнями власти);

> применение электронных технологий в работе чиновников (базы данных, информационно-аналитические программы, геоинформационные системы).

Архитектура электронного муниципалитета как комплекс организационно-технических и нормативно-правовых требований, обеспечивающих согласованное и взаимоувязанное развитие государственных информационных систем, может быть представлена следующими основными элементами1:

1) системы обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов и местного самоуправления на основе ИКТ;

2) системы предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием современных ИКТ;

3) межведомственная система электронного документооборота;

4) системы планирования и мониторинга деятельности органов местного самоуправления;

5) нормативная правовая база создания всех уровней электронного правительства;

6) системы единой инфраструктуры сервисов и данных - комплекс общефедеральных государственных систем, реестров и классификаторов;

7) обеспечивающие ИКТ-системы и системное обеспечение для внутренних процессов государственных органов;

8) технологическая инфраструктура и система ее поддержки;

9) система управления и методического обеспечения программы формирования «электронного государства».

Применение интернет-технологий в реализации электронных муниципалитетов позволяет резко повысить качество, достоверность и скорость обработки информации, обеспечить доступ в режиме online к различным базам данных, делает возможным преобразование информации в любую документальную форму для последующего использования или хранения. Внедрение интернет-технологий в деятельность органов муниципального управления должно пройти ряд этапов. Согласно данным Отделения государственной экономики и управления ООН и Американского общества государственного управления выделяют пять основных этапов этого процесса2.

Первый этап - возникающее веб-присутствие (или размещение информации) - связан с выходом правительственных агентств в электронные сетевые структуры. На этом этапе государственные учреждения имеют один или несколько сайтов, которые выполняют информационную роль. Эти сайты информируют граждан о составе органа власти, его подразделениях, чиновниках, адресах, телефонах, часах приема и т. д. Страницы государственных органов, как правило, не поддерживаются централизованно и не объединяются в

1 Gridnev V. E-Government Architecture (Part 2 - Design for RF) // eGov Russia. URL: http://www. gridnev. info/?p=152.

2 Антанович Н. А.«Электронное правительство» как технология перехода от государственного администрирования к эффективному государственному менеджменту // Наука и инновации. 2005. № 1. С. 53.

портал. На сайтах можно обнаружить и «обратную связь» в виде информирования о наиболее часто задаваемых вопросах.

Второй этап - продвинутое веб-присутствие (или обратная связь) - позволяет пользователям получать специализированную и постоянно обновляемую информацию через множество правительственных сайтов. Здесь есть возможность получать правительственные публикации, юридические документы, новостную информацию. Число правительственных агентств в сети увеличивается. Появляются информация об электронных адресах, сервисы поиска и размещения комментариев. На этапе «обратная связь» правительственные сайты содержат первые элементы интерактивности: отправление вопросов и получение ответов граждан посредством электронной почты, доступ к образцам справок и форм.

Третий этап - интерактивное веб-присутствие - характеризуется интенсификацией возможности взаимодействия между гражданами и правительственными структурами, предоставляющими государственные услуги. Национальный правительственный сайт действует в виде портала, прямо связывающего пользователя с министерствами, агентствами и департаментами. Взаимодействие между гражданами и провайдерами услуг позволяет пользователям сети напрямую иметь доступ к информации, соответствующей их потребностям и интересам. Пользователь может получать специализированные данные, загружать различные формы и бланки, подписывать их через сеть, участвовать в электронных собраниях. Здесь появляются системы разграничения прав доступа авторизации пользователей. На сайте должна быть предусмотрена возможность осуществлять некоторые операции в режиме online. Например уплата штрафов, заказ справок, продление лицензий и т. п.

Четвертый этап - трансакционное веб-присутствие - включает возможность для пользователя получать через сеть документы и осуществлять сделки. Граждане могут получать визы, паспорта, свидетельства, разрешения, другие трансакционные услуги. Через региональные порталы становятся возможными регистрация предприятий, оформление финансовых документов, легализация иностранных документов и т. д. Эти «интерактивные интегрированные услуги» предполагают создание объединенных порталов различных ведомств и служб. Правительственные и региональные порталы включают как сервисы услуг, так и системы интернет-банкинга. Таким

образом, возможна реализация платных государственных услуг, а также уплата налогов, штрафов, сборов и т. д. Подобные порталы скорее ориентированы на нужды и приоритеты граждан, чем на правительственные функции и структуры.

Пятый этап - полностью интегрированное веб-присутствие - создание электронной системы государственного управления на основе единых стандартов, а также правительственного портала как единой точки доступа ко всем услугам - и для граждан, и для бизнеса. Границы между правительственными учреждениями очень подвижны, что позволяет говорить о новом качестве организации их деятельности.

Работа по созданию электронных муниципалитетов ведется во многих городах РФ. Обобщая опыт проделанной работы, можно выделить следующие общие проблемы.

Указанные преимущества электронного муниципалитета возможно реализовать, обеспечив доступность и максимальное привлечение населения к информационно-коммуникационным технологиям. Недостаточный интерес муниципальных властей к использованию интернет-технологий в своей деятельности обусловлен низкой степенью проникновения всемирной сети в малых городах и сельских поселениях. По данным бюллетеня «Развитие интернета в регионах России» 3, аудитория пользователей всемирной сети в прошлом году возросла более чем на 20 %. Основной прирост был обеспечен регионами, так как центр давно уже имеет очень высокую степень проникновения Интернета. Наиболее активное проникновение идет в крупных городах: в городах-миллионниках всемирную сеть использует 51 % взрослого населения; в селах - менее 20 % людей старше 18 лет.

Таким образом, ключевым вопросом становится обеспечение высокого уровня доступности информации и технологий для населения. Решение проблемы цифрового неравенства может быть обеспечено комплексом мероприятий, включающим:

Создание инфраструктуры широкополосного интернет-доступа на всей территории страны, в том числе через механизм государственно-частного партнерства;

Повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

3 Развитие интернета в регионах России // Компания «Яндекс». URL: http://company. yandex. ru/facts/researches/inter-net_regions_201LxmL

Формирование единого информационного пространства, в том числе для задач обеспечения национальной безопасности;

Модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм;

Создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам.

К общим проблемам реализации электронного муниципалитета относят как недостаточное финансирование, так и неэффективное использование средств, выделяемых для проектов информатизации. Выделяемые средства расходуются в первую очередь на создание информационной инфраструктуры, т. е. на приобретение вычислительной техники, системного программного обеспечения и организацию каналов связи. Как правило, данные расходы направлены на решение локальных задач, при этом не учитывается проблема будущей аппаратной и программной интеграции созданных ресурсов в единую муниципальную информационную систему. Решением данной проблемы может стать стандартизация систем электронного муниципалитета в области совместимости форматов и протоколов информационного обмена.

Многие крупные муниципалитеты России имеют свои концепции информатизации, в рамках которых идут разработки и реализуются проекты по созданию собственных муниципальных информационных систем. При этом есть сферы деятельности администраций муниципалитетов, которые законодательно регламентируются и потому могут быть автоматизированы и растиражированы на все муниципальные образования. В связи с чем на федеральном уровне актуальна задача инвентаризации выполненных проектов и имеющихся систем силами экспертного сообщества, а также создание банка «модельных» информационных систем. В результате чего можно получить линейку информационных продуктов, каждый из которых решает некоторую специфическую проблему электронного муниципалитета, а 1Т-специалисты органов местного самоуправления могли бы собирать требуемую конфигурацию, соответствующую масштабу и потребностям муниципального образования.

Электронный муниципалитет предполагает использование такого подхода к реализации внутренней операционной деятельности администраций муниципальный образований, как «безбумажные» технологии, предусматривающие

создание электронных систем оборота документов и обмена сопутствующей информацией, а также взаимодействие «бумажной» и «безбумажной» систем между собой для поэтапного освобождения от внутренних «бумажных технологий». Для реализации перехода на «безбумажные технологии» документооборота муниципалитетов необходимо решить следующие задачи:

Обучить всех сотрудников органов местного самоуправления работе с современными компьютерными системами и программными продуктами;

Обеспечить надежную информационную защиту;

Обеспечить юридическую значимость электронного документа.

Электронная цифровая подпись приобретает в данном контексте особую важность, так как обеспечивает достоверность информации в информационных системах. Таким образом, становится возможным использование вместо бумажного документа его электронного аналога в случае, когда электронный документ является электронным дубликатом или электронной копией бумажного документа.

Следующая проблема реализации электронного муниципалитета заключается в монополизации информационных ресурсов, поскольку муниципалитет не является полноправным собственником информации о собственных территориальных ресурсах, и является только участником в тех или иных регламентах согласований, где основную разрешительную функцию выполняют территориальные органы федеральных ведомств. Таким образом, целесообразно на законодательном уровне санкционировать межведомственный электронный информационный обмен, в котором равноправными участниками будут как муниципальные власти, так и прочие организации - участники систем «одного окна».

Действующие государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативной технической базы. Содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных,

Использование недокументированных форматов данных, протоколов обмена, иных закрытых информационных технологий, отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, и затрудняют доступ граждан и организаций к государственным информационным системам. Это снижает оперативность подготовки управленческих решений, совместимость информационных систем, что отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.

Использование в деятельности органов государственной власти закрытых технологий, отсутствие единой государственной политики, опоры на идеологию открытых информационных систем (открытых стандартов) ведет к росту технологической зависимости ведомств от поставщиков средств информационных и коммуникационных технологий, снижает экономическую эффективность создания и развития информационных систем, нарушает права граждан и организаций на равный доступ к государственным информационным системам5.

В настоящее время, когда развитие информационных технологий становится приоритетом экономической политики государства, более важное значение приобретает аналитическое обеспечение этого процесса. Очевидна необходимость углубления анализа результатов реализации мероприятий по формированию электронного правительства с упором на проведение исследований именно на муниципальном уровне. При этом лишь анализ на постоянной основе того, что в реальности происходит в регионах, какие базовые предпосылки для развития того или иного направления в том или ином муниципалитете, позволит проводить действительно эффективную государственную политику в области развития сектора как на федеральном, так и на региональном уровне.

4 Петрова Е. А., Калинина А. Э. Электронное правительство как институт управления региональной экономикой // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 2. Ч. 2. С. 302.

5 Петрова Е. А., Калинина А. Э. Методологические аспекты

формирования и развития электронного правительства региона // Экономика региона. 2008. № 4 (16). С. 195.

Официальная статистическая информация пока не располагает данными, которые бы характеризовали уровень применения информационных и коммуникационных технологий муниципалитетами. Методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р, не содержит специального раздела количественной оценки уровня информатизации муниципального образования. И предлагает единственный количественный индикатор в области реализации концепции электронного муниципалитета - доля муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями в электронном виде.

Поэтому группой ученых и 1Т-специалистов Института дистанционного обучения Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС) в середине 2008 г. было подготовлено и проведено экспертное исследование

О.Н. ВАНЕЕВ, кандидат юридических наук, советник Экспертно-правового управления Законодательного собрания Красноярского края Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение информации о деятельности указанных органов в сети Интернет. С 1 января 2010 г. перечень такой информации установлен законодательно. Информатизация деятельности органов местного самоуправления связана с созданием и функционированием официальных сайтов органов местного самоуправления.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 34.07: 352.075

Страницы в журнале: 59-62

О.Н. ВАНЕЕВ,

кандидат юридических наук, советник Экспертно-правового управления Законодательного собрания Красноярского края

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение информации о деятельности указанных органов в сети Интернет. С 1 января 2010 г. перечень такой информации установлен законодательно. Информатизация деятельности органов местного самоуправления связана с созданием и функционированием официальных сайтов органов местного самоуправления. Процесс информатизации деятельности органов местного самоуправления связан с понятием «электронный муниципалитет», определение которого приводится в статье.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, электронный муниципалитет, электронное правительство, информация, информатизация, сайт.

Electronic municipality: ways of communication between local government and population

One of ways of providing an access to the information about local authorities’ activities is putting this information on the Internet. Since January, 1 2010 the list of information about local authorities’ activities on the Internet is enacted. Informatization of local authorities’ activities is connected with creation and functioning of official websites of local self-government bodies. The process of informatization of local authorities’ activities is connected with the notion of electronic municipality. Its definition is given below in the article.

Keywords: local authorities, electronic municipality, information, informatization, website.

С 1 января 2010 г. наступил новый этап информационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением, проживающим на территории муниципального образования. Это связано с вступлением в силу Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон). Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение информации о деятельности указанных органов в сети Интернет. То есть это связано с информатизацией деятельности органов местного самоуправления.

Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. На сегодняшний день в современном научном и правовом смысле процесс информатизации деятельности органов местного самоуправления связан с понятием «электронный муниципалитет». Данное явление получило внедрение на муниципальном уровне власти.

В Концепции информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов города Перми до 2008 года, определении путей ее реализации, утвержденной постановлением администрации г. Перми от 26.10.2004 № 3160, закрепляется, что «электронный муниципалитет - социально ориентированный инструмент городского управления на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)».

В муниципальной программе «Электронный город Новый Уренгой на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением мэра г. Новый Уренгой от 03.06.2002 № 162/1, под электронным муниципалитетом понимается «комплекс прикладных систем информатизации с использованием технологий электронного документооборота, экспертных и информационно-управляющих систем, распределенных баз данных и знаний, обеспечивающих эффективное решение задач местного самоуправления и взаимодействия с федеральными органами, хозяйствующими субъектами, социально-экономическими структурами и гражданами».

В долгосрочной целевой программе города Омска «“Электронный Омск” на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением администрации г. Омска от 28.08.2009 № 696-п (в ред. от 21.10.2009), ставится задача создания системы «Электронный муниципалитет» - «комплекса программно-технических средств органов местного самоуправления города Омска, муниципальных предприятий и учреждений, обеспечивающего повышение эффективности системы муниципального управления и оказания муниципальных услуг гражданам и хозяйствующим субъектам, достоверное и оперативное информирование населения о деятельности органов местного самоуправления города, социально-экономических и общественно-политических процессах, протекающих в городе Омске, на основе применения ИКТ».

«Развитая информационно-коммуникационная система администрации города Томска позволяет ставить и решать качественно новые задачи, являющиеся актуальными для информационного общества XXI века в аспекте “электронного муниципалитета”», утверждается в Основных направлениях информатизации органов администрации муниципального образования «Город Томск» на 2008-2012 годы.

Разработка и реализация проекта «Электронный муниципалитет» предусмотрены в муниципальных актах городов Ухты, Бийска, Нижнего Новгорода, Волгограда, Новосибирска, Белгорода и др.

Информатизация деятельности органов местного самоуправления связана с созданием официальных сайтов органов местного самоуправления. Например, официальный сайт администрации г. Красноярска - муниципальная информационная система общего пользования, размещенная в сети Интернет, в состав которой (системы) входят информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности администрации города, подведомственных ей муниципальных предприятий и учреждений, необходимую гражданам и организациям для обеспечения их прав и законных интересов (в соответствии с постановлением администрации г. Красноярска от 04.07.2006 № 609 (в ред. от 05.02.2009)).

Данное определение имеет важное отличие от закрепленного позже в ст. 1 Закона определения официального сайта государственного органа или органа местного самоуправления. Обязательным элементом официального сайта органа местного самоуправления по Закону является электронный адрес, который включает доменное имя, права на которое принадлежат органу местного самоуправления. Официальный сайт администрации г. Красноярска размещен по электронному адресу www.admkrsk.ru, но в определении об официальном сайте отсутствует указание, что электронный адрес включает доменное имя, права на которое принадлежат администрации г. Красноярска.

Основными принципами функционирования официального сайта администрации Красноярска являются системность представления информации; интерактивность; открытость; объективность и точность.

Из 17 городских округов в Красноярском крае официальные сайты имеют 12:

Г. Ачинск (www.adm-achinsk.ru);

Г. Норильск (www.norilsk-city.ru);

Г. Красноярск (www.admkrsk.ru);

Г. Дивногорск (www.divnogorsk-adm.ru);

Г. Боготол (www.bogotolcity.ru);

Г. Енисейск (www.eniseisk.ru);

Г. Канск (www.kansk-adm.ru);

Г. Минусинск (www.minusinsk.info);

Г. Сосновоборск (www.sosnovoborsk.org);

Г. Шарыпово (gorodsharypovo.ru);

ЗАТО г. Железногорск (www.admk26.ru);

ЗАТО г. Зеленогорск (www.zeladmin.ru).

В соответствии со ст. 13 Закона информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети Интернет, содержит:

1) общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе его наименование и структуру, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб органа местного самоуправления; сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; сведения о руководителях органа местного самоуправления и его структурных подразделений; перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления; сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления (при наличии);

2) информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе изданные им муниципальные правовые акты, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации; административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению; порядок обжалования муниципальных правовых актов;

3) информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;

4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности и иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

5) информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления;

6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;

7) статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления, в том числе данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения об использовании выделяемых бюджетных средств; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности в местный бюджет;

8) информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; перечень образовательных учреждений, подведомственных органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;

9) информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений и иных организаций, в том числе: порядок и время приема граждан и представителей организаций, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилию, имя, отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема граждан и иных лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; обзоры обращений граждан и иных лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

Состав информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети Интернет, определяется соответствующими перечнями информации, которые утверждаются в порядке, определяемом самими этими органами.

Понятие «электронный муниципалитет» связано с понятием «электронное правительство», которое происходит от англоязычного electronic government и поэтому достаточно многозначно. Классической формулировкой является следующая: электронное правительство - это информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Функционально деятельность электронного правительства можно разделить на четыре составляющих: государство для государства (взаимодействие государственных органов); государство для граждан (предоставление государственных услуг для населения); государство для бизнеса (предоставление государственных услуг для хозяйствующих субъектов); государство для служащих (электронный документооборот). Общепринятые обозначения указанных видов взаимодействия таковы: G2G - государство для государства; G2C - государство для граждан; G2B - государство для бизнеса; G2E - государство для служащих.

Выделяют пять последовательных стадий развития электронного правительства:

1) начальное появление - развернуто онлайновое присутствие в сети Интернет органов власти;

2) расширенное присутствие - число сайтов органов власти постоянно увеличивается, а информация на них делается все более динамичной;

3) интерактивное взаимодействие - пользователям предоставляется возможность загружать типовые формы различных официальных документов, направлять обращения через электронную почту и взаимодействовать через сайт;

4) проведение транзакций - пользователи могут реально осуществлять различные сделки (транзакции) с органами власти в онлайновом режиме;

5) бесшовное взаимодействие - полная интеграция электронных услуг в пределах административных границ.

Под электронным муниципалитетом мы понимаем информационное взаимодействие органов местного самоуправления с населением и организациями с использованием информационно-коммуникационных технологий, основанное на принципах открытости, доступности и достоверности информации о деятельности органов местного самоуправления, свободы поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления законным способом, соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, прав организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности органов местного самоуправления.

Развитие информационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением связано с распространением информационных киосков на территории муниципального образования. Информационный киоск администрации г. Красноярска рассматривается как элемент единой справочно-информационной системы администрации города, которая призвана обеспечить информационную открытость деятельности администрации города для субъектов жизнедеятельности города. Информационный киоск представляет собой программный комплекс, в состав которого входят программа с адаптированным для неквалифицированного пользователя web-интерфейсом и информационное наполнение. Информационный киоск размещается в терминальных устройствах, имеющих сенсорную панель. Практика г. Красноярска показала, что наиболее востребованы информационные киоски в платежных терминалах (хотя при этом перед органами местного самоуправления возникает вопрос о взаимодействии с собственниками данных терминалов).

Кроме получения справочной информации о деятельности администрации города и муниципальных учреждений, через информационные киоски можно записаться на прием к руководителям администрации города, написать обращение (жалобу), а также записаться на прием к врачу (пока только в две поликлиники).

Можно утверждать, что органы местного самоуправления в развитие информационного взаимодействия с населением переходят от этапа информационного присутствия к этапу интерактивного взаимодействия.

Библиография

1 См.: Попков Ю.С., Тищенко В.И. Виртуальные сообщества в структуре власти (методологические аспекты). - М., 2004.С. 63-64.

Поделитесь статьей с коллегами:

Необходимость реализации мероприятий по формированию инфраструктуры информационного общества, включая электронное правительство и электронный муниципалитет, призванных обеспечить прозрачность деятельности органов власти и местного самоуправления (МСУ), а также переход к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде, требует безотлагательного анализа сложившейся в данном сегменте почти тупиковой ситуации и поиска решений по ее преодолению. Более чем 15-летний опыт информатизации органов местного самоуправления, взаимодействия с органами государственной власти всех уровней и разработчиками информационных технологий позволяет достаточно объективно и масштабно оценить состояние, тенденции и перспективы формирования инфраструктуры информационного общества, электронного правительства и электронного муниципалитета. Андрей Юрьевич ГУБОВ, председатель совета директоров Фонда развития информационных технологий муниципалитетов Конгресса муниципальных образований РФ, заместитель председателя правления секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления»

Интернет

Сейчас применение Интернета в интересах органов власти и местного самоуправления являет собой яркий образ информационного неравенства. Причем различия проявляются не только в доступности широкополосного Интернета в разных уголках России, но и в финансовых возможностях участников процесса. Для значительной части муниципалитетов России не только на уровне поселений, но и районов создание сайта, хотя бы только для обозначения своего существования в Интернете, весьма проблематично в силу жесточайшего дефицита бюджета и отсутствия специалистов по созданию и сопровождению сайтов. В то же время большинство органов государственной власти чуть ли не ежегодно модернизируют до неузнаваемости свои сайты и порталы, демонстрируя все более навороченные, ультрасовременные и дорогие решения.

Проблемы представления местных органов власти и МСУ в Интернете усугубляются отсутствием регламентации содержания и структуры сайтов. И самое главное — сложными для понимания основных пользователей - граждан и организаций - интерфейсами сайтов. В силу чего даже опытный пользователь не всегда может оперативно получить ответ на интересующие вопросы, а зачастую и вовсе теряется в виртуальных лабиринтах. К сожалению, до настоящего времени не решены (а если и решены, то не доведены до МСУ) единые подходы к созданию муниципальных сайтов, в том числе:

  • не разработаны методические рекомендации и типовые решения по созданию сайтов муниципальных образований;
  • не прорабатываются единая процедура идентификации пользователей с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП), условия организации доверительного пространства для зарегистрированных пользователей органов власти и МСУ и другие многочисленные и важнейшие вопросы.

Без методического сопровождения, без решения технических вопросов на приемлемом для муниципалитетов уровне сложно обеспечить повсеместное предоставление информации и оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде с помощью Интернета.

Межведомственное информационное взаимодействие

Излишне доказывать, что основным условием создания информационного общества и обеспечения функционирования электронного правительства и электронного муниципалитета является наличие полноценно сформированных и актуализируемых информационных ресурсов в электронном виде. Сегодня в Российской Федерации информационные ресурсы формируются по ведомственному принципу, в пределах определенных законодательством полномочий. Собственником информационных ресурсов является та организация, за счет средств которой они были сформированы и актуализированы. Как следствие, суммарный объем информационных ресурсов органов местного самоуправления составляет основание пирамиды таких ресурсов в общегосударственном масштабе.

Однако в силу отсутствия общегосударственных требований и рекомендаций по составу, структуре, форматам и порядку формирования даже одноименные информационные ресурсы не только на уровне муниципалитетов, но и на уровне субъектов Федерации носят разнородный характер. Отсутствие же единой нормативно-справочной информации делает информационные ресурсы различных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и муниципалитетов трудно совместимыми или же несовместимыми вовсе. Ярчайшим примером может служить отсутствие в стране единого справочника адресов.

Действующим законодательством предусматривается процедура информационного взаимодействия между организациями на основании соответствующих соглашений. В то же время отдельными законодательными и подзаконными актами ограничиваются состав и объем информации, предоставляемой в электронном виде сторонним пользователям. При этом если для органов власти порядок и возможность информационного взаимодействия в электронном виде хоть как-то находят свое отражение в упомянутых документах, то органы местного самоуправления в большинстве случаев не упоминаются вовсе.

Опыт межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде до последнего времени формировался в основном инициативным путем, причем в отсутствии даже рекомендательного влияния федерального центра. Что касается муниципалитетов, то они участвуют в данном процессе в режиме «одностороннего движения», предоставляя предусмотренную законодательством информацию органам власти различных уровней и не получая взамен почти ничего.

Во второй половине прошлого года Правительством РФ принят ряд распоряжений, призванных организовать и регламентировать межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде. Однако полноценных требований к интерфейсам и организационным моментам до настоящего времени не выработано. Ответственность за организацию региональных систем межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде, предусматривающих участие и органов местного самоуправления, возлагается на органы власти субъектов РФ. Естественно, что работа по созданию таких региональных систем ведется не слишком интенсивно.

Таким образом, сегодняшнее состояние межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде характеризуется ведомственной разобщенностью информационных ресурсов; недостаточной их совместимостью, вызванной отсутствием системы единой нормативно-справочной информации; многократным дублированием и неизбежным при этом искажением информации; непроработанностью интерфейсов и условий обмена информацией; высокозатратными и организационно сложными требованиями по обеспечению защиты информации; отсутствием до последнего времени целенаправленной мотивации обязательности и целесообразности этого процесса, а также рядом других негативных факторов. В совокупности это ставит под сомнение возможность обеспечить предоставление информации и оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Инфраструктура оказания услуг в электронном виде

Распоряжениями Правительства РФ задан очень высокий темп подготовки инфраструктуры оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Утвержденный план мероприятий устанавливает этапы и сроки подготовки и начала оказания услуг в электронном виде. Согласно ему в настоящее время завершается этап размещения информации о составе и порядке предоставления услуг, а также сведений о необходимых для получения соответствующей услуги документах. Само предоставление услуг в электронном виде отрабатывается внутри отдельных ведомств автономно, без электронного информационного взаимодействия с ведомствами-смежниками. То же самое происходит и в муниципалитетах.

Изменить ситуацию призван созданный со второй попытки федеральный интернет-портал гос-услуг. Однако его полноценному распространению препятствуют организационно-технические моменты, в силу которых портал не продвинулся дальше уровня органов государственной власти и органов власти субъектов РФ. До включения в его работу хотя бы большинства органов МСУ еще очень далеко. Да и знакомство с данным порталом с позиции удобства для пользователя вызывает ряд вопросов, в том числе:

  • нет ясности, логичности, удобства в структуре меню для действий пользователя на уровне интуитивного понимания;
  • нет четкости и строгости инструкций (подсказок) для начинающего пользователя портала;
  • наличие «спрятанных» в разделах меню функций, незнание которых затрудняет использование портала.

Отдельный вопрос - процедура регистрации. Насколько оправданно направление (и ожидание) из Москвы заказного письма с кодом для последующего, возможно, однократного получения услуги в электронной форме? Может, задачу регистрации проще решать в регионе и (или) с применением ЭЦП?

Федеральный закон об услугах определяет июль 2012 года как срок обязательного применения процедур предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, за исключением случаев, отдельно предусмотренных законодательством. При этом определены и основные элементы инфраструктуры оказания услуг в электронной форме: Интернет, многофункциональные центры (МФЦ), центры обработки данных (ЦОД). Процедура ЭЦП названа в качестве основного инструмента аутентификации при оказании услуг в электронной форме.

МФЦ, ЦОП и ЭЦП

Принцип «одного окна» и структуры МФЦ для оказания услуг населению остались в наследство от проводимой в 2000-х годах административной реформы, в рамках которой и проходила инвентаризация услуг. К сожалению, за единичными исключениями существующие в настоящее время МФЦ и организации, использующие в своей работе принцип «одного окна», не ориентированы на применение технологий межведомственного информационного взаимодействия и оказание услуг в электронном виде. Соответствующие типовые решения для МФЦ в настоящее время отсутствуют.

Что касается ЦОД, то они создаются либо по ведомственному принципу органами власти и МСУ, достигшими соответствующей ступени применения информационных технологий в своей деятельности, либо крупными операторами в интересах группы заинтересованных организаций. Создаваемые в данный момент и тем более уже функционирующие ЦОД не могут служить полноценным инструментом межведомственного информационного взаимодействия и оказания услуг в электронном виде в силу:

  • сложности интеграции существующих информационных ресурсов;
  • непроработанности интерфейсов и условий межведомственного обмена информацией;
  • высокозатратных и организационно сложных требований по обеспечению защиты информации различных собственников, а также ряда других негативных факторов, описанных выше.

Сложившаяся запутанная ситуация с существующими ведомственными и не кроссертифицированными между собой удостоверяющими центрами ЭЦП вынуждает пользователей одновременно иметь несколько ключей ЭЦП и использовать их для строго определенных целей (работа с Федеральным казначейством, налоговыми органами и др.). Недавно принятая новая редакция закона об электронной цифровой подписи, призванная расширить возможности и упростить порядок применения ЭЦП, не внесла ясности в организацию данных работ. Предусмотренное указанным законом существование трех видов ключей ЭЦП, предназначенных для различных групп пользователей и разных сфер применения, безусловно, приведет к появлению на этом рынке новых специализированных удостоверяющих центров ЭЦП и связанных с этим дополнительных неудобств для пользователей ЭЦП. Без принятия жестких организационных решений на федеральном уровне по созданию единого пространства ЭЦП данная процедура как основной инструмент аутентификации при оказании услуг в электронной форме вряд ли будет достаточно удобна.

В целом процесс формирования инфраструктуры информационного общества пока существенно отстает от намеченных сроков реализации поставленных Президентом и Правительством РФ целей и задач.

Выводы и предложения

Создание и последующая постоянная эксплуатация инфраструктуры информационного общества, электронного правительства и электронного муниципалитета, предназначенная обеспечить прозрачность деятельности органов власти и МСУ и оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде, представляет собой очень сложную и чрезвычайно масштабную организационно-техническую задачу. И как показывает опыт минувшего десятилетия, ее решение за счет применяемых сегодня методов и в заданные сроки невозможно.

Дело даже не в качественном, полном и быстром выполнении работ по созданию правового и организационно-методического, нормативно-справочного и регламентного обеспечения, доведению широкополосных каналов связи и Интернета до российской глубинки, созданию ЦОД, МФЦ и разработке полного пакета интерфейсов межведомственного информационного взаимодействия, унификации информационных ресурсов и обеспечению информационной безопасности, разработке типовых проектных решений по всем направлениям оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также упорядочению системы применения ЭЦП. Главное, чтобы весь этот комплекс мероприятий выполнялся согласованно, по четко определенному графику, без провалов и разрывов по полноте и времени, чтобы созданные наработки не залеживались в архивах и на складах, а повсеместно вводились в строй, постоянно и качественно эксплуатировались и далее скоординированно развивались во всех органах власти и МСУ в масштабах страны.

Для создания, внедрения, организации эксплуатации и дальнейшего развития такой гигантской системы просто постоянного внимания со стороны Президента и Председателя Правительства РФ недостаточно. Требуется реорганизация существующих и (или) создание нового органа управления в составе Правительства РФ, наделенного полномочиями по обеспечению организации, контроля и управления всем комплексом вопросов создания, организации эксплуатации и развития инфраструктуры информационного общества и функционирования электронного правительства и электронного муниципалитета. Только постоянная координация усилий и оперативное устранение ведомственных перекосов во взаимодействии органов государственной власти, субъектов РФ, МСУ и уполномоченных организаций могут обеспечить устранение дублирования работ, унификацию информационных ресурсов, создание и применение типовых проектных решений. А это повысит эффективность расходования бюджетных средств всех уровней в рамках профильной ФЦП.

Очень важно, чтобы вновь формируемый орган управления не замыкался в пределах Садового кольца, а имел разветвленную сеть структурных подразделений во всех федеральных округах и субъектах РФ. При этом полномочия по организации указанной работы среди муниципалитетов, которые в основном дотируются из региональных бюджетов, должны быть возложены на соответствующие структуры органов власти субъектов РФ. Для коллегиальной оценки принимаемых решений по созданию, эксплуатации и развитию инфраструктуры информационного общества и функционированию электронного правительства и электронного муниципалитета уполномоченным органом в рамках экспертных советов должны привлекаться руководители соответствующих структур органов государственной власти, субъектов РФ и представители ассоциаций муниципалитетов.